Государственная служба как социальный институт: сущность, принципы и функции государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление сущности и функций государственной службы.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать сущность, значение и принципы государственной службы;
2. Рассмотреть классификацию государственных должностей и служащих;
3. Исследовать механизмы обеспечения эффективности государственной службы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….......3
Государственная служба. Понятие, значение и принципы………………..5
1.1. Понятие и классификация государственных должностей …………5
1.2. Основы административно – правового статуса государственных служащих…………………………………………………………….........11
1.3. Административно – правовое регулирование прохождения государственной службы………………………………………………….20
Обеспечение эффективности государственной службы………...................23
1.1. Поощрения и ответственность государственных служащих………23
1.2. Деятельность совета по вопросам государственной службы………28
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

17) заниматься без письменного  разрешения представителя нанимателя  оплачиваемой деятельностью, финансируемой  исключительно за счет средств  иностранных государств, международных  и иностранных организаций, иностранных  граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности  добросовестно, на высоком профессиональном  уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную  служебную деятельность в рамках  установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение  каким-либо общественным или религиозным  объединениям, профессиональным или  социальным группам, организациям  и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо  личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих  добросовестному исполнению должностных  обязанностей;

6) соблюдать ограничения,  установленные настоящим Федеральным  законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность,  исключающую возможность влияния  на свою профессиональную служебную  деятельность решений политических  партий, других общественных объединений,  религиозных объединений и иных  организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность  в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение  к нравственным обычаям и традициям  народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные  и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному  и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных  ситуаций, способных нанести ущерб  его репутации или авторитету  государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать  случаи принуждения гражданских  служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

 

1.3. Административно – правовое регулирование прохождения государственной службы

 

Прохождение государственной  службы регулируется двумя видами правовых актов. Они различаются между собой по характеру вызываемых ими правовых последствий.

 Первый из них составляют нормативные правовые акты, устанавливающие общий для всех граждан порядок прохождения государственной службы. Ими определяются порядок приема на государственную службу, прохождения испытательного срока, особенности условий государственной службы, порядок проведения аттестации, замещения должностей. Присвоения квалификационных разрядов, ученых степеней, ученых званий и других вопросов прохождения службы.

 Второй вид правовых актов – это индивидуальные акты, представляющие собой один из видов юридических фактов, т.е. таких фактических обстоятельств, которые порождают, изменяют или прекращают государственно-служебные отношения для одного конкретного гражданина.

 Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к  наказанию, исключающему возможность  исполнения должностных обязанностей  по должности государственной  службы (гражданской службы), по приговору  суда, вступившему в законную  силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения  процедуры оформления допуска  к сведениям, составляющим государственную  и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания,  препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства  или свойства (родители, супруги,  дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов  и супруги детей) с гражданским  служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства  Российской Федерации или приобретения  гражданства другого государства;

7) наличия гражданства  другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных  документов или заведомо ложных  сведений при поступлении на  гражданскую службу;

9) непредставления установленных  настоящим Федеральным законом  сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем  нанимателя доверия к гражданскому  служащему в случаях несоблюдения  ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

 

Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи  с выходом на пенсию. Помимо оснований, указанных в главе 13 Трудового кодекса РФ, принятого 30.12.2001 г., увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:

 - достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;

 - прекращения гражданства Российской Федерации; несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего;

 - разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

 - возникновения других обстоятельств, ограничивающих нахождение на государственной службе.

 Сведения о прохождении гражданином государственной службы содержатся в его личном деле. Оно ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе государственного служащего передается по новому месту его государственной службы.

 

 

Обеспечение эффективности  государственной службы

1.1. Поощрения и ответственность государственных служащих

 

 Поощрения применяются за успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой сложности. Это – важное средство воспитания государственных служащих и укрепления служебной дисциплины.

 Согласно ст. 191 Трудового кодекса РФ, применяются следующие поощрения за труд: объявление благодарности; выдача премии; награждение ценным подарком; награждение почетной грамотой; предоставление работника к званию лучшего пo профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть предоставлены к государственным наградам. Указом Президента от 06.01.99 г. утверждено Положение о государственных наградах РФ. В нем содержатся правила, касающиеся всех граждан: основания награждения, его виды, порядок возбуждения ходатайства о награждении, вручения наград, их ношения, статуты орденов, положение о медалях, знаке отличия и другое.

 Правовыми актами, предусматривающими особенности правового статуса некоторых категорий государственных служащих, установлены специальные меры поощрения: досрочное присвоение воинского, специального звания, классного чина, повышение в должности и др. Меры поощрения к государственным служащим могут применяться лишь теми органами и руководителями, которым предоставлено такое право.

 Законодательство предусматривает также, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность.

 Дисциплинарная ответственность – это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Она установлена на общих основаниях с другими гражданами (равенство перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях). Однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности. Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, санкции, которые могут быть применены только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании и другое).

 Нормативными актами, регулирующими этот вид юридической ответственности, являются Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, Положение о прохождении службы в органах налoговой полиции и некоторые другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, а также порядок их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственной службы.

 Статья 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей

 Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов. Чаще всего они выражаются в том, что должностными лицами и работниками федеральных органов исполнительной власти субъектов Федерации нарушаются порядок реализации и сроки исполнения поручений, установлений, не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализации прав граждан, в выполнении норм и поручений не в полном объеме либо искажения их содержания. По вопросам ответственности за такие должностные проступки Президентом 6 июня 1996 г. был издан специальный Указ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы». В частности, данный Указ предусматривает, что должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, на которых наложено дисциплинарное взыскание за указанные проступки, не подлежат в течение года премированию, представлению к награждению правительственными наградами (кроме случаев проявления мужества на пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка или в условиях боевых действий) и знаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). Эти лица могут быть также направлены на внеочередную аттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) либо лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).

 В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» содержится ряд конкретных обязанностей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых расценивается как должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. Например, ответственность наступает за нарушение требований ст.5, предусматривающей обязанность государственного служащего признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; ст. 10 – обязанностей своевременно рaссматривать обращения граждан и общественных объединений, органов и организаций, исполнять приказы, распоряжения и указания, вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Информация о работе Государственная служба как социальный институт: сущность, принципы и функции государственной службы