ГЧП как форма взаимодействия государства и бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:42, реферат

Краткое описание

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным государственно-частное партнерство стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. Государственно-частное партнерство представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..……….….2
1. Области применения государственно-частного партнерства …….…..3
2. Основные критерии и характеристики объектов государственно-частного партнерства……………………………………………………… 5
Заключение……………………………………………………………………..11
Список использованной литературы ………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

Основные объекты для ЧГП и критерии отнесения этих объектов к проектам ЧГП.docx

— 61.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………..……….….2

  1. Области применения государственно-частного партнерства …….…..3
  2. Основные критерии и характеристики объектов государственно-частного партнерства……………………………………………………… 5

 

Заключение……………………………………………………………………..11

Список использованной литературы ………………………………………12

 

Введение

 

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным государственно-частное партнерство стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. Государственно-частное партнерство представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Международный и отечественный опыт, накопленный в течение последних 15–20 лет, свидетельствует, что одним из основных механизмов расширения ресурсной базы и мобилизации неиспользованных резервов для экономического развития, повышения эффективности управления государственной и муниципальной (общественной) собственностью является государственно-частное партнерство. Такое партнерство представляет собой относительно новое явление в мировом хозяйстве, отражающее процессы расширения и усложнения форм взаимодействия государства и бизнеса.

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к государственно-частное партнерство. Широкая трактовка подразумевает под государственно-частным партнерством конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике и юриспруденции, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

  • сторонами государственно-частное партнерство являются государство и частный бизнес;
  • взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
  • взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
  • государственно-частное партнерство имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
  • в процессе реализации проектов на основе государственно-частное партнерство консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
  • финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Как правило, государственно-частное партнерство предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

 

    1. Области применения государственно-частного партнерства.

 

В России понятие ГЧП впервые в законодательстве появилось в Законе Санкт-Петербурга от 25.12.2006 №627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». К настоящему времени подобные законы приняты в 69 субъектах РФ, однако большая их часть является декларативными документами. Помимо региональных актов, регламентируют сферу ГЧП также Федеральный закон от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В какой-то степени регулирует ГЧП и Федеральный закон РФ от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (предоставление бизнесу льгот на определенной территории – тоже вариант ГЧП в широком смысле). Тем не менее, все эти нормативно-правовые акты покрывают далеко не все возможные формы ГЧП.

Федеральный закон о ГЧП в России обсуждается еще с середины 2000-х годов, но первая его редакция была подготовлена только к июню 2012 года. Вторая версия закона появилась уже через 4 месяца. 13 марта 2013 года Правительство внесло в Госдуму уже третий вариант законопроекта «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации». В предыдущих редакциях из сферы применения закона были исключены объекты ЖКХ и оборонного значения. Сейчас таких ограничений не будет.

Развитие ГЧП в России сдерживается не только отсутствием проработанного законодательства. Не меньшее значение имеет отсутствие механизмов долгосрочного финансирования. Российский бизнес (в частности, банки) не готов участвовать в длительных проектах (соглашения о ГЧП заключаются обычно на 10-50 лет). Сейчас большинство крупных проектов ГЧП реализуется в режиме «ручного управления».

В современных российских реалиях оптимальной формой государственно-частного партнерства в экономике следует признать концессию в виде создания вертикально-интегрированных структур, деятельность которых находилась бы под жестким контролем государства. При этом концессия не может быть использована в отношении стратегических объектов, сетевых сегментов естественных монополий, систем жизнеобеспечения населения и предприятий. Избежать коррупции позволит перекрестный контроль этих структур со стороны органов власти и общества, а также законодательно закрепленный отказ от передачи в концессию вышеуказанных объектов и систем.

В экономически развитых странах именно концессии считаются наиболее гибкой и эффективной формой ГЧП. В рамках концессии частный партнер сооружает, модернизирует и эксплуатирует объекты, сохраняемые в государственной собственности. Вместе с тем концессионер получает от государства исключительные права на выполнение работ или предоставление услуг, составляющих предмет концессии. Особенностью концессионных соглашений является то, что концессия создается, прежде всего, для предоставления публичной услуги, которой будет пользоваться широкий круг потребителей, при этом, как правило, условием концессии является осуществление концессионером инвестиций.

В международной практике выделяется несколько основных видов соглашений (механизмы партнерств), на основании которых реализуются проекты ЧГП:

  • BOT (Build - Operate - Transfer) - "Строительство - управление - передача" - классический вариант концессии. Концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном - на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передается государству;
  • BTO (Build - Transfer - Operate) - "Строительство - передача - управление" - классическая концессия. Концессионер строит объект, который передается государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства, после чего он передается в эксплуатацию концессионера;
  • ВОО (Build - Own - Operate) - "Строительство - владение - управление". Концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается;
  • ВООТ (Build - Own - Operate - Transfer) - "Строительство - владение - управление - передача" - владение и пользование построенным объектом на праве частной собственности осуществляется в течение определенного срока, по истечении которого объект переходит в собственность государства;
  • BBO (Buy - Build - Operate) - "покупка - строительство - управление" - форма продажи, которая включает восстановление или расширение существующего объекта. Государство продает объект частному сектору, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления;
  • BOMT (Build, Operate, Maintain, Transfer - строительство - эксплуатация/управление - обслуживание - передача) - акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов;
  • DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer - проектирование - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача). Особенность соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство инфраструктурного объекта, но и за его проектирование;
  • DBFO (Design, Build, Finance, Operate - проектирование - строительство - финансирование - эксплуатация/управление) - помимо ответственности частного партнера за проектирование специально оговаривается его ответственность за финансирование строительства инфраструктурных объектов.

Особо следует отметить несовершенство российского законодательства по регулированию ГЧП. В частности, федеральный закон "О концессионных соглашениях" содержит ряд положений, которые делают функционирование механизмов ГЧП весьма затруднительным.

Недостаточно развита социальная ориентированность бизнеса, которые заинтересованы, прежде всего, в получении прибыли, перераспределении средств федерального и региональных бюджетов, правительственных фондов, а не в решении общенациональных проблем или ином участии в инфраструктурных проектах, имеющих особое значение для экономики страны.

Далеко не все бизнес-структуры заинтересованы в осуществлении функций представительства интересов общества в органах власти, помимо прочего, этому препятствует отсутствие законодательно закрепленных за ассоциациями прав решающего, а не просто совещательного голоса при принятии соответствующих нормативных актов и программ.

 

    1. Основные критерии и характеристики объектов государственно-частного партнерства.

 

Как отмечалось выше, в Российской Федерации, пока нет основного Федерального закона, на основании которого можно было бы оперировать данными об основных критериях и характеристиках объектов ГЧП, но если мы будем ориентироваться на проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», то можно сделать следующие предположения.

К объектам государственно-частного партнерства относятся различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого в результате государственно-частного партнерства имущества, а также работы и услуги, находящиеся в сфере публичного интереса и контроля. Реализация публичного интереса и контроля обеспечивается, в частности, сохранением права публичной собственности на указанные объекты, преобладающим участием публичного партнера в уставных капиталах юридических лиц, правовыми режимами государственных и естественных монополий и другими мерами. При этом объект государственно-частного партнерства не обязательно должен находиться лишь в собственности публичного партнера, возможно право собственности частного партнера на объект (часть объекта) государственно-частного партнерства.

Так же сюда можно отнести, в широком смысле, различные формы ГЧП в сфере экономики и государственного управления:

  • любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
  • государственные контракты;
  • арендные отношения;
  • финансовую аренду (лизинг);
  • государственно-частные предприятия;
  • соглашения о разделе продукции (СРП);
  • концессионные соглашения.

Как было сказано ранее, в § 1 данного реферата, в России в 2004 году рассматривалось семь основных типов концессионных соглашений. Однако, в связи с включением в ряд международных договоров РФ отдельных положений из документов Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка) и подготовкой к вступлению в ВТО в российское законодательство были включены и иные термины характеризующие иные виды концессионных соглашений.

На 2012 год в российском праве были предусмотрены следующие 3 формы (типы контрактов) ГЧП:

    • Контракт на управление и арендные договоры;
    • Контракт на эксплуатацию и обслуживание;
    • Концессия.

Но все же основная область применения ГЧП в мире – это инфраструктура (постройка автомагистралей, ЖКХ и т.д.)

Так же, осуществляется государственно-частное партнерство и в социальной сфере, которая тесно связана с защитой конституционных прав граждан. В ходе реализации государственно-частного партнерства должен быть предоставлен законодательно гарантированный минимум публичных услуг населению.

Государственно-частное партнерство в социальной сфере может быть формой реализации национальных проектов, наряду с федеральными целевыми программами. Проекты государственно-частного партнерства в социальной сфере реализуются, в основном, на локальном и региональном уровне в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, в отличие от проектов в сфере государственных и естественных монополий, которые реализуются на федеральном уровне. В социальной сфере в государственном регулировании государственно-частного партнерства необходимо использовать такие административные средства регулирования как лицензирование, сертификация и контроль качества.

Но все же хочется отметить, что в ГЧП в качестве объектов могут выступать не только вышеперечисленные формы, но и недвижимое и движимое имущество, права на объекты интеллектуальной собственности, иные имущественные права, предназначенные для военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны, в том числе:

1) объекты военной инфраструктуры, вооружения и военной техники

2) системы связи и управления  войсками, вооружением и военной  техникой 

3) инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения  вооружения и военной техники 

4) объекты, предназначенные для  производства, размещения, модернизации, ремонта, эксплуатации и боевого  применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также обеспечения функционирования  этих объектов, а также их специальное  оборудование 

Информация о работе ГЧП как форма взаимодействия государства и бизнеса