Возникновение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Происхождение права – это проблема из категории «вечных», именно поэтому она является философской; ее специфика и непреходящая историческая актуальность заключаются в том, что на протяжении всей истории изучения вопроса о причинах возникновения права он являлся дискуссионным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА 5
ГЛАВА II ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА, ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ 10
§1 Происхождение права 10
§2 Основные теории, объясняющие происхождение права 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Вложенные файлы: 1 файл

возникновение права КУРСОВАЯ.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Происхождение права – это проблема из категории «вечных», именно поэтому она является философской; ее специфика и непреходящая историческая актуальность заключаются в том, что на протяжении всей истории изучения вопроса о причинах возникновения права он являлся дискуссионным. В силу естественного развития науки, накопления новых фактов и более глубокого истолкования старых сегодня снова целесообразно обратиться к проблеме правогенезиса, объективно рассмотреть происхождение права как социального феномена и как явления по своей природе мирозданческого порядка.

Изучение процесса происхождения  права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности  и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции – основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

Объектом исследования является исторический процесс возникновения права.

Предметом – закономерность, сущностная основа и историческая необходимость возникновения права; формирование естественно-правовой парадигмы, показывающей детерминированность норм и ценностей права абсолютными первоначалами и универсалиями; совокупность объективно-значимых категорий философского правоведения, складывающихся в процессе становления права как социального явления.

Цель работы заключается в историко-философском анализе проблем, связанных с определением сущности права, обусловленной причинами его происхождения и дальнейшего развития.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

– определить понятие и сущность права;

– сформулировать основные признаки и функции права;

– раскрыть дискуссионный  вопрос возникновения, происхождения  права;

– проанализировать основные теории происхождения права.

В курсовой работе применены методы историко-философского исследования, логический, текстологический, сравнительно-исторический и сравнительно-аналитический методы, элементы системно-структурного подхода.

Научно-практическая значимость: выводы и обобщения, полученные в ходе анализа теоретико-правовых основ сущности, характеристик, условий, определяющих особенности возникновения права и его роли в развитии личности и общества, позволяют проводить дальнейшее исследование вопросов, связанных с вопросами правогенеза и правопонимания.

Теоретической базой  исследования послужили работы следующих авторов: С.С. Алексеева, В.С. Нерсесянца, Г.Н. Манова, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.В. Малько,  А.В. Мелехина, А.С. Пиголкина, С.Я. Пяткина, С.Н. Фролова, А.Б. Шатина, О.В. Шаповал и другие.  
       Структура работы определена целью, задачами исследования, научной новизной, практической значимостью, состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

  • ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

     

    Слово «право» – многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Даже в русском языке слово «право» используется в разных значениях («правило поведения», «правда», «справедливость» и другие).

    Во-первых, его употребляют  в общесоциальном смысле (моральное  право, право народов и т.п.), в  рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

    Во-вторых, с помощью  этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

    В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).1

    В современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права: а) нормативный; б) социологический и в) философский (его иногда называют нравственным).2

    Нормативный подход трактует право  как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Позитивным в таком подходе является то, что он ориентирует на соблюдение законов, дает точные критерии тем, кто применяет право, – они должны соблюдать законы, действующие в данный момент. Отрицательный же момент в нормативном подходе заключается в том, что государство объявляется главным источником правовых норм и, следовательно, то, что оно создает, и является правом. Отсюда – игнорирование содержания права, степени свободы личности, соответствия правовых норм потребностям общественного развития. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.3

    Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они  различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. Иначе говоря, при этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике.

    Данный подход не дает четких ориентиров для правоприменителей и таит в себе опасность произвола, «вольного» обращения с законами. Он применим, главным образом в законотворчестве и служит ориентиром для законодателя, который должен анализировать, что реально складывается на практике, какие нормы применяются, а какие – нет.4

    Философский подход связывает право  с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе – извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы.

    Данный подход дает ориентиры для  законодателя, который при создании новых норм должен основываться на такой высокой идее о справедливости и свободе. Однако для правоприменителей  обязательны нормы закона, а не права.5

    Все три подхода имеют право  на существование, так как подчеркивают ту или иную особенность права  и формы его выражения. Право  может существовать и в виде норм (нормативный подход), и в виде общественных отношений, порождающих  правовые нормы и испытывающих, и в свою очередь, воздействие этих норм, и, наконец, в форме идеи, правосознания, представлений о праве.

    Обычно право воспринимается как  совокупность правил поведения, установленных  государством и обеспеченных, в случае их невыполнения, принудительной силой государства. В целом это определение права правильно. При таком подходе выделяются следующие признаки права:

    1) Нормативность, т.е. оно состоит  из правил поведения, которые  четко определяют права и обязанности  людей. В нормах права закрепляется  эталон, масштаб, модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.

    2) Общеобязательность, т.е. нормы  права обязательны для всех  членов общества и в случае  их нарушения государство может  применить принуждение.

    3) Формальная определенность. Это  означает, что нормы права всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму: законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, не имеющим юридической силы.

    4) Неперсонифицированность –  отсутствие конкретного адресата. Нормы права адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.6

    Исходя из указанных выше признаков  права, можно определить право, как систему установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения и обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

    Функции права – это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.7 Выделяют две главные функции права: регулятивную и охранительную.

    Регулятивная функция  направлена на регулирование, упорядочение общественных отношений, установление правил поведения людей. Эта функция опирается на способность права предписывать, устанавливать те или иные варианты поведения. В регулятивной функции проявляется главное назначение права – упорядочивание общественных отношений.

    Охранительная функция направлена на защиту, охрану наиболее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать. Данная функция имеет своей задачей обеспечить выполнение требований законов, установить режим законности в обществе.8

    Помимо названных, право  выполняет также воспитательную, идеологическую и информационную функции.

    Воспитательная функция  заключается в воздействии права  на волю, сознание людей, воспитывая у них уважительное отношение к праву.

    Идеологическая функция  состоит во внедрении в жизнь  общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, идей демократизма.

    Информационная функция  позволяет информировать людей  о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречит интересам общества.9

    Таким образом, право это система установленных государством общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения. На протяжении всей истории существования права так и не сложилось единое общее определение права.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ГЛАВА II ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА, ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ

    §1 Происхождение права

     

    Вопрос о происхождении права до сих пор является дискуссионным. Одни исследователи считают, что право возникло с появлением государства, другие, к ним относятся М. Рейснер10, И. Сабо11, Б. Малиновский12 указывают на то, что право существовало еще при первобытнообщинном строе, т.е. доклассовое (примитивное право, традиционное право). По их мнению, правом являлись любые правила поведения людей, их племенные обычаи, их взаимоотношения, которые регулировались определенными лицами, на первоначальном этапе ими были вожди, старейшины, затем церковь.

    Однако обычаи, различные религиозные  ритуалы, нормы морали не могли отражать интересы всего общества, не могли  определять права и обязанности  человека в обществе. Согласно М. Рейснеру, «раскол общества на классы сказался на сложившихся до этого событиях в правовой структуре, право отныне разбивается на отдельные идеологические системы классовых групп уже в рабовладельческом и феодальном обществе. Обнаруживается не одно право, а несколько правовых построений, сообразно тому, сколько в обществе имеется сословий. Вне права остается только рабский труд, по отношению к которому действуют начала власти» 13

    Возникновение права – длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.14

    Право как особая система юридических  норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории  общества в силу тех же причин и  условий, что и государство.

    Право – единственная форма, в которой  государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.

    Право – более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права – следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

    Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

    1) перерастание мононорм (первобытных  обычаев) в нормы обычного права  и санкционирование их в этой  связи силой государства;

    2) правотворчество государства,  которое выражается в издании  специальных документов, содержащих  юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

    3) судебное право, состоящее  из конкретных решений (принимаемых  судебными органами и приобретающих  характер образцов для решения  других аналогичных дел). 15

    Первые нормативные обобщения  были оформлены в законах царя Хаммурапи, законах Ману, законах 12 таблиц, Русской правде и в других источниках. Далее в ходе дальнейшего развития общества начинает формироваться национальная правовая система с учетом характера, темперамента и других особенностей населения того или иного государства.

    В любом историческом обществе для  поддержания в нем порядка  требуется регулирование с помощью  социальных норм, так называемое социальное регулирование. Регулировать – направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социального регулирования: индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил, образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию) права.

    Информация о работе Возникновение права