Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим: проблемы теории и практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 01:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование практических и теоретических проблем признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть понятия и рассмотреть основания признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим;
- Определить порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим;
- Определить последствия признания гражданина безвестно отсутствующим;
- Определить последствия объявления гражданина умершим;
- Определить последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим;
- Определить последствия явки гражданина, признанного умершим.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Общая характеристика института безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим.
1.1. Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим……………………………………………………………….5
1.2. Условия объявления гражданина умершим………………10
Глава 2. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим.
2.1. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим………………………………………………………...…14
2.2. Правовые последствия объявления гражданина умершим……………………………………………………………….…..15
Глава 3. Последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим
3.1. Правовые последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим……………………………………….18
3.2. Правовые последствия явки гражданина, объявленного умершим……………………………………………………………...…………..21
Заключение………………………………………………………………..24
Список источников……………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 72.50 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

 

Юридический институт

Кафедра

 

КУРСОВА РАБОТА

по гражданскому праву

по теме:

ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

Очной формы обучения

На контрактной основе

 

Научный руководитель:

 

Калининград

2013

 

 

План:

Введение…………………………………………………………………....3

Глава 1. Общая характеристика института безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим.

    1. Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим……………………………………………………………….5
    2. Условия объявления гражданина умершим………………10

Глава 2. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим.

    1. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим………………………………………………………...…14
    2. Правовые последствия объявления гражданина умершим……………………………………………………………….…..15

Глава 3. Последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим

3.1. Правовые последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим……………………………………….18

3.2. Правовые последствия явки гражданина, объявленного умершим……………………………………………………………...…………..21

Заключение………………………………………………………………..24

Список источников……………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема моей курсовой работы является: «Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим: проблемы теории и практики». Несмотря на то, что степень изученности данного института высока, я думаю, что в современном мире проблема признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим стала особенно актуальна, т.к. с каждым годом пропадает все больше граждан Российской Федерации, о чем нам свидетельствует статистика МВД.

«Ушел из дома и не вернулся…» - обычно именно с этих слов начинаются объявления о розыске пропавших людей. Ежегодно в органы полиции поступает несколько десятков тысяч заявлений о помощи от родственников или знакомы. Ежегодно в различных уголках РФ пропадает без вести огромное количество граждан. Хотя меры и способы, принимаемые для поиска пропавших лиц, в наше время очень развиты, но в большинстве случаев они не приносят существенного результата. Вследствие чего возникает неопределенность в субъекте гражданско-правовых отношений. С одной стороны он достаточно конкретизирован, но с другой стороны факт его пребывания неизвестен. Что бы избежать подобной ситуации законодатель ввел институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим.

С помощью норм, данного института, у лиц, находящихся в каких-либо правовых отношениях с лицом безвестно отсутствующим, появляется возможность совершать какие-либо юридически значимые действия, связанные с его личностью.

Целью моей курсовой работы является исследование практических и теоретических проблем признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Раскрыть понятия и рассмотреть основания признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим;

- Определить порядок признания  гражданина безвестно отсутствующим  и объявление гражданина умершим;

- Определить последствия признания гражданина безвестно отсутствующим;

-  Определить последствия  объявления гражданина умершим;

- Определить последствия  явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим;

- Определить последствия  явки гражданина, признанного умершим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим.

    1. Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим.

По различным данным, по статистике в России пропадает без вести около 100 тыс. человек и с каждым годом количество это растет. И всему этому могут быть различные причины, например, локальные военные действия, природные катаклизмы, катастрофы, несчастный случаи, терроризм и др. Криминогенная обстановка в стране растет, вследствие чего повышается статистика пропавших без вести людей. Так, если в 1889 году число пропавших было зафиксировано на отметке 56520 человек, то в 2009 году уже 120455. Самое страшное, что, каждый второй пропавший – трудоспособный мужчина или женщина, каждый четвертый – несовершеннолетний ребенок, каждый десятый – пенсионер1. Но сотрудники полиции считают, что ничего странного в этом нет, и поясняют это тем, что:  «Бизнесменов похищают вымогатели или кредиторы, рабочие попадают в рабство или мигрируют по городам, а бомжи гибнут в драках с собутыльниками или умирают от болезней»2. А как быть лицам, которые связаны с исчезнувшим лицом какими-либо имущественными или неимущественными отношениями? Чтобы исключить возникшую неопределенность, вызванную длительным отсутствием гражданина, законодатель предусматривает создание института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим.

В современной юридической литературе уделено много внимания институту безвестного отсутствия, так же, можно найти огромное количество толкований безвестного отсутствия. Например, Прянишников Е. А. полагает, что нормы института безвестного отсутствия регулируют последствия, связанные с длительной неизвестностью лиц, состоящих в определенно правовых отношениях с гражданами и организациями3. Попов Ю. А. считает, что безвестное отсутствие – это такое отсутствие гражданина, при котором нельзя устранить неизвестность его местопребывания и нет предположений о жизни данного гражданина4.  А …Безвестное отсутствие – это установленное судом длительное отсутствие сведений о месте пребывания гражданина в месте его жительства5.

Каждый человек с момента рождения становиться субъектом права и вступает в различные правовые отношения с другими людьми. В детстве это, чаще всего родственники и друзья, и эти связи не носят правового характера, но с возрастом круг нашего общения расширяется и почти каждые из них носят правовой характер. Некоторые из них, по каким либо причинам утрачиваются и вместо них зарождаются новые.

Связи правового характера являются правоотношениями, которые предполагают наличие участников, имеющих субъективные права и юридические обязанности.  Исчезновение одного из участников правоотношения влечет за собой неопределенность, т.е. отношения и не закончились, как в случае смерти субъекта, но и не могут продолжаться, т.к. неизвестно его местонахождение. Складывающаяся в таких случаях ситуация, может быть решена посредством признания гражданина безвестно отсутствующим. Но тут, сразу же возникает вопрос, изменяется ли правоспособность гражданина в период его безвестного отсутствия, даже если это установлено в судебном порядке. Безусловно, что  за безвестно отсутствующим гражданином в полном объеме сохраняется весь комплекс его прав (ст. 18 ГК РФ), но отсутствуя в месте своего постоянного жительства, он лишен возможности исполнять возложенные на него обязанности и защищать в полной мере свои законные интересы.

Статья 42 ГК РФ гласит: «Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания». Так, в данной статье сказано, что гражданин может быть по решению суда признан безвестно отсутствующим, но не сказано, что суд должен в любом случае признать гражданина безвестно отсутствующим. Если суду известны такие обстоятельства дела, которые дают основания полагать, что лицо умышленно скрывается в целях получения материальной выгоды, от уплаты алиментов или от уголовной ответственности, то он не должен признавать данного гражданина безвестно отсутствующим. Я думаю, что в данную статью необходимо дополнить положением о том, что, суд не может признать лицо безвестно отсутствующим, если установлено, что лицо умышленно скрывает сведения о своем местонахождении. Это будет способствовать правильному и законному разрешению такого рода дел.

Так же, в данной статье не дается понятие «заинтересованные лица». По смыслу, к этому кругу можно отнести лиц, которые состоят с безвестно пропавшим гражданином в каких-либо правоотношениях (например, супруг,       т.к.  он может быть заинтересован в расторжении брака в упрощенном порядке6, лица, находящиеся на иждивении пропавшего, кредиторы, прокурор, органы опеки и попечительства). Что бы избежать вопросов, кто может относиться к заинтересованным лицам, я считаю, необходимо внести дополнения в ст. 42 ГК РФ, которые точно определят данный круг лиц.

Признание гражданина безвестно пропавшим может быть произведено только судом, в порядке особого производства с участием заявителя и других

заинтересованных лиц, когда к рассмотрению принимается не иск, а заявление (т.к. нет материально-правового спора).

В юридической литературе высказаны различные мнения об основаниях признания гражданина безвестно отсутствующим. Ряд ученых полагает, что в безвестном отсутствии лежит презумпция смерти лица, поскольку решение суда будет истинным тогда, когда гражданина нет в живых. Другие авторы, такие как: Г. Н. Амфитеатров, М. Г. Стучинский, А. Г. Потоков считают, что в безвестном отсутствии лица заложена презумпция жизни. Связано это с тем, что принимаемые при этом меры отличаются от тех, которые влекут смерть человека7. Третья позиция, которая, на мой взгляд, представляется более правильной, основана на том, что решение о безвестном отсутствии гражданина строится не на презумпции смерти, а на фактическом составе безвестного отсутствия. И выносимое решение суда о признание лица безвестно отсутствующим не является ответом на вопрос, жив гражданин или мертв.

Гражданин может быть признан безвестно отсутствующим при наличии фактического состава, который включает в себя:

    • Отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение одного года. Этот срок, по общему правилу, начинает течь со дня получения последних сведений о пропавшем гражданине. При невозможности установить этот день, началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние известия, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года8.

        Я считаю, что срок, для признания гражданина безвестно отсутствующим не может быть для всех универсальным – один год. Ведь бывают различные жизненные ситуации, когда срок для признания гражданина безвестно отсутствующим можно существенно сократить. Например, молодая мама вышла из дома в молочную кухню за молоком и творогом, оставив годовалого ребенка  дома. До молочной кухни пару минут езды, но до нее она в тот день так и не добралась. Ребенка она кормит грудью и очевидно, что она к нему привязана и не может куда либо уехать, оставив его одного дома. Почти год женщину ищут и все безрезультатно. Предположим, после исчезновения женщины не прошло года, следовательно, по закону ее не могут признать безвестно отсутствующей, однако, обстоятельства, связанные с ее исчезновением дают основания предположить, что она пропала. На мой взгляд, во избежание подобных ситуаций, суд должен подходить к каждому заявлению заинтересованного лица индивидуально, учитывая все обстоятельства связанные с причиной бесследного исчезновения гражданина.

    • Вторым непременным условием, для признания гражданина безвестно отсутствующим является невозможность установить место его пребывания.

Исходя из ч.1 ст. 278 ГПК РФ можно сделать вывод, что в делах особого производства, связанных с признанием гражданина безвестно отсутствующим или объявлением умершим, обязательна такая стадия, как подготовка дела к судебному разбирательству, в ходе которой, судья должен выяснить, какие лица могут дать сведения о безвестно отсутствующем. Поэтому, в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, жительства и т.п. отправляется запрос об имеющихся о нем сведениях. Опрашивается круг лиц, с которыми он общался: родственники, друзья, коллеги, соседи и т.д.9

    • Третье условие - невозможность устранения неизвестности о месте нахождения лица путем проведения розыскных мероприятий.

На стадии возбуждения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим судья, в обязательном порядке должен проверить, возбуждалось ли розыскное дело по заявлению заинтересованного лица и имеется ли справка о результатах проведения розыскных мероприятий. Необходимо уточнить, что проведение розыскных мероприятий не являются обязательным условием для подачи заявления заинтересованным лицом, а служит доказательством отсутствия гражданина в месте его жительства.

 

    1. Понятие и условия объявления гражданина умершим.

Судебное объявления гражданина умершим, так же как и признание гражданина безвестно отсутствующим необходимо в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъекта правоотношения, препятствует другим субъектам осуществлять свои права и в полной мере исполнять возложенные на них обязанности.

Гражданин может быть объявлен умершим, если наличествует фактический состав, который включает в себя:

    • Длительное отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания;
    • Невозможность установить место пребывания гражданина и факт нахождения его в живых;
    • Решение суда. С заявлением об объявлении гражданина умершим так же, как и с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим могут обратиться любые заинтересованные лица.

Такие дела, как признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе. Например, в обоих случаях суду необходимо установить дату, когда о гражданине были получены в последний раз сведения о его местонахождении. Правила исчисления начала срока безвестного отсутствия раскрывает ч. 2 ст. 42 ГК РФ, а объявление гражданина умершим – ст. 45 ГК РФ.

Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим: проблемы теории и практики