Виды законов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является охарактеризовать основные виды законов в Российской Федерации.
Основными задачами данной курсовой работы является:
– дать общее понятие закона;
– рассмотреть иерархию законов в Российской Федерации;
– выделить основные признаки и особенности законов.

Содержание

Введение………………………………………..……………....3
1.Понятие и виды законов в Российской Федерации…….…5
2.Конституция Российской Федерации……..………………..8
3.Федеральный конституционный закон……………….......20
4.Федеральный закон………………………………………...26
5.Закон о поправках к Конституции………………………..29
Заключение…………………………………………………...31
Список используемой литературы………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.58 Кб (Скачать файл)

Под структурой конституции  понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются  определенная система группировки  однородных конституционных норм в  разделы, главы и последовательность их расположения.

Последовательность расположения в конституции соответствующих  комплексов норм зависит от нескольких факторов: учет взаимосвязи этих норм с другими, первичность и производность  их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции. Все это  очень важно для осмысления ее структуры, учет которой является непременным  элементом квалифицированной правоприменительной  деятельности.9

По своей структуре  Конституция 1993 г. состоит из преамбулы  и двух разделов10. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

1) Основы конституционного  строя;

2) Права и свободы человека  и гражданина;

3) Федеративное устройство;

4) Президент Российской  Федерации;

5) Федеральное Собрание;

6) Правительство Российской  Федерации;

7) Судебная власть;

8) Местное самоуправление;

9) Конституционные поправки  и пересмотр Конституции.

Раздел второй именуется "Заключительные и переходные положения".

Указанная структура Конституции  России существенно отличается от структуры  предшествующей Конституции, даже в  самой поздней редакции ее текста. В ней выделялись преамбула, 11 разделов (и дополнительно еще шесть) и  в качестве составной части включался  Федеративный Договор.

В структуре действующей  Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

1) первый раздел называется "Основы конституционного строя" (в прежней Конституции он назывался  "Основы общественного строя  и политики", что представляет  собой не простую замену терминов "общественный" на "конституционный", а качественное изменение характеристики  строя);

2) зафиксирован переход  на парламентскую систему (в  Конституции 1978 г. существовал раздел четвертый "Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания", причем Советы рассматривались как антипод парламенту);

3) перечень глав об  органах государственной власти  открывает глава о Президенте  РФ. В этом проявляется статус  Президента как главы государства;

4) последовательно и четко  проведен принцип разделения  властей. Логично располагаются  главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти (в прежней Конституции последняя  глава именовалась "Правосудие, прокурорский надзор", что не  определяло суд как орган государственной  власти);

5) закреплены новые начала  федеративного устройства, определяющие  статус субъектов Российской  Федерации, принципы разграничения  полномочий (в прежней Конституции  выделялись разделы, посвященные  высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения);

6) отсутствует раздел  о государственном плане экономического  и социального развития России (этот раздел уже и в прежней  Конституции в последние годы  был неоправданным);

7) название главы "Права  и свободы человека и гражданина" показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством (в прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел "Государство и личность")11.

Положения Федеративного  договора в необходимой мере нашли  непосредственное отражение в Конституции и отпала необходимость его включения в качестве составной ее части.

В целом по своей структуре  Конституция 1993 г. в отличие от Конституции 1978 г. является более компактной, четкой и юридически строгой по последовательности расположения ее глав.

Раздел второй Конституции "Заключительные и переходные положения" в истории российской конституции  появился впервые. В конституциях зарубежных стран такой раздел - явление нередкое.

В разделе втором Конституции  РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение  Конституции и Федеративного  договора, порядок применения законов  и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать  ранее образованные органы.

Нормы второго раздела  определяют основания, на которых осуществляется процесс перехода от прежней конституции  к функционированию новой.

Положения второго раздела - действующие нормы. Содержащиеся в  них предписания применяются  при решении многих правовых ситуаций. Так, в силу действия пункта 5 раздела второго Конституции, предусматривающего, что судьи Конституционного Суда сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны, на судей, назначенных до Конституции 1993 г. (не Советом Федерации) не распространилось изменение Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" о снятии нормы о верхнем возрастном сроке. Ранее они назначались на срок до 65 лет. Один из пунктов Заключительных и переходных положений был предметом толкования Конституционного Суда (п. 3), что лишний раз подчеркивает работающий характер норм этого раздела Конституции12.

Различают конституции гибкие и жесткие - в зависимости от установленного в этих конституциях порядка их изменения. Конституции, которые могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы, называются гибкими. Те конституции, для изменения которых устанавливается сложная процедура, именуются жесткими13.

Конституции, как правило, представляют собой единый писаный  акт. Однако роль конституции государства  может выполнять, как, например, в  Англии, система правовых актов, а  также обычаев и судебных прецедентов. В связи с этим различают писаные  и неписаные конституции.

Конституции могут реально  отражать действительность, адекватно  реализовываться в системе общественных отношений. В таком случае они  являются реальными.

Нередко положения конституции  представляют собой лишь декларативные  установления, принципы и нормы которых  не находят отражения в жизни. Такие конституции именуются  фиктивными. В значительной мере таковыми являлись советские конституции, особенно те их положения, которые утверждали народовластие, полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности.

 В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Изменения в ней тоже должны требовать серьезного обоснования.

Советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное  большинство голосов депутатов  высшего представительного органа.

Учтя предшествующий отечественный  опыт, нормативные установления конституций  зарубежных демократических государств и укрепляя конституционную стабильность, действующая Конституция внесла в рассматриваемый процесс существенные изменения.

Прежде всего Конституция 1993 г. применяет новую терминологию - вводятся понятия "пересмотр" Конституции и "поправки" к ней. Посвященная этому гл. 9 носит название "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Она содержит четыре статьи - 134 - 137.

В ст. 134 впервые в конституционном  акте введена новая норма, устанавливающая  перечень субъектов, которые могут  инициировать процесс пересмотра Конституции  и внесения в нее поправок. В  прежней Конституции вопрос о  таких субъектах не регламентировался.

Теперь предложение о  поправках и пересмотре положений  Конституции могут вносить Президент  РФ, Совет Федерации, Государственная  Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Круг субъектов, наделенных указанным правомочием, уже того, который в ст. 104 Конституции определен  в качестве субъектов законодательной  инициативы. Это вполне правомерное  ограничение вытекает из различий конституционного и текущего законодательства.

Анализ гл. 9 показывает, что  в Конституции предусмотрены  три различных режима внесения новых  положений в ее текст: пересмотр, поправки и изменения в ст. 65.

Пересмотр означает принятие новой Конституции. Его условия  определены в ст. 135 Конституции. Пересмотр  связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и  гражданина", "Конституционные  поправки и пересмотр Конституции". Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В этих главах содержатся положения, выражающие концептуальную сущность Конституции, а также обеспечивающие ее стабильность. Отсутствие у Федерального Собрания - представительного и законодательного органа Российской Федерации - права  принимать новую Конституцию  означает, что утверждена новая концепция  установления конституции особой, учредительной  властью, а не обычной законодательной  властью. Однако законодательный орган  не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции. Статья 135 предусматривает, что предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшее движение только в случае его поддержки тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы. Только при этом условии в  соответствии с федеральным конституционным  законом созывается Конституционное  Собрание (к настоящему времени указанный  закон не принят).

Конституционное Собрание в  соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями. Оно может  подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с решениями  палат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции. В случае согласия с инициативой  пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции  и принимает его двумя третями  голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция  считается принятой, если за нее  проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло  участие более половины избирателей.

Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст. 136) допускаются только к гл. 3 - 8. Они  принимаются в порядке, предусмотренном  для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа  членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной  власти не менее чем 2/3 субъектов  Федерации.

Закон Российской Федерации  о поправке к Конституции получает наименование, отражающее суть данной поправки. Под поправкой в соответствии с Законом понимается любое изменение  текста гл. 3 - 8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав.

Положения Конституции 1993 г. об изменениях относятся только к  нормам ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. Статья 137 Конституции, закрепляющая порядок изменения, распространяет его на следующие случаи: принятия в Российскую Федерацию и образования  в ее составе нового субъекта; изменения  конституционно-правового статуса  субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137) и изменения наименования субъекта (ч. 2). Предусмотренные в ст. 137 вопросы не могут решаться в режиме поправки к Конституции в силу их особого характера14.

Конституция в ч. 2 ст. 65 закрепляет, что принятие в Российскую Федерацию  и образование в ее составе  нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным  законом, а в ч. 5 ст. 66 устанавливает, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным  законом.

Что касается изменения наименования субъекта (ч. 2 ст. 137), то этот вопрос относится  к исключительным полномочиям самого субъекта. Однако остался открытым вопрос о том, каким правовым актом  должно быть внесено новое наименование в Конституцию. По запросу Государственной  Думы о толковании ч. 2 ст. 137 Конституционный  Суд в своем постановлении  определил, что новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции  указом Президента РФ. Однако Конституционный  Суд определил, что изменение  наименования субъекта в рамках ч. 2 ст. 137 не должно нарушать основы конституционного строя, права других субъектов Федерации, права и свободы человека и  гражданина.

 

 

 

 

 

 

3. Федеральный конституционный закон.

Федеральные конституционные  законы – это такие законы, которые  вносят изменения и дополнения в  Конституцию, а также законы, которые  принимаются для регулирования  вопросов, прямо предусмотренных  Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108).

Они занимают особое место  в российском законодательстве, так  как имеют высшую юридическую  силу и призваны обеспечить стабильность Конституции, закрепляющей основы его  конституционного строя. 

Федеральные конституционные  законы характеризуются рядом признаков:

1. Обладают более высокой юридической силой по сравнению с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ федеральным конституционным законам не могут противоречить федеральные законы. И тем более должны соответствовать федеральным конституционным законам все иные нормативные акты, существующие в нашем государстве. В свою очередь сами федеральные конституционные законы должны соответствовать Конституции РФ.

Информация о работе Виды законов РФ