Государственная служба Российской Федерации. Сущности и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 14:11, реферат

Краткое описание

Общепринятого определения понятия «государственная служба» в научной литературе нет. Наиболее характерны определения государственной службы:
- Как формы участия граждан в осуществлении целей и функций государства;
- Как формы реализации «связи отношений государства, общества, закона и гражданина»;
- Как механизма формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и государственного управления;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая третья.docx

— 58.31 Кб (Скачать файл)

В 1990-х годах в Польше были проведены административные реформы, направленные на комплексную реструктуризацию административных функций. В государственном управлении выделены различные отрасли, охватывающие основные сектора. Министры несут ответственность за политику и стратегию в отдельных областях, а не за текущее государственное управление. На различных уровнях публичной администрации ликвидировались сложные административные процедуры.

Главным принципом государственной службы в Польше является прозрачность государственного управления. Отсюда, денежное содержание государственных служащих зависит от результатов их деятельности. Государственных служащих делят на наемных работников государственной службы, работающих на основании контракта, и государственных служащих, работающих на основании назначения.

В законодательстве Польши отсутствует единая классификация по чинам и званиям. В пределах отдельных видов государственной службы установлена своя система рангов, чинов и званий. Также в государственной службе страны выделена категория лиц, занимающих руководящие государственные должности: Президент Республики, маршал и вице - маршалы Сейма и Сената, Председатель Совета Министров, вице - премьер, Председатель Верховной палаты контроля, Первый Председатель и Председатель Верховного суда, Председатель Польской академии наук и еще более 30 должностей.

На государственной службе Польши установлены категории работников корпуса гражданской службы в зависимости от вида исполняемых обязанностей и задач, а также от квалификации. Утверждены четыре категории: A, B, S, C.

К категории «А» причисляются руководящие должности высшего уровня. Служащие этой категории должны обладать способностями по руководству большими коллективами и навыками принятия управленческих решений, распоряжения финансовыми, материальными и информационными средствами. Они должны иметь высшее образование, не менее семи лет трудового стажа, в том числе четыре года на руководящих должностях, знать не менее одного иностранного языка. 

Служащие категории «В» занимают руководящие должности более низкого уровня. Они должны уметь руководить коллективом, управлять финансовыми, материальными и информационными средствами, быть способными к самостоятельной аналитической работе. Необходимыми требованиями для этой категории являются высшее образование и не менее пяти лет трудового стажа.

К категории «S» отнесены должности, требующие специальной профессиональной квалификации либо специальных знаний и наличия высшего образования. К категории «С» относятся лица, способные к исполнению вспомогательной работы при служащих предыдущих категорий. Они должны иметь высшее образование и не менее двух лет трудового стажа либо не менее семи лет стажа при наличии среднего образования. Такая классификация служащих более всего близка к французской модели, также ставящей отнесение к одной из четырех категорий в зависимость от характера выполняемых функций и соответствия квалификационным требованиям [3, 58].

Организация государственной службы в Польше позволяет любому польскому гражданину, не имеющему судимости, обладающему необходимой квалификацией, может стать наемным работником государственной службы. Кандидаты на назначение государственными служащими должны быть наемными работниками государственной службы, пройти подготовительную службу, иметь не более чем  двухлетний опыт государственной службы при наличии диплома магистратуры или равноценной университетской степени, знать не менее одного иностранного языка, быть военнослужащим запаса или освобожденным от воинской службы. Наиболее важные должности замещаются на конкурсной основе [2, 47].

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ

 

2.1 Нормативно-правовое обеспечение государственной должности государственной службы РФ

 

Государственная служба выступает механизмом профессионального и нормативно-установленного обеспечения реализации Конституции Российской Федерации 1993 г. и иных законов Российской Федерации в интересах граждан, защиты их прав и свобод. Именно государственная служба как государственно-публичный институт способна в значительной степени обеспечить целостность и эффективность государственного управления, стабильность общества. В связи с этим становление и развитие государственной службы, прежде всего в рамках конституционного и административного права, обеспечивает ее целостность и единство, приращение ее системных качеств.

Особое значение для государственной службы имеют нормы конституционного права. Государственная служба развивается и реформируется на основе установленных Конституцией Российской Федерации принципов и положений, относящихся к следующему:

- к основам конституционного  строя (ст. 1-16);

- к правам и свободам человека (ст. 17-64);

- к федеральному устройству, разграничению  пределов ведения между Федерацией  и ее субъектами (ст. 65-79);

- институту президентства (ст. 80-93);

- Правительству Российской Федерации (ст. 94-109);

- к судебной власти (ст. 118-129).

Отдельные стороны государственной службы регулируются нормами трудового права. Часть норм, входящих в институт государственной службы, относится к финансовому праву: это нормы, регулирующие должностные оклады, надбавки к ним, компенсационные выплаты, налоги и в целом финансирование государственной службы. Некоторые правовые нормы относятся к пенсионному праву (о пенсионном обеспечении государственных служащих), к уголовному праву (об уголовной ответственности государственных служащих в случаях и порядке, установленных законодательством), гражданскому праву (о материальной ответственности государственных служащих за причиненный по их вине ущерб).

Особое влияние на развитие и становление государственной службы оказывают нормы административного права. С его помощью регулируются отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственного аппарата, обслуживающего сферы государственного управления. Достижения административного права позволяют подойти к осмыслению концепции государственной службы как особого правового института.

Развитие нормативно-правовой базы государственной службы делает особенно важным формирование новых комплексных отраслей права и (или) законодательства. Большое значение, на наш взгляд, имеет при этом наметившаяся интеграция норм конституционного, административного и трудового права в комплекс норм служебного права.

Укрепление государственной гражданской службы Российской Федерации не может быть самоцелью. Оно должно служить созданию сильного государства, обеспечению целостности и стабильности государственной власти. С другой стороны - сохранение государственной целостности как федеративного государства, единой системы государственной власти является фундаментом сохранения и развития единой и целостной государственной службы Российской Федерации. Государственная служба выступает институтом государства, формой профессионального участия граждан в реализации его функций и полномочий. Государственная служба развивается в рамках и на основе принципов российского государства, закрепленных Конституцией Российской Федерации, поэтому принципиально важным является понимание роли Конституции Российской Федерации, федеральных законов как правового фундамента создания и функционирования государственной службы Российской Федерации, ее единства и целостности.

Ведущую роль в обеспечении единства и целостности государственной службы Российской Федерации играют легитимно принятые цели и социальные ценности, развернутые в принципы ее построения и функционирования. Цели и задачи мобилизуют, организуют и контролируют деятельность государственных служащих. Разумеется, этими целями, задачами, ценностями государственной службы должны быть стратегия и приоритеты государства с учетом относительно ограниченных по сравнению с другими институтами государственного управления возможностей самой государственной гражданской службы, ее специфических функций, которые не совпадают с функциями государства. Основными задачами непосредственно государственной гражданской службы являются охрана конституционного строя; суверенитета и независимости Российской Федерации; ее федеративного устройства; защита прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации; практическое осуществление Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, исполнение компетенции и полномочий государственных органов и др.

Государственная служба развивается в рамках и на основе принципов российского государства, закрепленных в Конституции Российской Федерации, поэтому принципиально важным является понимание роли Конституции Российской Федерации, федеральных законов как правового фундамента создания и функционирования государственной службы, ее единства и целостности. В Конституции России, на первый взгляд, трудно обнаружить конкретный регламент государственной службы, но логично определяется целый ряд положений, закладывающих ее основы. Часть 2 ст. 4 закрепляет верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, часть 3 ст. 5 - единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами; ст. 18 провозглашает приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; ст. 2 регламентирует, что обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; ст. 10 закрепляет принцип разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную; некоторые обязанности всех должностных лиц - часть 2 ст. 24, часть 3 ст. 41, часть 2 ст. 46 и др.

Организация и функционирование государственной службы производны от сущности государства, обусловлены закрепленными в Конституции Российской Федерации его параметрами и качествами. Российское государство одно и едино, что определяет единство и цельность государственной службы, предназначенной для обеспечения реализации его функций.

Именно конституционные основы государственного строительства (прежде всего народовластие, федерализм, суверенность Российской Федерации, ее цельность и единство, верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов, разделение реализации единой власти по вертикали и горизонтали, разграничение предметов ведения и др.), последовательно реализуемые на практике, призваны обеспечивать внутреннюю целостность и стабильность государственной службы, правовые и организационные принципы ее функционирования.

В правовом плане особенно важно в обеспечении единства и целостности, а также функционирования государственной службы Российской Федерации соблюдение следующих принципов:

- конституционного режима государственной  службы (верховенство Конституции  Российской Федерации, федеральных  законов, единства системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, обеспечение суверенитета Российской Федерации и др.);

- принципы правозащитного режима  государственной службы (приоритет, соблюдение и защита прав и  свобод человека и гражданина, равный доступ граждан к государственной  службе в соответствии со способностями  и профессиональной подготовкой);

- принцип административного режима  государственной службы (обязательность  для государственных служащих  законов, решений вышестоящих государственных  органов в пределах их полномочий; единство основных требований, предъявляемых  к государственной службе, профессионализм  и компетентность государственных  служащих и др.). Эти конституционные  основы нашли свое закрепление  в нормах Федеральных законов  «О системе государственной службы  Российской Федерации» и «О  государственной гражданской службе  Российской Федерации».

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. установил правовые, организационные и экономические основы государственной гражданской службы, определяет правовой статус государственного гражданского служащего. При этом новое законодательство о гражданской службе не противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации.

Системный анализ Федерального законодательства позволил выделить ряд новаций, основными из которых являются следующие:

- полномочия нанимателя гражданских  служащих осуществляют руководители  государственных органов, лица, замещающие  государственные должности, либо  их представители от имени  Российской Федерации или субъекта  Российской Федерации;

- вместо ранее имевших место  двух категорий государственных  служащих («Б» и «В») учреждены  четыре категории должностей  государственной гражданской службы: «руководители», «помощники» («советники»), «специалисты» и «обеспечивающие специалисты»;

- большое значение придается  служебному контракту, который становится  правовой формой соглашения о  приеме на гражданскую службу  и заменяет ранее существующий  трудовой договор государственных  служащих;

- для повышения ответственности  и эффективности исполнения гражданским  служащим своих обязанностей  предусмотрен должностной регламент, предназначенный устанавливать  квалификационные требования, а  также перечень вопросов, по которым  гражданский служащий вправе  принимать самостоятельные решения, и перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям;

Информация о работе Государственная служба Российской Федерации. Сущности и виды