Возникновение и развитие унитарных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка теоретических положений учения об унитарных предприятиях, а также совершенствование гражданско-правового регулирования их деятельности.
Достижение поставленной цели осуществляется на основе решения комплекса исследовательских задач:
- аналитического осмысления понятия " унитарное предприятие";
- определения места унитарных предприятий в системе субъектов гражданского права, выявления их особенностей, исследования различных подходов в определении данного вида юридического лица;
- определения специфики гражданской правосубъектности унитарного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СУЩНОСТЬ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Возникновение и развитие унитарных предприятий
1.2 Понятие, виды и правовое положение унитарных предприятий
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1 Создание унитарных предприятий
2.2 Прекращение деятельности унитарных предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Понятие, виды и правовое  положение унитарных предприятий 

 

Унитарное предприятие –  одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм деятельности юридических лиц  наряду с обществом с ограниченной ответственностью и обществом с  дополнительной ответственностью. Это  связано, видимо, прежде всего, с тем, что учредителем унитарного предприятия  является одно лицо, которое имеет  исключительное право собственности на его имущество, в то время как разногласия между участниками хозяйственных обществ в процессе их хозяйственной деятельности нередко приводят к выяснению имущественных отношений в суде и даже к ликвидации организации.

В настоящее время деятельность унитарных предприятий регулируется общими актами законодательства и преимущественно  Гражданским кодексом Республики Беларусь, несмотря на то, что пункт шестой ст. 113 этого нормативно-правового  акта устанавливает, что правовое положение  унитарных предприятий  определяется законодательством об унитарных предприятий. На сегодняшний день отсутствует специальное законодательство, посвященное регулированию деятельности юридического лица в данной организационно-правовой форме, что вызывает многочисленные вопросы предпринимателей, руководителей, специалистов, связанные с особенностями существования таких юридических лиц.

Ситуация усугубляется также  тем, что опыт Российской Федерации  в данном вопросе, не может быть воспринят  в полном объеме, в связи с тем, что в России не предусмотрена  возможность наличия частных  унитарных предприятий, а имеется  возможность существования единственного  участника в обществах с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных  обществ.

Согласно части первой п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК Республики Беларусь) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия  принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и  не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между  работниками унитарного предприятия.

Согласно части третьей  п. 1 ст. 113 ГК Республики Беларусь в форме  унитарных предприятий могут  быть созданы государственные унитарные  предприятия либо частные унитарные  предприятия.

Государственные унитарные  предприятия могут быть республиканскими и коммунальными. Республиканские  унитарные предприятия создаются (основываются) на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (казенное предприятие). Коммунальные унитарные предприятия создаются (основываются) на праве хозяйственного ведения.

Принципиальным отличием унитарных предприятий от иных коммерческих  организаций является отсутствие права  собственности на закрепленное за ними собственником имущества: их имущество  находится в собственности учредителя и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (вторичное вещное право).

Унитарные предприятия могут  пользоваться и распоряжаться имуществом, которым они наделены, либо на правах хозяйственного ведения, либо на правах оперативного управления (казенные унитарные  предприятия) с более узким объемом  прав.

В отличие от отдельных  коммерческих юридических лиц (полных товариществ, ООО, ОДО), создание которых  допускается при внесении его  учредителем (участником) части уставного  капитала, уставный фонд унитарного предприятия, основанный на праве хозяйственного ведения, должен быть полностью оплачен  собственником до его государственной  регистрации. При принятии решения  об уменьшении уставного фонда унитарного предприятия обязано письменно  уведомить об этом своих кредиторов, которые в свою очередь вправе потребовать прекращения или  досрочного исполнения обязательств унитарного предприятия и возмещения убытков.

Предусмотрена возможность  унитарного предприятия создавать  в качестве юридического лица другое (дочернее) унитарное предприятие  путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение. Учредитель, утверждает устав создаваемого им дочернего унитарного предприятия  и назначает его руководителя. Собственником дочернего унитарного предприятия является собственник  имущества учредившего его унитарного предприятия [5, с. 249-250].

В случаях, предусмотренных  законодательством об унитарных  предприятиях, Правительству Республики Беларусь предоставлено право принимать решения об образовании на основе имущества, находящегося в республиканской собственности, унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие). В качестве казенных, существуют, как правило, те предприятия, которые имеют особую важность для государства.

Отдельное внимание уделяется  законодателем месту нахождения унитарного предприятия. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законодательными актами в уставе унитарного предприятия  не установлено иное, а наименование и место нахождения унитарного предприятия  должны быть указаны в его уставе. Это имеет значение в том  смысле, что местом нахождения унитарного предприятия  определяется решение многих имеющих  правовую значимость вопросов: место  исполнения обязательства, подсудность  споров и т.д.

При выборе места нахождения частного унитарного предприятия необходимо помнить о том, что в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 № 1 "Об упорядочении государственной регистрации и  ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" [10] местом нахождения унитарного предприятия  может являться даже жилое помещение (квартира, жилой дом) физического  лица – собственника имущества  частного унитарного предприятия при  условии, что данное помещение принадлежит ему на праве собственности, а также с согласия всех совершеннолетних членов семьи. При этом с собственника жилого помещения взимается плата за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией такого помещения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. В случае регистрации частного унитарного предприятия в жилом помещении в регистрирующий орган необходимо представить дополнительно документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение собственника имущества частного унитарного предприятия, справку о составе семьи, заявление о согласии всех совершеннолетних членов семьи на размещение в таком помещении данного унитарного предприятия.

Осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, не допускается без  перевода этих помещений в нежилые  в порядке, определенном законодательством.

Как и хозяйственные общества, унитарные предприятия вправе создавать  свои представительства и филиалы. Особенностью правового регулирования  в данной сфере является лишь то, что такое создание возможно лишь с согласия собственника имущества  этого унитарного предприятия. Создание представительств и филиалов за пределами  территории Республики Беларусь осуществляется также в соответствии с законодательством  иностранного государства, на территории которого создаются представительства  и филиалы, если иное не предусмотрено  международными договорами Республики Беларусь.

Унитарные предприятия могут  быть участниками коммерческих и  некоммерческих организаций, в которых  законодательными актами допускается  участие юридических лиц. В силу особого статуса унитарных предприятий  такое решение опять же принимается  с согласия собственника имущества  унитарного предприятия, если иное не установлено законодательными актами. Также унитарные предприятия  могут входить в состав государственного объединения и с согласия собственника их имущества участвовать в создании финансово-промышленных и иных хозяйственных  групп.

Учредителем частного унитарного предприятия могут выступать  физические лица, негосударственные  юридические лица.

Таким образом, можно сказать, что история унитарного предприятия  начиналась только с одной формы, а именно государственного унитарного предприятия, в дальнейшем в связи  с принятием нового законодательства стала возможна форма частного унитарного предприятия. Правовое положение унитарных  предприятий в настоящее время  регулируется Гражданским кодексом Республики Беларусь, специального законодательного акта в Республике Беларусь до сих  пор нет. Унитарное предприятие - это  коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней  собственником имущество, Имущество унитарного  предприятия  является неделимым и не может  быть распределена по вкладам (долям, паям), в том числе  между работниками  предприятия. У унитарного предприятия  один учредитель, он же собственник, который  наделяет это предприятие имуществом на праве хозяйственного ведения. Имущество  унитарного предприятия является неделимым  и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе  между работниками.  Главное отличие  этого предприятия от других коммерческих организаций  состоит в том, что  собственником имущества унитарного предприятия является  другое самостоятельное  лицо:  негосударственное юридическое  лицо, физическое лицо, Республика Беларусь, административно-территориальная единица. В неделимости имущества состоит  принципиальное отличие унитарных  предприятий от остальных организационно-правовых форм коммерческих организаций, предусмотренных  ГК. Долевая собственность на имущество  унитарного предприятия не допускается. Унитарные предприятия могут  создаваться как в форме государственных  унитарных предприятий, так и  частных, и действовать как на праве хозяйственного ведения, так  и оперативного управления. Хотя специальный  закон, регулирующий деятельность таких  коммерческих юридических лиц  не принят, но существует ряд других нормативных  правовых актов, которые регулируют те или иные вопросы, касающиеся деятельности унитарных предприятий.

 

 

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК  СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

2.1 Создание унитарных  предприятий 

 

Правовое регулирование  вопросов, связанных с созданием  частного унитарного предприятия (ЧУП), осуществляется такими законодательными актами, как: 

Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной  регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (далее - Декрет N 1);

Положение о государственной  регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (далее - Положение N 1);

постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 N 8 "О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1" (далее - постановление N 8);

Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII "О бухгалтерском  учете и отчетности" (далее - Закон "О бухгалтерском учете и отчетности");

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК);

Положение о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 N 154 (далее - Положение N 154);

постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.03.2009 N 20 "О согласовании наименований юридических лиц";

постановление Правления  Национального банка Республики Беларусь от 03.04.2009 N 40 "Об открытии банковских счетов" (далее - постановление N 40);

иные акты законодательства.

Унитарные предприятия создаются  таким же путем, как и все остальные  коммерческие организации. Весь процесс  создания условно можно разделить  на 3 этапа:

   1)   подготовка документов для государственной регистрации;

   2)   непосредственно сама государственная регистрация, которая осуществляется в соответствии с Положением о государственной регистрации, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь  от 16 января 2009 г. № 1 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее − Положение о государственной регистрации) [10];

   3)   обязательные действия, которые должны совершить уже зарегистрированные унитарные предприятия.

Рассмотрим данные этапы  детально.

Первый этап – подготовка документов для государственной  регистрации, включает в себя следующие  действия:

1. Принятие решения о  создании унитарного предприятия.

Государственные унитарные  предприятия создаются по решению  Правительства на базе имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь (2, ст.115). Частные унитарные предприятия  создаются по решению собственника имущества.

2. Оформить учредительные  документы. При создании унитарных  предприятий оформляется устав,  который утверждается решением  собственника.

Информация о работе Возникновение и развитие унитарных предприятий