Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания дипломной работы – исследование процесса развития Беларуси, гражданского права БССР и права в целом, определение его влияния на развитие гражданско-правовых отношений в Республики Беларусь.
Задачи, поставленные в дипломной работе:
- рассмотреть формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов;
- познакомиться с рецепцией норм гражданского права БССР при разработке гражданского права Республики Беларусь;
- рассмотреть влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов 5
1.1. Формирование Белорусской государственности и развитие права (октябрь 1917-1920 гг.) 5
1.2. Общие направления в развитии государства и национального права в 1920-ые – первой половины 1930-ых годов 16
Глава 2. Развитие гражданского права БССР 1920-х – 1930-х годах 25
2.1. Гражданское право БССР в период НЭПа 25
2.2. Гражданский кодекс БССР 1923 года 38
2.3. Нарушения права собственности в гражданском праве БССР в 1930-х годах 48
2.4. Гражданское право БССР в конце 30-х годов 52
Глава 3. Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь 56
3.1. Развитие гражданского законодательства Республики Беларусь в 1990-е годы 56
3.2. Кодификация гражданского законодательства Республики Беларусь 65
Заключение 98
Список использованных источников и литературы: 102

Вложенные файлы: 2 файла

5512 Диплом (Доработка).doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

Статьей 161 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

Наряду с этими нормативными правовыми актами, правовое регулирование договоров мены осуществляется нормативными правовыми актами разного уровня. Основными из них являются:

Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 368 «О некоторых  вопросах отчуждения жилых домов в сельских населенных пунктах»;

Указ Президента Республики Беларусь от 15 августа 2005 г. № 373 «О некоторых  вопросах заключения договоров и  исполнения обязательств на территории Республики Беларусь»;

постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 23 ноября 2005 г. № 1317 «Об отдельных вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь»;

постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 5 ноября 2007 г. № 1459 «О порядке регистрации договоров  купли-продажи, мены, дарения транспортных средств»;

постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства юстиции Республики Беларусь от 1 ноября 2007 г. № 284/74 «Об утверждении типовых форм договоров купли-продажи, мены, дарения транспортных средств».

6.2.3. Дарение 

Правовое регулирование  договора дарения основывается на главе 32 «Дарение» ГК.

Кроме главы 32 ГК отношения дарения регулируются и другими кодексами Республики Беларусь. А именно:

Кодекс Республики Беларусь о земле, а именно, статьи 87, 88, 93 содержат положения о дарении земельных  участков;

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (статьи 161, 162).

Наряду с этими нормативными правовыми актами, правовое регулирование договоров мены осуществляется нормативными правовыми актами разного уровня. Основными из них являются:

Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 368 «О некоторых  вопросах отчуждения жилых домов в сельских населенных пунктах»;

постановление Министерства юстиции Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 38/131 «Об утверждении  Инструкции о порядке представления  органами, должностные лица которых уполномочены совершать нотариальные действия, и частными нотариусами сведений о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы»;

постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 5 ноября 2007 г. № 1459 «О порядке регистрации договоров купли-продажи, мены, дарения транспортных средств»;

постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства юстиции Республики Беларусь от 1 ноября 2007 г. № 284/74 «Об  утверждении типовых форм договоров купли-продажи, мены, дарения транспортных средств».

6.2.4. Рента и пожизненное  содержание с иждивением 

Правовое регулирование  договора ренты и пожизненного содержания с иждивением основывается на главе 33 «Рента и пожизненное содержание с иждивением» ГК.

В отличие от других правоотношений рентные отношения урегулированы  практически исчерпывающим образом  в ГК.

Кроме главы 33 ГК отношения  ренты и пожизненного содержания с иждивением регулируются Законом  Республики Беларусь от 22 июля 2002 года «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». А именно статьей 61 данного Закона установлено, что при государственной регистрации ренты в регистрационную книгу заносятся размер ренты или данные о порядке и условиях ее определения.

6.2.5. Аренда, субаренда 

Общие положения о  договоре аренды содержатся в параграфе 1 главы 34 ГК и применяются к различным  видам этого договора, различным  видам сдаваемого в аренду имущества. Вместе с тем глава 34 ГК содержит нормы, регулирующие отдельные виды арендных отношений: прокат, аренду транспортных средств, аренду зданий и сооружений, аренду предприятий, финансовую аренду (лизинг). Статья 596 ГК определяет соотношение между общими нормами о договоре аренды и специальными нормами. К отдельным видам договора аренды и договорам аренды отдельных видов имущества общие положения о договоре аренды, предусмотренные параграфом 1, применяются, если иное не установлено законодательством, в том числе и нормами ГК об этих договорах. В соответствии со статьей 596 ГК приоритетное значение придается специальным нормам.

Кроме того, арендные правоотношения регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495 «О совершенствовании  порядка определения размеров арендной платы и передачи в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности», Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. № 498 «О некоторых вопросах аренды государственного имущества», Указом Президента Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства», Декретом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. № 10 «О предоставлении юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям во временное пользование торговых площадей в пунктах продажи», и другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь, а также решениями местных органов управления.

Особенности сдачи в  аренду объектов, находящихся в собственности государства (природные ресурсы: земли сельскохозяйственного назначения, а также другие земли, не подлежащие в соответствии с законодательством Республики Беларусь передаче в частную собственность; недра; воды; леса и т.д.), регулируются Законом «Об объектах, находящихся только в собственности государства», Кодексом Республики Беларусь о земле, Кодексом Республики Беларусь о недрах и другими актами законодательства.

Особенности сдачи в  аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений регулируются Декретом Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 24 «О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений.

Аренда земельных участков регулируется нормами Кодекса Республики Беларусь о земле, а также рядом нормативных правовых актов Главы государства: Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 года № 74 «О совершенствовании порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (в редакции от 7.07.2008), и другими актами законодательства, Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 года «Об изъятии и предоставлении земельных участков». Кроме того, ряд вопросов аренды земельных участков урегулирован постановлениями Правительства. Так, форма договора аренды земельного участка утверждена.

Иные вопросы регулируются:

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2008 года № 427 «Об установлении типовой формы договора аренды земельного участка» Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 года № 667»;

Порядок предоставления в аренду охотничьих и рыболовных угодий урегулирован Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего и рыболовного хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» (в редакции от 28.05.2008года);

Минимальные ставки платежей за аренду охотничьих угодий установлены  постановлением Министерства природных  ресурсов и охраны окружающей среды  Республики Беларусь, Министерства экономики  Республики Беларусь, Министерства финансов Республики, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь от 6 февраля 2001 года № 2/48/20/3.

Следует отметить, что  в Законе «Об аренде» имеется  ряд положений, противоречащих Гражданскому кодексу Республики Беларусь и иному  законодательству. В соответствии со статьями 3, 1137 ГК Закон «Об аренде» применяется в части, не противоречащей ГК.

Как показало изучение практики правоприменения, Закон «Об аренде»  применяется лишь в некоторых  случаях, когда в вышеуказанных  нормативных правовых актах не содержится соответствующих норм. Так, статья 5 Закона «Об аренде» определяет понятие субъектов арендных отношений – арендаторов. Статья 22 Закона «Об аренде» раскрывает (хотя и не в полной мере) понятие неотделимого улучшения арендованного имущества, которое отсутствует в других нормативных правовых актах.

Кроме того, Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 года «О государственной  регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» установил  обязательную регистрацию договора аренды и субаренды капитального строения (здания сооружения), изолированного помещения, заключенного на срок не менее одного года, и договора аренды, субаренды капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения, заключенного на срок менее одного года, в случаях, предусмотренных соглашением сторон.

В отличие от норм, содержащихся в статье 8 Закона «Об аренде», ГК не относит срок аренды к существенным условиям договора, поскольку допускает  заключение договора без указания срока  его действия. В соответствии с пунктом 2 статьи 581 ГК, если срок в договоре аренды не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

Кроме того, положения  Закона «Об аренде» не в полной мере соответствуют нормам Указа  Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495 «О совершенствовании порядка определения размеров арендной платы и передачи в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности» и Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. № 498 «О некоторых вопросах аренды государственного имущества», регулирующих вопросы аренды государственного имущества.

Следует отметить, что  на практике остается востребованным выкуп арендованного имущества, однако механизм его осуществления для объектов государственной собственности отсутствует. Так, законодательством не установлен порядок определения выкупной цены, условия зачета в выкупную цену внесенной арендной платы. В результате этого невозможно реализовать на практике нормы Указа Президента Республики Беларусь от 3 марта 1998 г. № 95 «О мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и усилению их государственной поддержки» в части передачи крестьянским (фермерским) хозяйством неиспользуемых зданий, сооружений, машин и оборудования в аренду с последующим их выкупом и отсрочкой внесения арендной платы до трех лет.

Развитие экономических  отношений в Республике Беларусь в настоящее время привело  к тому, что такие формы предпринимательской деятельности как аренда предприятий, внутрихозяйственный арендный подряд, урегулированные нормами Закона «Об аренде», практически утратили свою актуальность. Вместе с тем, в настоящее время два арендных предприятия работают на условиях аренды имущества, находящегося в республиканской собственности.

Таким образом, до преобразования существующих арендных предприятий  в предусмотренные ГК виды юридических  лиц в соответствии с частью третьей  статьи 1141 ГК или их ликвидации Закон  Республики Беларусь не может быть признан утратившим силу, поскольку является единственным нормативным правовым актом, содержащим нормы о деятельности указанных юридических лиц в Республике Беларусь. Срок действия договоров аренды указанных предприятий истекает в 2007, 2009 годах.

По истечении срока  действия указанных договоров аренды Закон Республики Беларусь «Об аренде»  может быть признан утратившим силу.

6.2.6. Наем жилого помещения 

Законодательство в  сфере отношений, складывающихся при  найме жилого помещения в настоящее время регулируется положениями, которые содержаться в главе 35 статья 642 Гражданского кодекса Республики Беларусь, статьи 27, 31, 36, 37, 50, 56, 59, 60-62, 72, 85-89, 95 Жилищного кодекса Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами.

Типовые договоры найма  жилых помещений утверждаются в  порядке, определяемом Советом Министров  Республики Беларусь. Так Советом  Министров Республики Беларусь приняты  следующие постановления:

постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 1733 «Об утверждении Положения о порядке и условиях перечисления сумм, полученных от сдачи жилых помещений лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, на погашение расходов по содержанию детей»;

постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 7 марта 2003 г. № 318 «Об утверждении Типового договора найма жилого помещения и пользования  имуществом в специальном служебном  жилищном фонде»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1999 г. № 1437 «Об утверждении Положения об общежитиях и Типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии»;

постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 4 июня 1998 г. № 886 «Об упорядочении предоставления жилья по договорам найма в домах государственного жилищного фонда»;

постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 28 июля 1997 г. № 965 «О социальной поддержке учащейся молодежи».

В соответствии с законодательством все без исключения жилые помещения получили строго целевое назначение, а все собственники жилищных фондов, жилых домов и отдельных жилых помещений не вправе более использовать их исключительно по своему усмотрению, с нарушением целевого назначения этих объектов. Не допускается сдача жилых помещений внаем под различные офисы, конторы, склады, а также их продажа для указанных целей без предварительного перевода этих помещений в категорию нежилых, то есть без изменения их целевого назначения (что, в свою очередь, требует соответствующей перерегистрации их в органах, осуществляющих учет данного вида недвижимости). Такие ограничения в реализации права собственности на недвижимость касаются всех собственников - граждан, в том числе владельцев жилых домов и приватизированных квартир, юридических лиц, включая коммерческие и общественные организации.

6.2.7. Безвозмездное пользование  имуществом (ссуда). Безвозмездная передача  имущества 

Расшифровка сокр.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь