Государственное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

В Теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития Теории государства и права как юридической науки.

Вложенные файлы: 1 файл

Лилия курсовая.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)


 

1. ВВЕДЕНИЕ

В Теории государства  и права, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития Теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъекты, изучением которых занимается юридическая наука. Однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминания их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

Марксистка – ленинская теория считает основной причиной возникновения  государства раскол общества на противоположные  классы с непримиримыми противоречиями2. По этой причине официальная советская историография долгое время не признавала государственность скифов. Между тем наличие государства языческих славян никак не оспаривалось.

Второе ошибочное следствие  из данной посылки заключалось в  том, что все государства древнего мира должны были быть непременно рабовладельческими. Поэтому кастовая или иная стратификация необоснованно отождествлялись с рабовладением.

 

 

 

1 См. Ленин В.И. Государство и  революция. Полное собрание сочинений.  Т. 33, стр. 7

Основоположники марксизма допускали  и иной подход к объяснению появления государства. Как писал Ф. Энгельс, к нему «стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в результате своего развития пришли сначала в целях удовлетворения общих интересов и для защиты от внешних врагов»2.

На этих позициях стоит и современная  теория государства.

Несмотря на то, что представители  разных классов, каст оказывались в  далеко не равном положении. Государство  все же всегда возникало в связи  с необходимостью удовлетворения общих  интересов населения: защиты от внешних  нападений, обеспечения общественных  работ, санитарных условий и т.п.

Признание государства органом  всего общества – характерный  мотив любого идеалистического учения о государстве, т.е. учения, исходящего из идеи, а не из установленных фактов. Если государственная власть – от Бога, значит, она должна быть равной по отношению ко всем и не иметь классового уклона. Так. По крайней мере, следует из христианской религии. Патриархальная теория происхождения государства (выдвинута еще Аристотелем) видит в государстве разросшуюся семью, опекающую подданных, как отец своих детей3. Теория, утверждающая власть государства через согласие подданных на подчинение. И теория правового государства, требующая ограничения власти законом, требованиями справедливости, правами человека, отражают сугубо идеологические и психологические основы возникновения и функционирования государства.

Государство объединяет своей властью  и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому-либо роду или племени. Это  означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

2 См. Маркс К.; Энгельс Ф. Соч.  т. 21, стр. 168

3 См. Аристотель. Политика. М., 1911, стр. 3

 

Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев  и лиц. Не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение. Для государства характерно наличие. По выражению Ф.Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть – аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «Материальные придатки» – тюрьмы и другие принудительные учреждения – является наиболее существенным, неотъемлемым  признаком государства.

Цели, поставленные в этой работе,  очень скромны: изучить более  досконально одну из тем теории государства  и права – «Формы государства». Рассматриваемый вопрос, вероятно, не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Республики Беларусь, но, к сожалению, действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Так что – за работу!

 

2.ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ  ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 

 

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же те методы, которые используются для осуществления ими организующей и управленческой деятельности. Иными словами, форма государства – это устройство государственной власти и ее организация.

Традиционно Теория государства и  права всегда выделяла в форме  государства три основных,  взаимных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Указанное понимание формы государства  сложилось не сразу. Долгое время  ее считали состоявшей из формы правления  и формы государственного устройства, к которым в последствии добавлялись  политический режим, политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия «форма государства». Например, известный юрист С.С.Алексеев считает, что форма государства -  это совокупность формы правления и формы государственного устройства4. Политический режим в этой ситуации рассматривается как явление, характеризующее сущность государства.  Л.И.Каск предлагает рассматривать государства. Подобно любому другому объекту, как функциональному (динамическую) и организационную (статическую) систему. Поэтому  формой государства в динамическом аспекте следует считать политический режим, а в статическом – форму правления и форму государственного устройства5.  Некоторые авторы трактуют форму государства в узком смысле и в нее включают только форму правления. Так или иначе, сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов - правления, государственного устройства и политического режима.

Формы государства весьма разнообразны. Среди главнейших причин разнообразия форм государства можно назвать  следующие:

 

1. Историческая традиция развития  национальной государственности.

Так, устойчивость монархических  форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.

2. Исторические осо6енности становления  самой национальной государственности.  Например, принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.

3. Принятие  той либо иной государственной  формы объясняется также национальным составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.

 

4 Алексеев С.С. Государство и  право. Начальный курс. 3-е изд.  М., 1996. С. 40

5 Каск Л.И. Функции и структура  государства. Л., 1969. С. 5-6.

 

4. Избранное той или  иной государственной формы в  молодых странах, освободившихся  от колониальной зависимости,  в значительной степени зависело  от влияния метрополии. Неудивительно,  что во многих бывших колониях Великобритании (Тринидад и Тобаго, Ямайка, первоначально в Индии, Пакистане) после провозглашения независимости была установлена монархическая форма правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Габон, Дагомея, Исламская Республика Мавритания).

Нетрудно  заметить, что содержание такого понятия  как "форма государства" - три указанных выше блока, весьма четко привязывается к трем основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, раскрывают предметно, конкретно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать и соответственно изучать.

Вот почему форму  государства можно определить как  такое устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения.

Но это  пока самый общий подход к пониманию  формы государства* самое первое приближение. Для дальнейшего продвижения необходимо подробно рассмотреть все три блока, составляющие форму государства, увидеть их взаимосвязь и взаимодействие, понять, почему политико-правовая мысль, изучая на протяжении столетий государство, выделила именно такое содержание формы государства.

Прежде всего, надо отметить, что в теоретическом  осмыслении государства особое место  действительно занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственном организованном обществе. Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию кто и как правит в этих государствах, то есть по критерию формы правления. Он выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, положив в основу классификации способы образования органов государства, их соотношение, приёмы осуществления государственной власти. Аристотель применил количественные и качественные оценки для определения разных форм правления. Ему же принадлежат и различные обозначения разновидностей той или иной формы правления.

Следующим элементом  формы государства является форма  государственного устройства или как ее еще называют форма национально-государственного и административно - территориального устройства.

Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории "форма  государственного устройства" находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории. Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей: оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и так далее.

С формой государства  тесно связана третья составляющая - форма государственного (политического) режима - "совокупность способов и методов осуществления власти государством"6.

 

 

 

См. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995, С. 124

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки:

  1. Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами 
    в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы 
    убеждения, согласования, законности, если применяется только правовое 
    принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же 
    на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим 
    реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или 
    иной степени сочетаются оба начала7.
  2. В каждой стране политический режим определяется соотношением, 
    раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс 
    политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, 
    результатом такого согласия является стабильный политический режим, но 
    если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим 
    постоянно изменяется.

Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а иногда даже человеческими жертвами. Более полное и конкретное представление о форме государства дает анализ трех ее составляющих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

см. Теория государства и права. Под. ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., М. 1998. С. 185

 

3. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

 

Форма правления - принцип организации государственной власти, выражающийся в формировании структуры высших органов государственной власти, определении порядка их образования и распределении компетенции между ними.

В зависимости от того: как создаются высшие органы государства и каково их строение; какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина, формы государственного правления подразделяются: монархические; республиканские.

3.1 Монархические формы правления

"Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству".8

В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена  в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя и т.п.). При этом различают монархию абсолютную, характерную, как правило, для позднего периода средневековья (власть монарха в таком государстве ничем не ограничена), и монархию ограниченную, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган (например, парламент). Современная форма ограниченной монархии - парламентарная монархия. Роль монарха в ней формальна; ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентарной монархии - современная Великобритания. Основными признаками классической монархической формы правления являются:

8 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С. 101.

 

  • наличие? единоличного пожизненного главы государства (царь, король, 
    император);
  • наследственный порядок преемственности верховной власти;

Информация о работе Государственное право