Возникновение и развитие правозащитных организаций в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Для общения и взаимодействия людей, разрешения и предотвращения конфликтов между ними особое значение всегда имели проблемы познания, совершенствования и реализации права. Долгим и сложным был исторический путь развития правовой материи и духа у разных народов. Тысячелетия понадобились для того, чтобы люди в большинстве своем начали постепенно, сначала интуитивно, а затем все более осознанно, понимать смысл и роль права в их жизни. Но и в настоящее время эти проблемы продолжают оставаться актуальными, проявляясь как во внутриличностном плане, так и в межличностных связях, во взаимоотношениях между различными объединениями, странами и сообществами.

Содержание

Введение
Глава 1. Международное законодательство о правах человека
Глава 2. Этапы развития правозащитного движения в СССР
Глава 3. Идеология диссидентского движения
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсач как есть.docx

— 106.97 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Международное законодательство о правах человека

Глава 2. Этапы развития правозащитного движения в СССР

Глава 3. Идеология диссидентского движения

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для общения и взаимодействия людей, разрешения и предотвращения конфликтов между ними особое значение всегда имели проблемы познания, совершенствования и реализации права. Долгим и сложным был исторический путь развития правовой материи и духа у разных народов. Тысячелетия понадобились для того, чтобы люди в большинстве своем начали постепенно, сначала интуитивно, а затем все более осознанно, понимать смысл и роль права в их жизни. Но и в настоящее время эти проблемы продолжают оставаться актуальными, проявляясь как во внутриличностном плане, так и в межличностных связях, во взаимоотношениях между различными объединениями, странами и сообществами.

Возникновение понятия «права человека», т. е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V—IV вв. до н.э. древнегреческие мыслители (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную действительность, закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.1

Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина», «права личности».

С наличием прав и свобод человека неизбежно связано и их нарушение. Следовательно, права и свободы не могут существовать объективно и быть приняты обществом в абсолютной степени. Для этого необходимы определенные гарантии. Гарантии — это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод.  По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Защита прав человека не может быть только прерогативой государства, хотя в этом и состоит его главная обязанность. Государство и его органы сами являются основными нарушителями прав и свобод человека. И поэтому человеческие права должны защищаться и от государства, его органов, в том числе правоохранительных. В этой защите заметную роль играют неправительственные правозащитные организации (НПО), сливающиеся в мощное правозащитное движение.

Неправительственные правозащитные организации - общественные, некоммерческие, ненасильственные структуры, исповедующие принципы беспристрастности и недопустимости использования в информации лжи и действующие в общественно-политической сфере. Правозащитная деятельность - связующая, посредническая деятельность - между государством, его органами и гражданами, между стоящими у власти и теми, кто ее не имеет. Борьба за право человека - прежде всего и всегда борьба в защиту слабых и безвластных от власть имущих.

Правозащитное движение руководствуется в своей деятельности международными нормативными актами по правам человека, анализ которых приведен в первой главе данной работы.

Особый интерес представляет период возникновения правозащитного движения в СССР. На протяжении больше полувека, большинство прав и свобод, закрепленных в соответствующих конституциях, существовали лишь де-юре. Имело место так называемое «декоративное право», которое коренным образом отличалось от реального права. Последние же годы существования СССР ознаменовались глубоким кризисом советского общества, который затронул все элементы общественной системы: экономику, политику, духовную и социальную сферы. Следствием кризиса стало появление предпосылок к распаду тоталитарной системы. Постепенно приходило осознание того, что без формирования нового мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях, в числе которых — права человека, без воспитания правовой культуры благосостояние общества невозможно.2 Большую роль в осознании этого сыграли различные международные документы, деятельность международных правовых организаций. Но, несмотря на достаточно активные дискуссии о правах человека, которые велись Советским Союзом на международном официальном уровне в 40-х — 50-х годах советские граждане в те годы были слабо информированы о правовых аспектах и различных течениях мысли на Западе, касающихся области прав человека, поскольку советское общество жило в условиях «железного занавеса» и цензуры.3 Зародившееся диссидентское движение было по своему существу разрозненным и, как следствие, недостаточно эффективным. Но ситуация начала меняться уже в 60-е годы – это связано с появлением правозащитного движения в СССР. Многие организации, появившиеся в этот период, существуют и по сей день. На основе анализа их деятельности можно выявить тенденцию в развитии и становлении правового строя современной России.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что правозащитное движение на текущий момент находится в стадии развития, не определены принципы функционирования и конкретные методы осуществления своих полномочий, которые всевозможными способами ограничиваются государственными структурами. Материалы работы позволяют найти истоки этих проблем на начальном этапе их зарождения и способствуют пониманию путей их решения.

Данная проблематика не является достаточно разработанной. Изучение народного сопротивления власти началось в России после 1991 г. Вслед за первыми наивными и весьма поверхностными попытками российских историков немедленно начать «обобщения» и «пересмотры» этой проблемы развернулась более или менее систематическая исследовательская, источниковедческая и публикаторская работа. Стоит отметить, что большинство работ уделяет внимание фактической стороне этого вопроса. Особое внимание следует уделить солидному исследованию Л.М. Алексеевой «История инакомыслия в СССР» (впервые опубликованная в 1984 г. на английском языке, в 1992 г. эта книга стала доступной и русским читателям), которая сама являлась участницей диссидентских движений рассматриваемого периода. При написании работы также рассматривались обзорные статьи участников диссидентского движения или близких к ним авторов – С.Ковалева, А.Даниэля, А.Гинзбурга и др. Среди современных отечественных исследователей стоит отметить П.Литвинова, В.Козлова, среди зарубежных работ последнего времени, несколько расширивших горизонты понимания советского инакомыслия, - монографию В. Шляпентоха, труд Э.Клайна «Московский комитет прав человека». Также ведутся дискуссии в рамках конференций и форумов, как на уровне страны, так и на международном.

Объектом исследования работы являются правозащитные организации, второй половины XX в. в СССР, предметом – их возникновение и деятельность во 2й половине 20 в.

Таким образом, изучение и анализ этой деятельности являются целью работы, из которой вытекают соответствующие задачи:

- приобретение теоретических знаний о концепции  прав человека и институтах их защиты;

- ознакомление с основными  механизмами защиты прав человека;

- выявление предпосылок к возникновению диссидентского движения в СССР, а также его структуру и принципы функционирования;

- изучение правозащитного движения, в том числе его влияния на современность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Международное законодательство о правах человека

 

После второй мировой войны обозначилась потребность в международном урегулировании прав человека, что обуславливалось осознанием того, что:

- тоталитарный режим —  угроза миру, а демократия обеспечивает  безопасную внешнюю политику;

- массовые нарушения прав  человека государствами, такие как  геноцид, могут быть пресечены  только в случае защиты прав  человека странами мирового сотрудничества;

- общепризнанные представления  о минимальных стандартах прав  человека в национальном демократическом  обществе, соответствующие данному  этапу развития цивилизации, должны  получить закрепление в международно-правовых  актах.4

Положения о правах человека, отображенные в статьях Устава ООН (1945), стали основой становления нового института права — международной защиты прав человека и основных свобод. И как следствие, 10 декабря 1948 г. в дворце Шайо в Париже Генеральная Ассамблея ООН утверждает Всеобщую декларацию прав человека. На настоящий момент текст Декларации был переведен на 375 языков и диалектов и является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Среди основных принципов, закрепленных в Декларации, - права человека такие, как универсальность, взаимозависимость и неделимость, равенство и недискриминация, а также принцип, согласно которому права человека одновременно влекут за собой как права, так и обязанности ответственных субъектов и правообладателей.

Еще в 1946 году Джон Хамфри, канадский специалист в области международного права, был приглашён генеральным секретарем ООН на должность главы отдела по правам человека, ведущего составителя Декларации. В его обязанности входило сотрудничество с Комиссией по правам человека, представленной всем спектром типичных государств мира, вскоре начавшей работу над подготовкой документа, который сначала предполагалось назвать Международным биллем о правах.5

Разработка Всеобщей декларации проходило в сложной дипломатической борьбе, ее принятие было итогом рассмотрения и сопоставления различных мнений и точек зрения. К тому же, Декларация вобрала в себя некоторые принципы таких документов, как английской Магна Карты, или Великой хартии вольностей 1215 г., американской Декларации независимости 1776 г., Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 г. и французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Основной точкой расхождения взглядов при принятии Декларации явился вопрос о включении в нее социальных и экономических прав. США и страны Западной Европы выступали против этого,  поскольку это иногда противоречило их собственному внутреннему законодательству. Они пытались ограничить содержание документа «формально-юридической формулировкой статей о гражданских и политических правах, возникших в недрах феодального общества и характерных для эпохи буржуазных революций». Советский Союз в свою очередь предложил записать во Всеобщей декларации такие права, как право на труд, на отдых, на социальное обеспечение. При этом, глава советской делегации в ООН Андрей Януарьевич Вышинский отмечал, что текущий проект Декларации имел множество недостатков и требовал более тщательной разработки и внесения поправок. Он предлагал отложить принятие документа на 4-ю сессию Генеральной Ассамблеи, что, в конце концов, сделано не было.

 В итоге, несмотря на возражения ряда западных держав, предложения о закреплении во Всеобщей декларации широкого перечня социально-экономических прав нашли понимание и поддержку среди большинства государств-членов ООН, и были приняты Генеральной Ассамблеей. Белорусская ССР, Украинская ССР, Союз ССР, Чехословакия, Польша, Югославия, ЮАС и Саудовская Аравия воздержались при голосовании. Впервые в истории международных отношений во Всеобщей декларации были закреплены многие не только гражданские и политические, но и социально-экономические права. Подтверждалась тем самым идея неразрывной связи и взаимообусловленности всего комплекса основных прав и свобод человека.6

Интересен тот факт, что Декларация носит не юридический, а рекомендательный характер. Цель данного документа определяется в преамбуле: «Генеральная Ассамблея, провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией».7 Таким образом, исполнение данных обязательств не было обязательным для стран, подписавших документ. Тем не менее, страны-участницы соглашения ссылались (и ссылаются по сей день) на его положения в своих конституциях. Более того, множество пактов и других международных документов, последовавших за документом, были созданы на основе Декларации Ее принципы стали фактически обязательными к исполнению благодаря функционированию международной системы правозащиты.  Государства, отказывающиеся вести свою политику, опираясь на положения Декларации, тем самым противореча им, выводились международным сообществом из политической сферы и уже не рассматривались как полноправные участники международных отношений. Такое положение вещей характерно и для современной обстановки, когда страны, ведущие «недемократичную политику» активно подвергаются интервенциям Запада, в частности США.

Большим прорывом в утверждении прав человека в международном сообществе стало принятия Пактов 1966г. и 1976 г., которые, по сути, выражали основные положение Декларации, но носили обязательный характер.

Современное международное законодательство о правах человека также включает:

- Международный билль  о правах человека, провозглашающий  неотъемлемые права и основные  свободы человека;

Информация о работе Возникновение и развитие правозащитных организаций в СССР