Гражданские дела, подсудные мировому судье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение подсудности гражданских дел.
В задачи работы входит:
1) анализ гражданских дел, подсудных: мировому судье; районному суду; военным судам и иным специализированным судам; верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа; Верховному Суду Российской Федерации;
2) характеристика видов подсудности: территориальной, альтернативной, исключительной, договорной, по связи дел;
3) исследование правил передачи дела, принятого судом к своему производству, в другой суд.

Содержание

Введение.
1. Гражданские дела, подсудные мировому судье.
2. Гражданские дела, подсудные районному суду; военным судам и иным специализированным судам.
3. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.
4. Подсудность указанных дел определяется в зависимости от трех факторов.
5. Гражданские дела, подсудные Верховному Суду РФ.
6.Территориальная, альтернативная, исключительная, договорная подсудность. Подсудность нескольких связанных между собой дел.
7.Передача дела, принятого судом к своему производству, в другой суд.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданский пр. курсач.docx

— 76.82 Кб (Скачать файл)

 

Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа

 

В ст. 26 ГПК РФ содержатся правила, определяющие родовую подсудность  федеральных судов общей юрисдикции, действующих на территории субъектов  Российской Федерации: республик в  ее составе, краев, областей, городов  Москвы и Санкт-Петербурга, Еврейской  автономной области и автономных округов. Перечень указанных в ней  дел неисчерпывающий. Федеральными законами к подсудности названных судов могут быть отнесены и другие дела. Ст. 26 ГПК РФ относит к подсудности указанных в ней судов дела, связанные с государственной тайной (п. 1 ч. 1). Характер таких дел и, как следствие, их родовая подсудность определяются на основании Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. Российская газета. 1993. 25 июля; Собрание законодательства РФ. 2003. №27. Ст. 2700; №46. Ст. 4449; 2004. №27. Ст. 2711; №35. Ст. 3607. и Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" Российская газета. 1997. 12 марта..

При определении подсудности  дел, связанных с государственной  тайной, надо иметь в виду, что  такие дела, как было указано в  комментарии к ст. 25, подсудны и  окружным (флотским) военным судам; сведения, составляющие государственную  тайну, могут содержаться также  в делах, подсудных Верховному Суду РФ (ст. 27 ГПК РФ).

Правила конкуренции родовой  подсудности для таких дел  следующие:

- верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, автономного округа подсудны все связанные с государственной тайной дела, рассматриваемые в порядке гражданского судопроизводства, за исключением дел, подсудных военным судам (ст. 25 ГПК РФ) и Верховному Суду РФ (ст. 27 ГПК РФ);

- окружному (флотскому) военному суду подсудны дела, связанные с государственной тайной, из числа дел, отнесенных к подсудности военных судов, за исключением дел, подсудных Верховному Суду РФ;

- Верховному Суду РФ подсудно любое дело, связанное с государственной тайной, если оно попадает под перечень дел, отнесенных к его подсудности ст. 27 ГПК РФ.

На основании ст. 46 Конституции  РФ и ч. 4 ст. 15 Закона РФ "О государственной  тайне" обоснованность отнесения  сведений к государственной тайне  может быть обжалована в суд. Поэтому лицо, участвующее в деле, в котором имеются документы, признанные секретными, может оспаривать принятие дела к производству суда, указанного в ст. 26 ГПК РФ, если считает, что эти сведения отнесены к государственной тайне необоснованно и в результате нарушено его конституционное право (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ) на рассмотрение данного дела в районном суде, которому оно подсудно по закону. Это возможно в отдельном процессе в порядке обжалования решения соответствующего должностного лица, засекретившего сведения, имеющиеся в гражданском деле. До разрешения жалобы производство по данному делу должно быть приостановлено (абз. 5 ст. 215 ГПК).

Необходимость оспаривания  в отдельном процессе отнесения  тех или иных сведений к государственной  тайне возникает в тех случаях, когда это связано с установлением  фактов, имеющих значение для решения  данного вопроса (например, с исследованием  доказательств относимости засекреченных сведений к сведениям об определенных видах боеприпасов, которые относятся к государственной тайне в силу п. 1 ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне").

Если же решение вопроса  об отнесении тех или иных сведений к государственной тайне связано  только с решением вопросов права  и не требует отдельного исследования доказательств с целью установления определенных фактов, то данный вопрос решается в том же производстве.

Так, в судебной практике возник вопрос, какому звену судебной системы (районному или областному) подсудно дело по иску сотрудника внутренних войск, проходившего службу на территории Чеченской Республики, к управлению внутренних дел о взыскании компенсационных  выплат за участие в боевых действиях  в связи с тем, что некоторые  письменные доказательства, предоставляемые  сторонами в обоснование своих  требований и возражений, имеют гриф секретности, например, документы об условиях оплаты участия сотрудников  МВД в боевых действиях. Верховный  Суд РФ разъяснил, что гражданские  дела, связанные с государственной  тайной, подсудны верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа. Вместе с тем в ст. 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной  тайне" есть норма о том, что  сведения о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Поскольку в рассматриваемом случае спор касается компенсаций за участие в боевых действиях, а такие сведения на основании приведенной выше нормы не могут относиться к сведениям, содержащим государственную тайну, и, следовательно, не подлежат засекречиванию, указанные дела подсудны судам районного звена судебной системы Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 8. С. 22..

Статья 26 ГПК РФ относит  к подсудности указанных в  ней судов дела об оспаривании  нормативных правовых актов органов  государственной власти субъектов  РФ, затрагивающих права, свободы  и законные интересы граждан и  организаций (п. 2 ч. 1).

Для того чтобы признать данные дела подсудными указанным судам, необходима совокупность двух критериев.

Во-первых, оспариваемый акт  должен быть издан органом государственной  власти субъекта Российской Федерации. Систему органов государственной  власти субъекта Российской Федерации  в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации" Собрание законодательства РФ. 1999. №42. Ст. 5005; 2000. №31. Ст. 3205; 2001. №7. Ст. 608; 2002. №19. Ст. 1792; №30. Ст. 3024; №50. Ст. 4930; 2003. №27. Ст. 2709; 2004. №25. Ст. 2484; №50. Ст. 4950. составляют:

§ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

§ высший исполнительный орган  государственной власти субъекта РФ;

§ иные органы государственной  власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;

§ высшее должностное лицо субъекта РФ, если эта должность  установлена конституцией (уставом) субъекта РФ.

Во-вторых, для отнесения  дел к подсудности указанных  судов необходимо, чтобы оспариваемый акт был нормативным (о понятии  нормативного правового акта и более подробно о подсудности дел об их оспаривании см. комментарий к ст. 251 ГПК РФ).

Если оспаривается ненормативный  акт (индивидуальный, распорядительный) указанного органа либо нормативный  правовой акт иного органа или  должностного лица (например, нормативный  правовой акт органа местного самоуправления), то такое дело будет подсудно районному  суду.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 26 ГПК  РФ к подсудности указанных в  ней судов отнесены дела:

* о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений (межрегиональным общественным объединением является объединение, которое осуществляет деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там структурные подразделения, а региональным - объединение, деятельность которого осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации, - ст. 14 Федерального закона "Об общественных объединениях" Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018; N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029.);

* о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации;

* о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации;

* о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ.

Эти нормы развивают соответствующие  положения Федерального закона "Об общественных объединениях", Федерального закона от 25 июля 2002 г. "О противодействии  экстремистской деятельности" Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3031..

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 26 ГПК  РФ к подсудности указанных в  ней судов отнесены дела об оспаривании  решений (уклонении от принятия решений):

* избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;

* окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти;

* окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

* соответствующих им комиссий референдума, за исключением решений указанных комиссий, которыми оставлены в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или комиссий референдума.

Эти нормы полностью соответствуют  положениям ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации" Собрание законодательства РФ. 2002. №24. Ст. 2253; №39. Ст. 3642; 2003. №27. Ст. 2711, 2716; Российская газета. 2004. 25 авг.; 14 дек.; 2005. 30 июня; 23 июля.. Имеются расхождения лишь в терминологии, в частности, названный Федеральный закон употребляет термин "обжалование", тогда как в ГПК употребляется термин "оспаривание". Терминологические расхождения на решение вопросов подсудности не влияют.

 

Подсудность указанных  дел определяется в зависимости от трех факторов

 

Во-первых, от уровня избирательной  комиссии, решения и действия (или  бездействие) которой оспариваются. В соответствии со ст. 20 названного Федерального закона в Российской Федерации  действуют:

§ центральная избирательная  комиссия Российской Федерации;

§ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

§ избирательные комиссии муниципальных образований;

§ окружные избирательные  комиссии;

§ территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

§ участковые комиссии.

Во-вторых, решение данного  вопроса может зависеть от характера  выборов, подготовку и проведение которых  организует комиссия, решения и действия (или бездействие) которой оспариваются.

В-третьих, решение вопроса  подсудности указанных дел может  зависеть от характера оспариваемого  решения избирательной комиссии. Это связано с тем, что до обращения в суд заинтересованное лицо имеет право обжаловать решения и действия (или бездействие) избирательной комиссии в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) об оставлении жалобы без удовлетворения; б) об отмене обжалуемого решения полностью или в части и принятии решения по существу; в) об отмене обжалуемого решения полностью или в части и обязании нижестоящую комиссию принять решение по существу (п. 6 ст. 75 названного Федерального закона).

После рассмотрения жалобы вышестоящей избирательной комиссией  ее решение, а также решение и  действие (или бездействие) нижестоящей  комиссии могут быть оспорены в суде.

Если решение и действие (или бездействие) оспаривается непосредственно  в суде (т.е. без предварительного обжалования в вышестоящую комиссию), то судам, указанным в статье 26 ГПК  РФ, будут подсудны дела: об оспаривании  всех решений и действий (или бездействия) избирательных комиссий субъектов РФ по подготовке и проведению всех выборов, входящих в ее компетенцию (выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, высших должностных лиц этих субъектов); об оспаривании решений, действий (бездействия) окружных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в федеральные органы государственной власти (Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ) и в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

Районным судам подсудны дела об оспаривании решений и  действий (или бездействия) всех иных комиссий (избирательных комиссий муниципальных  образований, территориальных, участковых). Решения и действия (или бездействие) Центральной избирательной комиссии РФ оспариваются в Верховном Суде РФ (см. ст. 27 ГПК РФ). Если решения, действия (бездействие) избирательной комиссии до обращения в суд обжаловались в вышестоящую избирательную  комиссию, то подсудность дела определяется следующим образом.

В случае оставления вышестоящей  комиссией жалобы без удовлетворения, а следовательно, оставления в силе решения нижестоящей комиссии, подсудность дела определяется по правилам оспаривания решения нижестоящей избирательной комиссии. Это связано с тем, что по таким делам предметом оспаривания является решение нижестоящей избирательной комиссии, именно оно имеет самостоятельное значение и влечет правовые последствия; решение же вышестоящей комиссии такого значения не имеет. В случае отмены вышестоящей комиссией решения нижестоящей и принятия своего решения по существу либо об обязании нижестоящей комиссии повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу последнее утрачивает самостоятельное значение и предметом спора быть не может; такое значение приобретает решение вышестоящей комиссии, именно оно становится предметом спора в суде, в связи с чем подсудность такого дела должна определяться по правилам подсудности дел об оспаривании решений вышестоящих избирательных комиссий.

Информация о работе Гражданские дела, подсудные мировому судье