Влияние изменений в государственной службе на мораль государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 18:57, реферат

Краткое описание

На этом фоне разворачиваются следующие объективные процессы, о которых уже говорилось. В последнее время государственные служащие стали тесно взаимодействовать с другими этическими группами, и, прежде всего, с политиками и бизнесменами, а «исполнение индивидом многочисленных ролевых функций в современном обществе часто приводит к наложению или скрещиванию кодексов норм. В конфликтах между конкурирующими нормативными кодексами верх берут нормы более близкой к ним и более активной социальной группы». Таким образом, в условиях взаимодействия бизнеса и государственной службы, взаимодействия политиков и государственных служащих происходит сращивание этических норм этих групп. Однако, в условиях кризиса государственной службы, в конфликтных ситуациях преобладают нормы политики и бизнеса, что отрицательно сказывается на нравственности такого института общественного служения, как государственная служба.

Вложенные файлы: 1 файл

5 Влияние изменений в государственной службе на мораль государственных служащих.docx

— 31.07 Кб (Скачать файл)

.5 Влияние изменений в  государственной службе на мораль государственных служащих

«В последнее время осознана первостепенная роль в управлении, в том числе и государственном, культурных факторов, формирования новой культуры государственной службы. Магистральным направлением здесь стала «этизация» государственной службы, т.е. усиление внимания к морально – этическим аспектам поведения государственных служащих. Считается, что без этического компонента любые административные реформы имеют мало шансов на успех».

На этом фоне разворачиваются следующие объективные процессы, о которых уже говорилось. В последнее время государственные служащие стали тесно взаимодействовать с другими этическими группами, и, прежде всего, с политиками и бизнесменами, а «исполнение индивидом многочисленных ролевых функций в современном обществе часто приводит к наложению или скрещиванию кодексов норм. В конфликтах между конкурирующими нормативными кодексами верх берут нормы более близкой к ним и более активной социальной группы». Таким образом, в условиях взаимодействия бизнеса и государственной службы, взаимодействия политиков и государственных служащих происходит сращивание этических норм этих групп. Однако, в условиях кризиса государственной службы, в конфликтных ситуациях преобладают нормы политики и бизнеса, что отрицательно сказывается на нравственности такого института общественного служения, как государственная служба.

Сращивание этики государственной службы с моралью политики фиксируется во всех развитых странах. Проявляется это, прежде всего, нарастанием коррупционных явлений в среде государственных служащих. Одной из наиболее важных причин многие исследователи считают ужесточение выборных законодательств в условиях расширения демократии, что, в свою очередь, заставляет находить всё новые источники нелегального финансирования избирательных кампаний, не попавшие в зону закона. Одним из самых реальных остаётся использование в этих целях представителей государственного аппарата, принадлежащих де-юре или де-факто к тем или иным политическим силам. Именно поэтому законодатели неохотно идут на совершенствование законодательства по антикоррупционной деятельности, ибо, таким образом, изымают у себя же наиболее реальный источник пополнения партийных касс.

В последние годы пришло понимание, и это отмечают многие исследователи, того, что традиционное противопоставление политиков и администраторов является нормативистским, устаревшим и «наивным». Карьерные бюрократы на сколько-нибудь важных должностях практически не могут быть деполитизированы и неизбежно влияют на принятие и, тем более, на проведение в жизнь политических решений. Надо отметить, что при подготовке, принятии и исполнении какого – либо государственного решения (в том числе и политического), административные специалисты знают организационные проблемы изнутри, и в этом их огромное преимущество перед политиками, которые, как правило, имеют достаточно поверхностное представление о «технических» возможностях претворения в жизнь тех или иных решений.

 

Элитный политический слой в свою очередь определяет структуру, функции, основные направления и приоритеты государственной службы; устанавливает принципы и технологии формирования её «личного состава»; контролирует государственный аппарат, определяет дисциплинарную практику. Соответственно, одновременно усиливается тенденция проникновения политических ценностей в административный процесс. Этому проникновению способствует развитие СМИ, которое привело к повсеместному тиражированию образцов поведения политической элиты. Понятно, что нормы поведения тех, кто часто появляется на экране, оказывают сильное влияние.

В настоящее время есть два основных подхода к этой проблеме. Первый осуществлён там, где вовлечение администраторов в политику признаётся неизбежным и ищутся формы регулирования такого вовлечения. Например, в Германии, где существуют «политические чиновники» (министры и их заместители, чиновники высшего высшего ранга дипломатической службы и другие высшие чиновники). Самым обычным делом в связи с изменением партии у руля государственной власти становится потеря ими работы. Также политические и руководящие должности жёстко не разделены во Франции, Норвегии, Японии. Второй подход реализуется там, где в умах господствует один из главных постулатов модели бюрократии М. Вебера: бюрократия должна одинаково эффективно служить любому политическому хозяину, но не вмешиваться при этом в политику. Этот подход реализуется, например, в Великобритании, Австралии, Голландии, Дании, Новой Зеландии, Швеции, где политические должности и должности государственной службы строго разделены. Такая система утверждена и в России, но на практике она слабо реализуется.

В последней трети ХХ века происходило очень резкое сращивание государственной службы с этикой бизнес-деятельности. Этот процесс берёт начало в 70-е годы, когда в госаппарат разных стран, прежде всего США и Англии влились значительные группы бизнесменов и деловых людей, а также переходом государственной службы и муниципального управления к работе над проектами (командами), воспроизведения элементов матричной организационной структуры и постепенное расширение прав в местном самоуправлении, что привело к включению в сферу деятельности органов государственного управления и муниципалитетов реализацию коммерческих проектов для пополнения территориальных бюджетов. Как результат происходит проникновение в этику государственной службы элементов бизнес – деятельности. В структуру нравственных норм и принципов морали государственной службы всё глубже, размывая её, стал проникать принцип «делового макиавеллизма» – «прибыль любой ценой». К тому же частичное самооправдание чиновники всех уровней видели в утешительном тезисе о направлении значительной доли полученных таким образом средств на нужды местного населения, не забывая при этом и себя, вводя из коммерческих доходов дополнительные выплаты своим сотрудникам. Это явление имело и побочное следствие – углубление дифференциации доходов в различных властных вертикалях и усиливая число конфликтующих факторов внутри органов управления, подрывая их целостность, нарушая моральный климат внутри них и существенно влияя на качество кадрового потенциала, провоцируя дополнительный отток сотрудников, неудовлетворённых структурой и величиной оплаты труда. Этот процесс привёл к необходимости существенно изменить не только нормы этики государственной службы, но и поставил задачу изменения этикета в государственной службе. Например, повысилась значимость имиджа госслужащего, а поэтому возросла роль представительских функций, этикета в одежде, всего, что связано с речевыми составляющими этикета. Раньше эти вещи для низовых слоёв госслужащих не имели большого значения. Распространение на территориальные органы управления права вести экономическую деятельность для наполнения бюджетов территорий потребовало от государственных служащих овладения рядом новых умений и технологий. В их число, в частности, входят: экономический анализ, статистический анализ, роль прогнозирования, перспективное планирование (особенно долгосрочное), умение вести переговоры, согласование интересов как социальных слоёв и групп на своей территории, так и интересов различных территорий.

Здесь необходимо отметить одну из проблем, возникающих в связи с взаимодействием государственной службы и бизнеса – широко распространённую во всём мире практику миграции профессионалов между государственной службой и бизнесом. Этот синдром «вращающейся двери» превращает служащих в эффективных лоббистов тех компаний, где они работали до перехода в государственный аппарат, или, наоборот, куда недавно перешли с государственной службы. Это создаёт неоправданные преимущества компаниям, которым удалось обзавестись такого рода персональными связями с государственным аппаратом, а порой ведёт и к должностным преступлениям. Есть несколько вариантов ситуаций, когда подобные перемещения вызывают особые опасения. Первый – когда менеджеры из бизнеса поступают на какое-то время на государственную службу, а потом возвращаются обратно, обогащённые знанием конфиденциальной информации. Второй – «эффект шлёпанцев», подразумевающий переход высокопоставленного сотрудника аппарата после отставки на пост консультанта в фирму, работающую в той же сфере, которую он недавно курировал, в связанный с его предыдущей работой банк и т.п. Особую тревогу это породило в связи с денационализацией ряда предприятий и целых отраслей. Возможны и другие варианты потенциально опасных связей государственного аппарата и бизнеса. С такой практикой необходимо бороться. Например, в Великобритании, при проводимой политике стимулирования перехода способных и заинтересованных управленцев из частного сектора на государственную службу, существуют определённые нормативные ограничения на переход с государственной службы в частный сектор. В частности, служащие трех высших ступеней в течение двух лет после своей отставки имеют право поступить на работу вне государственного аппарата только с разрешения правительства. Служащие более низких рангов тоже обязаны получать подобные разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1

 Проживающие на территории  РФ граждане Болгарии – Григоров, Червенков, Стацов решили применить свои способности на государственной службе в стране пребывания. Григоров подал документы для участия в конкурсе на замещение должности старшего преподавателя иностранного языка в юридический институт МВД РФ. Червенков пожелал заключить контракт с МО РФ для поступления на службу в Вооруженные силы России, а Стацов решил предложить свои услуги «Аэрофлоту» и попросил назначить его на должность капитана воздушного судна, так как имел диплом и лицензию воздушного пилота в Германии. К удивлению перечисленных граждан им было отказано в приеме на службу, хотя они и ссылались на Конституцию РФ (ст.19), в которой запрещены любые формы ограничения прав граждан по признакам национальной принадлежности.

Каково Ваше мнение по этому вопросу? Дайте квалифицированный ответ со ссылками на действующее законодательство.

 В приведенной статье  Конституции речь идет о недопущении  дискриминации по национальному  признаку. Ст.19. п.2 Конституции РФ  «Государство гарантирует равенство  прав и свобод человека и  гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям, а  также других обстоятельств. Запрещаются  любые формы ограничения прав  граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности». А  гражданам Болгарии – Григорову, Червенкову, Стацову отказали по признакам гражданства.

 Согласно ФЗ №115 от 25 июля 2002г. «О правовом положении  иностранных граждан в РФ»  ст.2. п.1. «иностранный гражданин - физическое  лицо, не являющееся гражданином  Российской Федерации и имеющее  доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства». В данной задаче граждане Болгарии  – Григоров, Червенков, Стацов являются иностранными гражданами, проживающими на территории РФ.

 Поэтому согласно ст.14. и ст.15 ФЗ №115 от 25 июля 2002г. «О  правовом положении иностранных  граждан в РФ» ст.14. «Отношение  иностранных граждан к государственной  или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности

1. Иностранный гражданин не имеет права быть принятым:

1) находиться на муниципальной службе.

 Отношение иностранных  граждан к государственной службе  определяется федеральным законом;

2) замещать должности  в составе экипажа судна, плавающего  под Государственным флагом Российской  Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового  мореплавания Российской Федерации;

3) быть членом экипажа  военного корабля Российской  Федерации или другого эксплуатируемого  в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата  государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на  работу на объекты и в организации, деятельность которых связана  с обеспечением безопасности  Российской Федерации. Перечень  таких объектов и организаций  утверждается Правительством Российской Федерации;

6) заниматься иной деятельностью  и замещать иные должности, допуск  иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

2. Порядок замещения иностранными  гражданами руководящих должностей  в организациях, в уставном капитале  которых более пятидесяти процентов  акций или долей принадлежит  Российской Федерации, устанавливается  Правительством Российской Федерации.

 Ст.15. Отношение иностранных граждан к военной службе

1. Иностранные граждане  не могут быть призваны на  военную службу (альтернативную гражданскую службу).

2. Иностранные граждане  могут поступить на военную  службу по контракту и могут  быть приняты на работу в  Вооруженные Силы Российской  Федерации, другие войска и воинские  формирования в качестве лица  гражданского персонала в соответствии  с федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

 Постановление Правительства  РФ от 11 октября 2002 г. N 755 «Об утверждении  перечня объектов и организация, в которые иностранные граждане  не имеют права быть принятыми на работу»

 «1. Объекты и организации  Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

2. Структурные подразделения  по защите государственной тайны  и подразделения, осуществляющие  работы, связанные с использованием  сведений, составляющих государственную  тайну, органов государственной власти и организаций.

3. Организации, в состав  которых входят радиационно опасные  и ядерно опасные производства  и объекты, на которых осуществляются  разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация  ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий».

 Рассмотрим каждого  гражданина Болгарии отдельно.

 Григоров подал документы  для участия в конкурсе на  замещение должности старшего  преподавателя иностранного языка  в юридический институт МВД РФ.

 Юридический институт  МВД РФ является образовательным  учреждением, входящим в систему  МВД России. Институт находится  в подчинении МВД России и  имеет статус федерального государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования. Работники  этого института приравниваются  к федеральным государственным служащим.

 Согласно ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской  Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ»

 «Статья 3. Государственная  гражданская служба Российской Федерации

1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Информация о работе Влияние изменений в государственной службе на мораль государственных служащих