Государственный контроль в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

Территориальные управления проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров у продавца, а также качества продукции у изготовителя. Они осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли за соблюдением порядка применения цен, контролируют правильность пользования торговым и технологическим оборудованием, а также принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверки.

Содержание

1. Государственный контроль в торговле.
2. Имущественная ответственность продавца по договору купли- продажи. Возмещение морального вреда покупателю.
3. Правовая база электронной торговли в России.

Вложенные файлы: 1 файл

коммерческое право.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Государственный контроль в торговле.
  2. Имущественная ответственность продавца по договору купли- продажи. Возмещение морального вреда покупателю.
  3. Правовая база электронной торговли в России.

 
          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный контроль в торговле.

          Государственный контроль в торговле осуществляется органами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и другими органами государственного управления в пределах своей компетенции. 
Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления является Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция). 
Объектами контроля Госторгинспекции являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.

               Территориальные управления проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров у продавца, а также качества продукции у изготовителя. Они осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли за соблюдением порядка применения цен, контролируют правильность пользования торговым и технологическим оборудованием, а также принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверки. 
               В их компетенцию входит рассмотрение в соответствии с законодательством писем, заявлений, жалоб граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий. Принимаемые ими после соответствующих проверок решения обязательны для исполнения продавцом, изготовителем. 
Госторгинспекция наделена широкими правами. Она имеет право осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговые и промышленные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Ей также предоставлено право:

осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствием их требованиям стандартов или других нормативных документов; 
производить контрольные закупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества; 
давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту. 
              Госторгинспекция имеет право составлять акты и давать обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологии производства товаров, о снятии с реализации опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан товаров и приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушением требований нормативной документации. 
Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции. 
Другие органы государственного управления осуществляют контроль в коммерческой деятельности в пределах своей компетенции.

 

 

 

 

Имущественная ответственность продавца по договору купли - продажи.

Под ответственностью понимается предусмотренное законодательством или договором имущественное взыскание или имущественное обременение, применяемое к субъекту гражданского правоотношения, нарушившему возложенные на него обязанности, и компенсирующие имущественные потери уполномоченного лица, вызванные нарушением. Выделяют санкции (меры) ответственности, к которым относятся возмещение убытков и взыскание неустойки, кроме того, в качестве санкции ответственности определяется и такая мера, как удержание задатка, и др. Санкции ответственности следует отличать от организационных мер воздействия на нарушителя договорного обязательства, или по другому - оперативные санкции. Они направлены на изменение или прекращение правоотношения между нарушителем прав и лицом, потерпевшим от нарушения. Сюда может входить изменение условий и порядка исполнения обязательств. Имущественные последствия при этом наступают лишь как попутный результат. Оперативные санкции среди других мер защиты прав по договору имеют небольшой удельный вес, что, однако, не снижает их значимость.

Рассмотрим общие положения об ответственности по договорам купли-продажи. Основная особенность продавца передать товар покупателю. Ответственность за неисполнение обязанности передать индивидуально - определенную вещь предусмотрена Гражданским кодексом. Помимо в принуждения продавца к передаче индивидуально -определенной вещи покупатель может взыскать и причитающиеся убытки. В тех случаях, когда в результате неисполнения обязательства по передаче рядовой вещи покупатель потерпел убытки..

Если продавец не исполняет обязанность передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, то покупатель также в соответствии с общими положениями об ответственности может взыскать причиненные ему убытки и отказаться от принятия товара. При этом покупатель обязан назначить продавцу разумный срок для передачи документов, то есть не может сразу применять меры ответственности. При нарушении продавцом требования о количестве товара передаваемого по договору, наряду с отказом от переданного товара и его оплаты - взыскать убытки. Аналогичная ответственность продавца наступает в том случае, когда он не выполняет своей обязанности передать товар свободным от прав третьим лицам. В этом случае, когда продавец передает товар не в обусловленном ассортименте, покупатель может применить санкции ответственности в случае отказа от товара, не соответствующего требованиям по ассортименту. В ГК РФ непосредственно предусмотрены санкции ответственности за нарушение продавцом обязанности передать товар надлежащего качества. Покупатель вправе потребовать в таком случае от продавца:

1) соразмерного уменьшения покупной  цены;

2) безвозмездного устранения товаров  в разумный срок;

3) возмещения своих расходов  на устранение недостатков-товаров.

При нарушении требования по комплекту покупатель 'вправе потребовать:

1) соразмерного уменьшения покупной  цены;

2) доукомплектования товаров в  разумный срок;

замены некомплектного товара на комплектный.

Отнесение перечисленных мер к санкциям ответственности объясняется тем, что продажа комплектного товара может произойти не по вине продавца (то есть фактически продавец передал комплектный товар), однако в соответствии с требованиями законодательства или договора продавец обязан восстановить имущественную сферу покупателя. В том случае будет налицо претерпевание продавцом отрицательных имущественных последствий (лишений), что является характерным признаком гражданско-правовой ответственности.

Применение специальных санкций ответственности не лишает покупателя прав в полной мере воспользоваться компенсационным механизмом гражданско-правовой ответственности и довзыскать с продавца остальные убытки.

Ответственность покупателя наступает в том случае, когда он в нарушение законодательных требований не принимает или отказывается принять товар, не оплачивает полученный товар или не выполняет обязанности по оплате еще неполученного товара, когда срок оплаты уже наступил. Продавец в этом случае взыскивает с покупателя неустойку за пользование чужими деньгами. Однако если продавец не выполняет обязанность по передаче предварительно оплаченного покупателем товара, то неустойка взыскивается уже с него.

По договору розничной купли-продажи также предусмотрены специальные санкции ответственности. При нарушении продавцом обязанности принять некачественный товар у покупателя для замены, в сроки указанные в п. 4, ст. 14 Закона о защите прав потребителей, за каждый день их нарушения продавец одновременно с выдачей замененного товара уплатить неустойку в размере одного процента стоимости товара. Если возникает потребность в гарантийном ремонте купленной вещи, потребитель (покупатель) вправе потребовать, чтобы крупногабаритные или тяжелые, или тяжелые, свыше десяти килограммов, вещи, предметы, подлежащие ремонту (возврату в магазин), доставлялись на место и обратно силами и за счет мастерской или магазина. Гарантийная мастерская на время нахождения в ремонте технически сложной вещи обязана выдавать безвозмездно на срок ремонта покупателю такую же вещь с доставкой на место. При нарушении сроков ремонта или безвозмездного предоставления на время ремонта вещи продавец уплачивает неустойку в размере одного процента розничной цены товара за каждый день просрочки. При отсутствии представителя торговой организации в месте нахождения потребителя он вправе направить товар в адрес торговой организации по месту покупки или ее представителю с актом о наличии в приобретенном товаре дефекта. В этом случае продавец обязан возместить издержки, связанные с установлением дефектов в продукции и направлением ему товара. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданину в следствии наличия конструктивных, производственных, рецептурных недостатков продукции подлежит возмещению в полном объеме, в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством, может быть установлен более высокий размер ответственности. В настоящее время гражданское законодательство допускает соглашение о более высоком размере ответственности

Ответственность по договору поставки в целом не отличается от общей ответственности по договору купли -продажи. Положение о поставках продукции предусматривает санкции в виде неустоек за отдельные виды нарушения, к примеру поставку некачественных товаров. В соответствии с п. 46 Положения о поставках поставщик в случае поставки некачественной (некомплектной) продукции уплачивает штрафную неустойку в размере двадцати процентов от ее стоимости. Неустойка, в том числе зачетная, взыскивается в ряде других случаев допущения поставщиком нарушений по договору.

Наряду с применением имущественной ответственности во всех случаях применимо взыскание потерпевшей стороной договора купли-продажи компенсации за причиненный моральный ущерб.

Возмещение морального вреда покупателю

Согласно ст. 151 ГК РФ, под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага.

В силу ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины.

Для наступления ответственности необходимо наличие вины причинителя вреда (в любой форме), которая предполагается. Обязанность доказывать отсутствие вины поэтому лежит на причинителе морального вреда. Он может быть также освобожден от ответственности, если докажет, что моральный вред причинен нарушением прав потребителя, вызванных действием непреодолимой силы.

Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Требование о компенсации морального вреда может предъявляться самостоятельно или вместе с имущественными требованиями. Следует также отметить, что в связи с причинением морального вреда не могут быть обоснованы регрессные требования, изготовитель (продавец) не несет ответственности за действия третьего лица[1].

Российские суды уже имеют богатую практику применения норм о возмещении морального вреда. Хотя в большинстве решений по спорам о компенсации морального вреда отчетливо видно отсутствие единообразия в подходе судов к вопросу определения размера компенсации, но в делах по спорам о защите прав потребителей некоторое время проявлялась тенденция к уравниванию размера компенсации морального вреда со стоимостью некачественного товара (работы, услуги)[2].

Однако, как отмечено в Постановлении пленума Верховного суда РФ, поскольку моральный вред возмещается в денежной или иной материальной форме и в размере, определяемых судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, размер иска, удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае[3].

Как отмечает Эрдлевский А.М., позитивная часть этого постановления выглядит менее четко поскольку оперирует не вполне удачными понятиями: «характер объем нравственных страданий» и «характер и объем физических страданий», так как нравственные и физические страдания, будучи составляющими морального вреда, не предполагают возможности их дальнейшего разделения по категориям. Как показывает анализ решений, суды в большинстве случаев не устанавливают, какие виды страданий перенес истец и в чем они конкретно выражались, и не обосновывают определяемый ими размер компенсации морального вреда.

Информация о работе Государственный контроль в торговле