Государство и церквь: конституционно-правовые аспекты взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.
Еще 15-20 лет назад церковно-государственная проблематика практически не могла звучать и оцениваться как приоритетное направление внутренней политики государства. Сейчас ситуация изменилась коренным образом: Церковь и государство являются двумя цивилизованными участниками общественного процесса, которые находятся на пути к эффективному взаимодействию. Более того, результаты такого взаимодействия в жизни современного российского общества можно видеть все чаще.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3
1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………5
2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА…………………………………..10
3. ПОНЯТИЕ ОТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ В ОБЩЕСТВЕННОСТИ………………………………………….12
3.1 Регулирование взаимоотношений государства и церкви в Российской Федерации................................................................................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Васильева.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования.

Байкальский государственный университет

экономики и права в г. Братске 

Специальность «Юриспруденция»

Дисциплина  «Конституционное право России» 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ: КОНСТИТУЦИОННО – ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руководитель

Курсовой  работы:                               Ст. преп. М.В. Тлумач 

Студент:                                               гр. ЮР-10 Т.Г. Васильева 
 
 
 
 

Братск, 2011

     ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3

  1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………5
  2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА…………………………………..10
  3. ПОНЯТИЕ ОТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ В ОБЩЕСТВЕННОСТИ………………………………………….12

     3.1 Регулирование взаимоотношений государства и церкви в Российской Федерации................................................................................................13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Взаимоотношение государства и церкви, является актуальной темой и на сегодняшний день, поскольку, религия в современном российском обществе занимает все более важное место. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических.

     Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.

     Еще 15-20 лет назад церковно-государственная  проблематика практически не могла звучать и оцениваться как приоритетное направление внутренней политики государства. Сейчас ситуация изменилась коренным образом: Церковь и государство являются двумя цивилизованными участниками общественного процесса, которые находятся на пути к эффективному взаимодействию. Более того, результаты такого взаимодействия в жизни современного российского общества можно видеть все чаще.

     Русская Православная церковь (РПЦ) еще недавно  представлялась жертвой государственного атеистического тоталитарного режима. В результате демократизации нашего общества РПЦ получила полное юридическое гарантированное отделение от государства, от его вмешательства во внутри церковные дела, широкий простор для проповеднической и социальной деятельности в миру, устранение всякой дискриминации по отношению к священнослужителям и верующим, возвращение ранее изъятых культовых сооружений и церковных ценностей, возможности для строительства новых храмов и монастырей. Сейчас церковь воспринимается как естественная, национально-идеологическая опора, для приобретения обществом и людьми моральных и жизненных ориентиров.

     В данной работе мы рассмотрим такие  вопросы как, взаимоотношения церкви и государства на разных периодах истории, также выясним роль церкви в жизни общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.ВЗАИМООТНОШЕНИЕ  ГОСУДАРСТВА И  ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ.

     Сегодня проблема взаимоотношений церкви и  государства остра как никогда. По данным опросов населения, подавляющее большинство россиян так или иначе осознают себя православными. Если принять во внимание, что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь (Московский патриархат), осуществляющая активные контакты с государством, то становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Ведь Россия – светское государство, не закрепляющая ни одну религию в качестве государственной. Данный подход должен лечь в основу более взвешенной, предсказуемой и оправданной государственной политики в этой области.

     Сегодня церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в  России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры. В этом заключается социально-историческая роль Русской Православной Церкви.

     В разные исторические периоды Русская Православная Церковь как социум играла существенную и не всегда однозначную роль в жизни общества. В настоящее время ее социальная активность – это объективный фактор общественной жизни, с которым нельзя не считаться. Сегодня Русская Православная Церковь, отделенная Конституцией от государства, все чаще участвует в общественно-политической жизни страны.  При этом, поскольку Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ  является светским государством, последнее обстоятельство вызывает в обществе неоднозначные оценки.

     Кроме того, государство урегулировало  свои отношения с церковью на законодательном уровне – в нормах Конституции РФ, федеральных законах и т.п., причем, достаточно своеобразно.

     Поэтому состояние отношений между государством и церковью, церковью и обществом, обществом и государством – актуальная  проблема современности.

     Светскость  государства нельзя понимать как  полное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, как отстранение  религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач. Напротив, этот принцип предполагает лишь определенное разделение сфер компетенции Церкви и власти, а также невмешательство их во внутренние дела друг друга.

     Духовная  жизнь современного российского  общества существенно отличается от советских времен идеологическим многообразием, отсутствием государственной или обязательной идеологии, свободой совести и вероисповедания, свободой мысли и слова, правом каждого на образование, обязательностью основного общего образования, свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, правовой защитой собственности, правом каждого на пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям.

     И значительную роль в этом процессе сыграло принятие в 1993 году 1Конституции РФ, согласно ст.14 которой Российская Федерация является светским государством. Никакая религия  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

     Через четыре года конституционная норма  о светском государстве практически  дословно была воспроизведена в ч.1 ст.4 2Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»  с дополнением, касающимся того, что не должно и вправе делать государство в лице своих органов:

     - не вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

     - не возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

     - не вмешиваться в деятельность  религиозных объединений, если  она не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

     - обеспечивать светский характер  образования в государственных  и муниципальных образовательных учреждениях.

     Государство также регулирует предоставление религиозным  организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством об образовании.

     3В соответствии со ст.28 Конституции РФ каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

     Свобода совести в этическом плане  – это право человека мыслить  и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле поступков и мыслей. В то же время исторически свобода совести приобрела более узкое понимание – свобода в области религии. Она стала рассматриваться в плане взаимоотношений церкви и государства, а не только свободы мысли. 4В соответствии со ст.28 Конституции РФ свобода совести означает право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы и обряды и осуществлять атеистическую пропаганду. За незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов предусмотрена уголовная ответственность 5(ст.148 УК РФ). Гарантии свободы совести и религии включают:

     - равноправие граждан независимо от их отношения к религии, не допускающее ограничения прав граждан по мотивам конфессиональной принадлежности, разжигания вражды и ненависти на религиозной почве;

     - отделение религиозных, атеистических  объединений от государства;

     - светский характер системы государственного образования;

     - равенство религий, религиозных  объединений перед законом.

     В России гарантируются, свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами России и несут ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Граждане России равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

     Следует особо отметить, что в преамбуле  Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; указывается, что в равной степени уважаются христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.ПОНЯТИЕ  ГОСУДАРСТВА.

     Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.

Информация о работе Государство и церквь: конституционно-правовые аспекты взаимоотношений