Возникновение и развитие унитарных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка теоретических положений учения об унитарных предприятиях, а также совершенствование гражданско-правового регулирования их деятельности.
Достижение поставленной цели осуществляется на основе решения комплекса исследовательских задач:
- аналитического осмысления понятия " унитарное предприятие";
- определения места унитарных предприятий в системе субъектов гражданского права, выявления их особенностей, исследования различных подходов в определении данного вида юридического лица;
- определения специфики гражданской правосубъектности унитарного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СУЩНОСТЬ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Возникновение и развитие унитарных предприятий
1.2 Понятие, виды и правовое положение унитарных предприятий
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1 Создание унитарных предприятий
2.2 Прекращение деятельности унитарных предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

Преобразование, как мы уже  отмечали, характеризуется изменением организационно-правовой формы коммерческой организации без изменения количества организаций.

Случаи, когда нормы Гражданского кодекса обязывают унитарное  предприятие преобразоваться в  хозяйственное товарищество или  хозяйственное общество, мы уже рассмотрели. В иных случаях, когда учредитель (собственник имущества) унитарного предприятия не связан требованиями части седьмой п. 2 ст. 113 Гражданского Кодекса, нам представляется, что преобразование унитарного предприятия в корпоративную коммерческую организацию невозможно, поскольку такое преобразование противоречит нормам Гражданского Кодекса, предусматривающим, что хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственный кооператив не могут состоять из одного участника (в производственном кооперативе должно быть менее трех участников, то есть один или два).

Исключением из этого правила, как известно, является преобразование ГУП в ОАО, осуществляемое в соответствии с законодательством о разгосударствлении и приватизации. В данном случае действуют нормы законодательства о разгосударствлении и приватизации, напрямую устанавливающие возможность  такого преобразования, а также возможность  деятельности в течение определенного  времени ОАО с одним акционером (которым выступает Республика Беларусь, административно-территориальная единица).

Что касается вопросов процедурного характера, то реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена по решению собственника его имущества, учредителя по согласованию с собственником  имущества (в отношении дочернего предприятия), а в случаях и порядке, установленных законодательными актами, - по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда. Собственник имущества унитарного предприятия, учредитель (в отношении дочернего предприятия), принявшие решение о реорганизации унитарного предприятия, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого унитарного предприятия. Подобное решение влечет за собой те же последствия, которые упоминались нами при рассмотрении вопроса уменьшения уставного фонда унитарного предприятия. Все регистрационные процедуры не претерпели изменений по сравнению с общими правилами регистрации юридических лиц.

Основополагающими моментами  при этом являются следующие:

- слиянием унитарных предприятий  признается создание нового унитарного  предприятия с переходом к  нему прав и обязанностей двух  и более унитарных предприятий  и прекращением деятельности  последних;

- присоединением к унитарному  предприятию признается прекращение  деятельности одного или нескольких  унитарных  предприятий с переходом  их прав и обязанностей  к  унитарному предприятию, к которому  осуществляется присоединение;

- разделение унитарного  предприятия признается прекращение  деятельности унитарного предприятия  с переходом его прав и обязанностей, в том числе по погашению  и реструктуризации задолженности,  к вновь созданным унитарным  предприятиям;

-  выделением из унитарного  предприятия  признается создание  одного или  нескольких унитарных  предприятий с переходом к  каждому из них части прав  и обязанностей,  в том числе  по погашению и реструктуризации  задолженности, реорганизованного  унитарного предприятия без прекращения  деятельности последнего.

А также то, что унитарное  предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в случаях, предусмотренных  законодательными актами, может быть преобразовано в хозяйственное  общество, товарищество или учреждение, при этом к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности  преобразованного унитарного предприятия, в том числе по погашению и  реструктуризации задолженности, в  соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу в соответствии с законодательством.

Проведенное исследование регистрации  и прекращения деятельности унитарных  предприятий позволило сделать  следующие выводы: законодательство Республики Беларусь развивается в  целях обеспечения равных прав всем участникам гражданско-правовых отношений, защиты прав собственности: государственной и частной; является позитивным введение принципа «одного окна» - это сокращает затраты и время при регистрации юридического лица; размещение  информации на Интернет-сайтах Министерства юстиции и регистрирующих органов также позитивный результат их работы с гражданами и юридическими лицами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Унитарное предприятие как  субъект хозяйственного права в  своем развитии тесно связано  со становлением белоруской экономики  в целом. Следствием этого является необходимость выбора путей эффективного управления государственной собственностью, в первую очередь, предприятиями  и производственными (недвижимыми) фондами.

Унитарное предприятие –  одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм деятельности юридических лиц  наряду с обществом с ограниченной ответственностью и обществом с  дополнительной ответственностью. Это  связано, видимо, прежде всего, с тем, что учредителем унитарного предприятия  является одно лицо, которое имеет  исключительное право собственности  на его имущество, в том время  как разногласия между участниками  хозяйственных обществ в процессе их хозяйственной деятельности нередко приводят к выяснению имущественных отношений в суде и даже к ликвидации организации.

Согласно части первой п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия  принадлежит ему  на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и  не может быть распределено по вкладам (долям,  паяв), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Согласно части третьей  п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь в форме унитарных предприятий  могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные  унитарные предприятия.

Принципиальным отличием унитарных предприятий от иных коммерческих  организаций является отсутствие права  собственности на закрепленное за ними собственником имущества: их имущество  находится в собственности учредителя и принадлежит такому предприятию  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления (вторичное  вещное право).

Унитарные предприятия могут  пользоваться и распоряжаться имуществом, которым они наделены, либо на правах хозяйственного ведения, либо на правах оперативного управления (казенные унитарные  предприятия) с более узким объемом  прав.

В отличие от отдельных  коммерческих юридических лиц (полных товариществ, ООО, ОДО), создание которых  допускается при внесении его  учредителем (участником) части уставного  капитала, уставный фонд унитарного предприятия, основанный на праве хозяйственного ведения, должен быть полностью оплачен собственником до его государственной регистрации. При принятии решения об уменьшении уставного фонда унитарного предприятия обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов, которые в свою очередь вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств унитарного предприятия и возмещения убытков.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

    1. Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментарием и обзором практики хозяйственных судов / Под общ. Ред. В.С. Каменкова. – Мн.: Дикта. 2004. – 249-250 с.
    2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 янв. 2010 г..// Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2010.
    3. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями), принятыми на республиканских референдумах от 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. – Минск: Амалфея, 2005. -48 с.
    4. О порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов: Инструкция утверждена Правлением Национального Банка Республики Беларусь, 20.06.2007 № 127 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2010.
    5. О согласовании наименований юридических лиц: Постановление Министерства юстиции, 5 марта 2009 № 20 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2010.
    6. Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 ян. 2009 г. № 1 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2010.
    7. Об утверждении Положения о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческий организаций: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 5 февр. 2009 № 154 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2010.
    8. Порядок проведения экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица: утвержден приказом Министерства экономики Респ. Беларусь от 10 апр. 1996 г. № 26. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2010.
    9. Шинкевич, О. Собственник принял решение о ликвидации организации / О. Шинкевич// Главный бухгалтер. - 2011. - N 35. - C. 81-84. 
      ликвидация организаций.
    10. Предприятие как имущественный комплекс / Д. Ковальчик// Юрист. - 2012. - № 4. - С. 73-76.

 

 


Информация о работе Возникновение и развитие унитарных предприятий