Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания дипломной работы – исследование процесса развития Беларуси, гражданского права БССР и права в целом, определение его влияния на развитие гражданско-правовых отношений в Республики Беларусь.
Задачи, поставленные в дипломной работе:
- рассмотреть формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов;
- познакомиться с рецепцией норм гражданского права БССР при разработке гражданского права Республики Беларусь;
- рассмотреть влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов 5
1.1. Формирование Белорусской государственности и развитие права (октябрь 1917-1920 гг.) 5
1.2. Общие направления в развитии государства и национального права в 1920-ые – первой половины 1930-ых годов 16
Глава 2. Развитие гражданского права БССР 1920-х – 1930-х годах 25
2.1. Гражданское право БССР в период НЭПа 25
2.2. Гражданский кодекс БССР 1923 года 38
2.3. Нарушения права собственности в гражданском праве БССР в 1930-х годах 48
2.4. Гражданское право БССР в конце 30-х годов 52
Глава 3. Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь 56
3.1. Развитие гражданского законодательства Республики Беларусь в 1990-е годы 56
3.2. Кодификация гражданского законодательства Республики Беларусь 65
Заключение 98
Список использованных источников и литературы: 102

Вложенные файлы: 2 файла

5512 Диплом (Доработка).doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

3. Ликвидировалась уравниловка  в оплате труда рабочих. Формы  оплаты учитывали квалификацию рабочего, производительность его труда.

Происходит переход  к рыночным отношениям и в деревне. Вслед за заменой продразверстки продналогом (1921 г.) с 1922 г. был разрешен свободный выбор форм землепользования, результатом чего был стремительный рост хуторов (особенно в Витебской губернии). Одновременно крестьяне получили право свободно продавать ту часть продукции, которая оставалась после выплаты продналога. С 1923 г. натуральный налог заменяется денежным, что способствовало развитию товарно-денежных отношений. В соответствии с новым Земельным кодексом БССР 1925 г. крестьяне получили возможность арендовать землю, недостающий инвентарь или же продавать свою рабочую силу.

С 1923 г. развивается кооперация. Заинтересованность крестьянина в  кредитах, в средствах производства для развития собственного хозяйства, найти которые каждому в отдельности было очень сложно, вынудила его искать рынки сбыта своей продукции. Это предопределило быстрый рост кредитных кооперативов, а также таких видов сельскохозяйственной кооперации, как молочно-животноводческая, садово-огородная, семеноводческая, мелиоративная и др. Процент охвата различными формами кооперации крестьянских хозяйств увеличился с 7,4% в 1924 г. до 27% в 1926 г.

Становление и укрепление хозяйственной системы новой экономической политики обеспечивало сравнительно высокие темпы развития экономики республики. Объем валовой продукции промышленности в 1927 г. превысил довоенный уровень. С 1924 г. до 1928 г. промышленной продукции выпустили в 2,3 больше. Наблюдался устойчивый рост в традиционных отраслях: лесной, льнопрядильной, деревообрабатывающей. Однако Беларусь все еще оставалась слабо развитой в индустриальном плане, удельный вес ее в промышленности СССР составлял менее 1%. По-прежнему в значительной степени преобладала мелкая промышленность.

Более быстро восстанавливалось  сельское хозяйство, валовая продукция  которого уже в 1926 г. значительно превысила среднегодовые показатели 1911-1913 гг. Выросли площади под картофелем и сеяными травами, что вызывалось быстрым развитием животноводства. В 1927 г. поголовье рогатого скота, свиней и овец по сравнению с 1916 г. увеличилось соответственно на 48,5%, 29,8% и 87,7%. [50, с. 88, 101] Потребительский рынок был наполнен, наращивала оборот торговля.

Однако к концу 20-х годов НЭП был свернут и произошел переход к административно-командной системе управления. [25, с. 35-36]

После образования  ССРБ 1 января 1919 г. необходимо было решить вопрос об урегулировании взаимоотношений  новой Советской республики с  РСФСР.

Постановлением  от 31 января 1919 г. Президиум ВЦИК РСФСР  признает независимость ССРБ, а 2 февраля 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов было принято постановление о начале переговоров с РСФСР "по установлению федеративной связи". Внутренняя и внешняя обстановка требовала более  тесных взаимоотношений советских республик.

1 июня 1919 г. ВЦИК  РСФСР с целью объединения  усилий всех советских республик  в условиях гражданской войны  принимает декрет "Об объединении  советских республик", т.е. оформляется военный союз советских республик.

Признавалось  необходимым провести тесное объединение: военной организации и военного командования; Советов Народного Хозяйства; железнодорожного управления и хозяйства; финансов; Комиссариатов труда.

Качественно новые  взаимоотношения ССРБ и РСФСР законодательно закрепил Союзный рабоче-крестьянский договор от 16 января 1921 г. В нем признавались "независимость и суверенность" каждой из договаривающихся сторон.

С целью  упрочения военного и хозяйственного союза правительства обеих республик в Договоре объявляют об объединении наркоматов: военных и морских дел; Высшего Совета Народного Хозяйства; внешней торговли; финансов; труда; почт и телеграфов; путей сообщения. [7, с. 239-240]

В августе 1922 г. ЦК РКП(б) создал специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейших взаимоотношениях советских республик.

Проходивший с 14 по 18 декабря 1922 г. IV Всебелорусский съезд Советов принял постановление о необходимости объединения республик на основе взаимного равенства, тесных экономических и политических отношений.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов СССР, который юридически оформил образование СССР. На съезде, в основном, были утверждены проекты Договора об образовании СССР и Декларация об образовании СССР.

Председатель ЦИК Белоруссии А.Г. Червяков вместе с руководителями РСФСР, УССР, Закавказской Федерации стал членом Президиума ЦИК СССР. [25, с. 36-37]

Вхождение БССР в состав СССР оправдало надежды  на расширение территории республики, искусственно ограниченной шестью уездами бывшей Минской губернии (площадь 52,3 тыс. км2, население 1544 тыс. человек). Еще с сентября-ноября 1921 г. правительство Белоруссии ставило вопрос об этом перед Советом Труда и Обороны РСФСР. В декабре 1923 г. Президиум ЦИК СССР утвердил состав специальной комиссии, которая рассматривала материалы по каждому уезду о целесообразности вхождения в состав Беларуси. В марте 1924 г. было принято постановление ЦИК СССР о передаче БССР 15 уездов и отдельных волостей Витебской, Смоленской и Гомельской губерний.

В результате территория БССР увеличилась более чем в  два раза (110,5 тыс. км2), а численность населения возросла до 4,2 млн. человек. Вторая сессия ЦИК БССР 6-го созыва (17 июля 1924 г.) ввела новое административно-территориальное деление, на округа, районы, сельсоветы (раньше территория делилась на губернии, уезды, волости). Теперь вся территория Белоруссии делилась на 10 округов по 10 районов в каждом. В декабре 1926 г. БССР были возвращены Гомельский и Речицкий уезды, преобразованные в начале 1927 г. в округа. После второго укрепления территория республики увеличилась до 125,8 тыс. км2, а население – 5 млн. человек.

Весной-летом 1927 г. под флагом борьбы с бюрократизмом  была проведена очередная реорганизация: часть округов  была укрупнена за счет соседних. Таким образом, осталось восемь округов: Минский, Витебский, Гомельский, Могилевский, Бобруйский, Полоцкий, Оршанский и Мозырьский.

В июле 1930 г. были упразднены и оставшиеся округа. На территории Белоруссии осталось только районное деление.

По мере становления  хозяйственной системы новой  экономической политики в национально-культурной политике компартии Беларуси определилось направление, которое получило название белорусизации. Ее целью являлось приспособление государственного аппарата к языку большинства населения БССР, однако белорусизация фактически затронула все сферы национально-культурного строительства советской части Беларуси. Предпосылками белорусизации явились:

  1. НЭП – как политика сотрудничества с крестьянством;
  2. Политическая амнистия (1923 г.) для тех политических деятелей, которые не выступали с оружием в руках против советской власти;
  3. Сплочение белорусских национальных сил;
  4. Начало деятельности научно-исследовательских (институт белорусской культуры) и высших учебных (БГУ и др.) заведений;
  5. Воссоединение  Беларуси (в 1924 г. ее территория увеличилась в два раза).

Белорусизация как государственная политика 1920-х  годов прошла три этапа:

  1. Складывание предпосылок (1921 – начало 1924 гг.);
  2. Реальное осуществление (1924 –1928 гг.);
  3. Свертывание (с 1929 г.).

В июле 1924 г. II сессия ЦИК БССР положила начало белорусизации как официальной политики, приняв постановление "О практических мероприятиях по проведению национальной политики". Президиум ЦИК создал специальную комиссию по осуществлению национальной политики. Соответствующие комиссии создавались и при окружных исполнительных комитетах. Центральную комиссию возглавил известный государственный деятель А.И. Хацкевич, который видел ее задачу в том, чтобы "приспособить государственный аппарат, школы, искусство, литературу к обслуживанию основной массы населения на его родном языке". И хотя в Белоруссии было 4 государственных языка (белорусский, русский, еврейский, польский), но особое внимание уделялось белорусскому языку. Сотрудники государственных учреждений должны были обязательно владеть русским и белорусским языками. К 1927 г. 80% государственных служащих владели белорусским языком.

Изменения в  экономической и национальной политике большевистской партии вызвали у  многих белорусских деятелей в эмиграции надежды на постепенную эволюцию власти в сторону демократических форм жизни. Как результат, в 1925 г. на II (Берлинской) конференции Рада БНР признала БССР политической реальностью и заявила о своем самороспуске. Многие из белорусских деятелей (И. Лесик, С Некрашевич, А. Цвикевич, В. Ластовский и др.) вернулись в Беларусь, чтобы содействовать развитию ее культуры и благосостояния.

Большое внимание уделялось изучению истории края, широкое развитие получило краеведение. В 1926 г. состоялся I, а через год II Всебелорусский краеведческий съезд. Всего в Беларуси было 240 краеведческих организаций. Члены этих организаций читали научные доклады, участвовали в экспедициях, издавали рукописные сборники и журналы, собирали фольклорный материал.

Национальная политика большевиков способствовала в 1920-е годы развитию просвещения и культуры в БССР. Еще 30 октября 1921 г. начались занятия на двух факультетах БГУ (общественных наук и медицинском). Первым ректором стал известный историк-славист В.И. Пичета. В 1925-1926 гг. кроме БГУ действовали три высших учебных заведения: Коммунистический университет в Минске, Белорусский ветеринарный институт в Витебске и Белорусская сельскохозяйственная академия в Горках. Во всех вузах были образованы кафедры по изучению истории и культуры БССР. Кроме того, в республике насчитывалось 25 техникумов, 20 профтехникумов и 20 других специальных учебных учреждений.

Становление белорусской  науки в 1920-е годы происходило  не только в высших учебных, но и  в научно-исследовательских учреждениях. Необходимо отметить Институт белорусской культуры (Инбелкульт). Его деятельность началась с гуманитарных наук, но уже с 1924 г. в составе Инбелкульта появились географическая, медицинская и агрономическая секции. В результате реорганизации Инбелкульта 1 января 1929 г. была создана Академия Наук БССР (первый президент – историк и общественный деятель В. Игнатовский).

Были открыты  Государственная библиотека и Центральный  архив, создано издательство "Советская  Беларусь".

В 1920-е годы происходит рассвет литературы, искусства. Вместе с известными писателями и поэтами, такими как Я. Колас, Я. Купала, З. Бядуля, Т Гартны выросли Н. Арсеньева, М. Зарецкий, М. Лыньков, К. Чорны и др.

Именно в  это время создаются белорусские  государственные театры в Минске и Витебске, был создан первый белорусский художественный фильм "Лесная быль" (режиссер Ю. Тарич).

Таким образом  белорусизация содействовала развитию национальной культуры, языка, национальному возрождению. Но в конце 20-х годов процесс белорусизации был приостановлен.

Причинами свертывания  стали отказ от новой экономической  политики, унификация и централизация государственного управления и культурного развития в СССР. Многие деятели белорусизации были репрессированы.

Социально-экономические  и политические изменения, которые произошли за период с 1919 г. (второе провозглашение БССР, образование СССР, укрупнение территории республики) потребовали разработки новой (второй) Конституции БССР, которая была принята VIII Всебелорусским съездом Советов в апреле 1927 г. Она была подготовлена в соответствии с Конституцией СССР 1924 г.

Конституция БССР оформила добровольное и свободное  вхождение БССР в состав СССР. Она  детализировала принцип равноправия наций: равноправие государственных языков – белорусского, еврейского, русского, польского, определение статуса белорусского языка как языка межнационального общения, признание права получения образования на родном языке, издание важнейших законодательных актов на всех местных языках.

В Конституции  четко определялся классовый  характер советского государства. В  ст. 2 записано: "БССР есть социалистическое государство диктатуры пролетариата, осуществляющее свои задачи на основе союза рабочих и крестьян". Закрепляя принцип всевластия Советов, Конституция провозглашала: "Вся власть в пределах БССР принадлежит Советам рабочих, крестьянских депутатов".

Подтверждая социалистический характер государства, Конституция  в ст. 5 закрепляла государственную собственность на все земли, леса, недра, воды, фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи.

Оговорен в  Конституции и вопрос о статусе БССР в связи с образованием СССР. В ст. 4 закреплено, что БССР, "как союзная республика передает Союзу полномочия, определенные ст. 1-й Конституции СССР" и сохраняет "право свободного выхода из Союза" согласно ст. 4 Конституции СССР, однако сам механизм выхода раскрыт не был.

Четко определяет Конституция  и суверенные права БССР: принимать  и изменять Конституцию республики, решать вопрос об изменении границ (ст. 24), создавать свои органы власти и управления (ст. 3, 31, 45, 53 и др.). Большое внимание в Конституции уделено вопросам системы, структуры и компетенции высших органов власти и управления. По Конституции носителями верховной власти в республике являются Всебелорусские съезды Советов, а в период между съездами – ЦИК БССР (ст. 3).

 

Глава 2.  Развитие гражданского права БССР 1920-х – 1930-х годах

2.1. Гражданское право  БССР в период НЭПа

 

В начале 20-х годов  развитие гражданского права БССР было обусловлено, прежде всего, необходимостью национализации имущества.

Рядом актов было установлено, что имущество, фактически находившееся в пользовании, государственных и общественных организаций, не подлежит возврату прежним собственникам, и было запрещено рассматривать претензии частных лиц на это имущество. Такие акты были изданы в отношении мельниц третьей категории [21, ст. 60], машин [21, ст. 50], мебели [21, ст. 36].

Была введена в ГК БССР общая норма, согласно которой  «бывшие- собственники, имущество которых  было экспроприировано на основании  революционного права или вообще перешло во владение трудящихся до 1 августа 1922 г., не имеют права, требовать возврата этого имущества». Так эти законы выполнили свою задачу закрепления орудий и средств производства в собственности социалистического государства и определения круга объектов, могущих находиться у граждан на праве частной собственности.

Расшифровка сокр.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь