Гражданство и его конституционное закрепление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:07, контрольная работа

Краткое описание

Понятие гражданства традиционно употребляется в государствах с республиканской формой правления. В монархических государствах употребляется термин «подданство», которых формально устанавливает личную верность монарху, но фактически равнозначен гражданству1.
Правовой статус личности как система ее прав, свобод, обязанностей и законных интересов представляет собой их структурную совокупность, т.е. деление внутренне единой совокупности прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности на группы, виды, находящиеся между собой в определенных связях и взаимодействии в соответствии с особенностями их материального содержания и правовой формы. Основные группы прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности взаимодействуют между собой, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Содержание

Гражданство РФ и его конституционное закрепление…………………….3
Список используемой литературы………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

63765f.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Гражданство РФ и его конституционное закрепление…………………….3

Список используемой литературы………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гражданство РФ и его конституционное закрепление

Понятие гражданства традиционно употребляется в государствах с республиканской формой правления. В монархических государствах употребляется термин «подданство», которых формально устанавливает личную верность монарху, но фактически равнозначен гражданству1.

Правовой статус личности как система ее прав, свобод, обязанностей и законных интересов представляет собой их структурную совокупность, т.е. деление внутренне единой совокупности прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности на группы, виды, находящиеся между собой в определенных связях и взаимодействии в соответствии с особенностями их материального содержания и правовой формы. Основные группы прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности взаимодействуют между собой, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В условиях проводимой в стране административной реформы весьма актуальными и значимыми представляются вопросы российского гражданства.

Для рассмотрения анализа основополагающих принципов гражданства необходимо раскрыть понятие гражданства.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон)2 определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, т.е. лицо непосредственно находится под властью государства, чьим гражданством оно обладает. Также гражданство регламентируется Конституцией Российской Федерации, в частности ст. 6, которая определяет, что принципы данного института отнесены к основам конституционного строя международными актами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с Федеральным законом.

Обладание гражданством - это не только наличие двусторонних обязанностей, но и распространение на лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами. Помимо этого, оно дает возможность гражданину активно участвовать в политической жизни страны, так как именно институт гражданства наделяет его избирательными и другими политическими правами. Исходя из этого, можно сказать, что не важно, проживает ли человек в стране или за границей, главным связующим звеном является юридически установленный факт наличия правовой связи с государством.

Углубленная разработка взаимоотношений личности и государства является необходимостью, вытекающей из провозглашения Российской Федерации ст. 1 Конституции3 демократическим правовым государством. Назначение, сущность, руководящие идеи, характеризующие содержание института гражданства, находят свое отражение в его принципах, целью которых служит формирование общих исходных начал правового регулирования всех отношений гражданства.

Основополагающая роль принципов института гражданства заключается в том, что все другие нормы, регулирующие отношения гражданства Российской Федерации, должны соответствовать им.

Многие принципы прямо сформулированы в актах, а некоторые вытекают по смыслу из их положений. В связи с чем существует много комбинаций системы принципов гражданства.

Анализируя законодательство о гражданстве, можно выделить три основных группы принципов:

1. Принципы по поводу  гражданства (право каждого человека  на гражданство, признание гражданства, поощрение приобретения гражданства  лицами без гражданства, проживающими  на территории России).

2. Принципы, непосредственно  связанные с содержанием гражданства (единое и равное гражданство, невозможность лишения гражданства  или права изменить его, недопустимость  высылки за пределы Российской  Федерации или выдачи российского  гражданина иностранному государству, сохранение гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами, предоставление защиты и покровительства государства гражданам, находящимся за пределами страны, сохранение гражданства при заключении или расторжении брака, запрет обратной силы закона).

3. Принципы решения вопросов  гражданства Российской Федерации (уважение прав и свобод человека  и гражданина, законность, объективность, гласность, оперативность, справедливость  и единообразие).

Рассматривая первую группу принципов, следует начать с права каждого гражданина на гражданство, выступающего в качестве предпосылки для свободной реализации каждым человеком своей потребности в наличии гражданства, а соответственно, возможности пользоваться своими конституционными правами и свободами, защитой со стороны государства.

Данный принцип запрещает любую дискриминацию в области гражданства. Он вытекает из конституционного положения о равенстве всех перед законом и судом (ч. 2 ст. 19 Конституции). В соответствии с чем государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не менее важное место среди принципов занимает поощрение приобретения гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории России. Он направлен на обеспечение равенства всех лиц, проживающих в определенном государстве, путем принятия в его гражданство неграждан, существование которых в социуме с гражданами может в любой момент привести к возникновению конфликтных ситуаций.

Россия поощряет приобретение своего гражданства лицами без гражданства, особенно это приветствуется в отношении лиц, бывших гражданами СССР, которые в силу распада Советского Союза вынужденно стали лицами без гражданства. Для них предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации, при наличии у них вида на жительство4.

Федеральный закон впервые установил, что выход из гражданства России не допускается, если гражданин не имеет иного гражданства либо гарантий на приобретение5.

Вторую группу принципов открывает принцип единого и равного гражданства, особую значимость которому придает Федеративное устройство Российской Федерации, то есть наличие в ее составе субъектов Федерации.

Значимость принципа усиливается благодаря тому, что с принятием Конституции "республиканское гражданство" было исключено и вопросы гражданства отнесены п. "в" ст. 71 к исключительному ведению Российской Федерации (Закон 1991 г. на тот момент предусматривал двухуровневую систему гражданства).

Последний принцип идет в тандеме с принципом равного гражданства, который означает равенство всех граждан независимо от оснований приобретения гражданства.

Данный принцип находит свое выражение в двух аспектах: в содержательном - в виде равенства правовых статусов граждан и в формальном - т.е. равенство относительно прав в вопросах гражданства. Российское законодательство не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по рождению, усыновлению и другим различным основаниям. Содержанием его является запрет на деление граждан по объему прав на "природных", "натурализованных", "реинтегрированных" или "оптированных", существование которых возможно в соответствии с основаниями приобретения гражданства.

Для всех граждан установлен единый статус российского гражданина. Принцип равного гражданства подразумевает и недопустимость ограничений прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

К числу основных принципов гражданства относится принцип невозможности лишения гражданства или права изменить его. Этого права никто не может быть лишен. Устойчивость связей между гражданином и государством не означает принудительное удержание человека в гражданстве. Данный запрет направлен на предоставление гражданину полной свободы в решении вопросов своего гражданства, не боясь какими-либо своими действиями лишиться его без своего согласия.

Развитие международных связей порождает проблему международной преступности, которая сама по себе представляет серьезную угрозу как для отдельных государств, так и для всего мирового сообщества в целом. Лица, совершившие преступления в одной стране, скрываются в другой, а соответственно, их поимка и выдача затрудняются.

Одним из важнейших принципов является принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (принцип экстерриториальности гражданства). Такого рода принцип вытекает из естественного права человека свободно избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы государства и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в Конституции (ч. 2 ст. 27).

Данный подход означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в России, но при этом гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

Принцип защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами, по своей сущности связан с суверенитетом государства и наличием взаимных обязанностей между последним и гражданином, что непосредственно отражает природу государства. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами России, а также их должностные лица обязаны содействовать гражданам Российской Федерации в обеспечении пользования всеми правами, установленными Конституцией и другими законами.

Сохранение гражданства при заключении или расторжении брака само по себе является некой индивидуальной связью лица с государством, не допускающей автоматического прекращения гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленного законом порядка. При этом и иностранный гражданин автоматически не может стать обладателем российского гражданства.

Особую роль в системе принципов играет принцип запрета обратной силы закона, закрепленный в ч. 7 ст. 4 Федерального закона. Определение наличия у лица гражданства Российской Федерации либо в прошлом СССР следует на основании законодательных актов России или СССР, их международных договоров, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие гражданства. Данный принцип в корне изменяет решение вопросов гражданства и требует от органов, которые занимаются ими, досконального изучения всех обстоятельств дела лица, претендующего на приобретение гражданства Российской Федерации6.

Третья группа характеризуется всеобщностью, так как в нее входят все основополагающие принципы конституционного строя.

Подводя итог, необходимо отметить, что понимание такого явления, как гражданство, порой затруднительно, так как представляется весьма простым, но это не так. Оно довольно многогранно, а соответственно, и сложно. Как правило, гражданство определяется в виде связи лица с государством, но очевидно, что в то же время оно олицетворяет определенное состояние общества, а соответственно, принципы гражданства регулируют и общественные отношения. Принципы отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, вытекают из содержания политики государства и несут в себе обобщенную характеристику отрасли права.

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено согласно ст. 11 Закона N 62-ФЗ:

- по рождению;

- в результате приема  в гражданство Российской Федерации  в общем порядке;

- в результате приема  в гражданство Российской Федерации  в упрощенном порядке;

- в результате восстановления  в гражданстве Российской Федерации;

- а также по иным  основаниям, предусмотренным данным Законом или международными договорами Российской Федерации.

Этапы процедуры приобретения гражданства РФ следующие.

1. Получение разрешения на временное проживание.

2. Оформление вида на  жительство РФ.

3. Получение гражданства  РФ.

Согласно ст. 18 Закона гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации7.

Рассмотри более подробно иные основания прекращения гражданства, так как данная норма закона имеет отсылочный характер.

Другое основание прекращения гражданства (п. "б" ст. 18) изложено в комментируемом Законе бланкетно, поскольку эта норма отсылает к иным положениям комментируемого Закона либо международным договорам РФ. Иными основаниями следует считать:

1) случаи изменения территории  РФ (относятся к предоставлению  права на оптацию лицам, проживающим  на территории, государственная  принадлежность которой изменилась);

2) отмену решения о  приеме в гражданство (ст. 22 Закона). Это положение является единственным основанием, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но это происходит при наличии серьезных условий: представлении заявителем подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ устанавливается в судебном порядке. Основываясь на судебном решении, компетентный государственный орган, вынесший ранее решение о приобретении лицом гражданства РФ, отменяет это решение.

В данном случае имеет место лишение гражданства РФ, так как лицо, хоть и незаконно, но имеет некоторое время статус российского гражданина. При этом отмена решения о приобретении гражданства РФ является не чем иным, как санкцией за совершение противозаконных действий, что квалифицируется как лишение гражданства;

3) автоматическое прекращение  российского гражданства, например  гражданство РФ ребенка утрачивается  при прекращении российского  гражданства обоих его родителей  или единственного его родителя, а также при прекращении гражданства  РФ одного из родителей при согласии другого родителя на это, но всегда при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства;

4) смерть гражданина.

Выезд из РФ и выход из гражданства РФ не являются тождественными понятиями. Можно решать вопрос о выходе из гражданства РФ, не покидая пределов РФ, и, наоборот, можно выехать из России, не выходя при этом из гражданства РФ.

Информация о работе Гражданство и его конституционное закрепление