Вещное право РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:58, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования данной работы обусловлена рядом весьма основательных факторов. Развитие рыночных отношений, выразившееся в структурных преобразованиях экономики, вызвало необходимость законодательного и теоретического обоснования разного рода хозяйственных связей, возникающих между юридическими лицами в процессе их деятельности и представляющих собой реализацию вещных прав государственными юридическими лицами, что и является предметом исследования настоящей работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ВЕЩНОГО ПРАВА…………………………………………...4
1.1. Источники вещного права…………………………………………………………………4
1.2. Классификация обьектов вещного права…………………………………………………7

2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВЕЩНОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ………………………………………………………………10

заключение……………………………………………………………………………
список использованных источников…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

вещное право окончателная версия.docx

— 48.54 Кб (Скачать файл)

В-третьих, нормы объективного вещного права строятся по определенной теоретической модели, которая представляет собой типовое соотношение между главными компонентами, образующими вещно-правовой институт гражданского права. В цивилистической литературе речь идет о двух видах теоретической модели объективного вещного права: элементарная модель и собственническая модель6. Мы полагаем, что дальнейшее развитие гражданского законодательства Казахстана о вещных правах будет построено по элементарной модели вещного права, основывающейся на принципе – на вещь может существовать только одно право собственности, все другие права на нее являются правами на чужую вещь.

1.2. Классификация  объектов вещного права.

Понятие объектов права собственности  с некоторых пор имеют весьма важное практическое значение. На довольно простой вопрос – что именно является объектом права собственности и  иных вещных прав? – очень сложно дать такой же простой ответ. Многие ученые-цивилисты склонны чрезмерно  расширять этот перечень, распространяя  это понятие, помимо собственно вещей, также и на другие объекты гражданских  отношений: имущественные права, нематериальные объекты и прочее. Поэтому проблема объектов права собственности и  иных вещных прав является для Казахстана и всех постсоветских государств одной из самых актуальных, наименее разработанной и противоречивой. С одной стороны, ранее гражданско-правовое регулирование осуществлялось только в отношении ограниченного круга объектов. Допускалось законодательное ограничение количества объектов, их стоимости (ст. 101-107 ГК Казахской ССР). Практически не существовало оборота недвижимости. В современных условиях все указанные вопросы потребовали четкого законодательного и научного решения. Анализ современной законодательной базы позволяет утверждать о том, что остается еще много нерешенных проблем в этой сфере.

Объектами права вообще, и гражданских прав в частности, является то, на что направлено соответствующее  правоотношение. Пункт 1 ст. 115 ГК РК в  качестве объектов гражданского права  называет имущественные и личные неимущественные блага и права.

Непосредственно об объектах права собственности и иных вещных прав ГК не упоминает. Законодатель при  формулировании понятия объекта  права собственности и иных вещных прав использует понятие “имущество” (п. 1 ст. 188 ГК РК). Законодательное определение имущества, данное в п. 2 ст. 115 ГК,  шире, чем только вещи. К имуществу отнесены: вещи, деньги, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги, работы, услуги, объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделий, имущественные права и другое имущество.

К вещным правам относятся  только права, прямо предусмотренные действующим законодательством данной страны, т.е. лицо не может по своей воле создавать какие-либо иные разновидности вещных прав.

 В гражданском праве  всех стран ведущее место в  системе вещных прав занимает  право собственности, являющееся центральным институтом системы права той или иной страны. Кроме того, к данной системе относятся такие вещные права, как право залога, сервитуты, узуфрукт и др. Общим для них является то, что это права на чужие вещи, закрепляющие за их носителями отдельные правомочия, относящиеся к отдельным правомочиям собственника (обычно владение, пользование). То есть, это суть производные от права собственности вещные права.

Основной классификацией вещных прав является деление их на право собственности и вещные права лиц, не являющихся собственниками (ст. 195 ГК). В цивилистической науке более распространено другое понятие – вещные права на чужие вещи.

В Казахстане наиболее аргументированными являются две доктринальные классификации. М.К. Сулейменов предлагает вещные права на чужие вещи классифицировать следующим образом:

1) владение (в случаях, когда оно носит самостоятельный характер, не связанный с правом собственности и с правом пользования);

2) сервитуты;

3) права на хозяйствование с имуществом собственника:

а) право хозяйственного ведения;

б) право оперативного управления;        

в) право самостоятельного распоряжения учреждением своим имуществом;

4) права, обеспечивающие исполнение обязательства:

- право залога;

- право удержания;

5) право природопользования:

- право землепользования;

- право недропользования;

- право водопользования;

- иные права природопользования;

6) права на жилище:

- право нанимателя жилища;

- права членов семьи собственника жилища на пользование этим жилищем;

- право пожизненного проживания в жилище, принадлежащем другому лицу, по договору или в силу завещательного отказа;

- право члена кооператива на кооперативное жилище до его выкупа;

- другие жилищные права;

7) Право на вещь, переданную на основе договоров (иных, чем указано в предыдущих пунктах):

- право на арендованную вещь;

- право на вещь, взятую в доверительное управление;

- право на вещь, взятую на хранение;

- право на вещь, переданную на основе ренты;

- право на вещь, переданную на основе других договоров (подряда и т.п.)7.

Специфика вещного права  собственности государства в  Республике Казахстан присуща имуществу  в вещественном выражении, находящемуся на балансе государственных юридических  лиц. Заключается она в наличии  у государственных предприятий  и учреждений прав владения, пользования  и распоряжения. Поскольку мы считаем  признаком вещного права наличие  правомочий владения и/или пользования  и/или распоряжения, то следует признать, что одно и то же правомочие" может быть у двух субъектов или собственнические правомочия могут быть разделены между собственником и иным субъектом вещного права. Не исключая при определенных условиях правомерности любой из двух приведенных схем, мы бы предпочли пойти иным путем и уточнить сам вещный признак обязательного наличия одного или нескольких вещных правомочий применительно только к изначальному состоянию права. Если это невозможно, то как выход из создавшегося положения можно было бы считать право собственности особым вещным правом, которое в принципе может существовать при отсутствии всех трех правомочий. Схема эта, конечно же, условна, поскольку законодательство во всех случаях оставляет за собственником в нормальном режиме работы хотя бы одно или даже часть одного правомочия. Но, пожалуй, законодательными актами или волей собственника (для частного собственника) может быть предусмотрена передача всех трех правомочий другому носителю вещного права с сохранением вещного права собственника. При этом возникают проблемы реализации вещных прав как частными собственниками так и государственными юридическими лицами.

 

 

2. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ  ВЕЩНЫХ ПРАВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

 ЮРИДИЧЕСКИМИ  ЛИЦАМИ.

Для осуществления  реализации вещных прав государственными юридическими лицами

      Государственное  предприятие считается созданным  и приобретает права юридического  лица с момента его государственной  регистрации.

Правовой режим государственного имущества, правовые основы управления государственным имуществом, в том  числе имуществом, закрепленным за государственными юридическими лицами, и принадлежащими государству акциями  и долями участия в уставном капитале юридических лиц, правовые основания  приобретения и прекращения прав на государственное имущество и  направлен на обеспечение эффективного осуществления государством прав собственника и обладателя иных прав на государственное  имущество. государственные юридические лица - государственные предприятия и государственные учреждения.

Согласно п. 1 Постановления  Конституционного Совета Республики Казахстан  от 17 марта 1999 года № 4/2 «Об официальном  толковании подпункта 4) статьи 66 Конституции  Республики Казахстан» подп. 4 ст. 66 Конституции  Республики Казахстан следует понимать таким образом, что юридическое  содержание нормы "организует управление государственной собственностью" означает наделение Правительства  республики полномочиями владеть, пользоваться и распоряжаться государственной  собственностью в пределах, установленных  законодательными актами.

Республиканская собственность, впрочем как и коммунальная, состоит из государственной казны и имущества, закрепленного за государственными юридическими лицами в соответствии с законодательными актами (п.п. 2 и 3 ст. 192 ГК). Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты государственной собственности, перечисленные в статье 193 настоящего Кодекса, и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами, составляют государственную казну Республики Казахстан. При этом коммунальная собственность подразделяется по уровням местного государственного управления на областную (города республиканского значения, столицы) и районную (городов областного значения) (п. 3-1 ст. 192 ГК).

Передача государственного имущества из одного вида государственной  собственности в другой осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Добровольная и безвозмездная передача имущества из частной собственности в государственную осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Передача имущества, находящегося в коммунальной собственности, из одного уровня местного государственного управления в другой осуществляется в порядке, определяемом законодательными актами о местном государственном управлении в Республике Казахстан. (п. 6 ст. 192 ГК).

 Анализ рассмотренных  выше положений ГК наглядно  свидетельствует о том, что  фактически можно говорить о  двух особенностях государственной  собственности перед частной. Во-первых, государственная собственность осуществляется специальным субъектом. Среди всех государственных органов наибольшее значение вопросам осуществления этого права отводится Правительству Республики Казахстан. Другие государственные органы играют в этом процессе второстепенные роли. Это утверждение справедливо и для местных органов государственной власти. Во-вторых, различается структура государственной собственности, т.к. государству могут принадлежать объекты, не способные находиться с частной собственности (например, вещи изъятые или ограниченные в обороте). Таким образом, указанные выше отличительные особенности относятся к субъектам и объектам государственной собственности, но никак не влияют на содержание и юридическую конструкцию самого права государственной собственности. Примерно к аналогичным выводам приходят и другие исследователи современных отношений собственности.

Так, Е.А. Суханов, анализируя новую модель отношений собственности, которая нашла закрепление в нормах ГК РФ, утверждает, что особенности гражданско-правового режима отдельных объектов права собственности, или некоторых оснований возникновения и прекращения права собственности, используемых для строго определенных субъектов (например, приватизация), делает необходимым дифференциацию объектов права собственности (их гражданско-правового режима) в зависимости от субъектного состава. Речь, по мнению автора, идет именно об особенностях правового режима отдельных объектов, а не о различиях в содержании прав или в границах их осуществления для отдельных собственников. В связи с этим Е.А. Сухановым предлагается право частной и право публичной собственности рассматривать не в качестве "разновидностей права собственности" (с различными возможностями для соответствующих собственников), а как обобщенное обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов права собственности (выделено автором)8.

Следует согласиться еще  с одним утверждением Е.А. Суханова о том, что “формы собственности... являются не юридическими, а экономическими понятиями, синонимами индивидуального, коллективного и государственного (общественного) присвоения”9.

Л.В. Щенникова утверждает, что принципиальная позиция законодателя выражена в самом названии ст. 212 ГК РФ - “Субъекты права собственности”. Действительно с позиций гражданского права нет форм собственности, а есть различные субъекты этого права. Ими являются граждане, юридические лица, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Заметим, что законодатель вполне может обойтись без понятия “частная собственность”, которое долгое время было предметом жарких споров и политических дискуссий. Действительно, гражданское право, регулируя нормальные экономические отношения, должно находиться вне политики. Есть субъекты имущественных отношений, у них имущество может находиться в собственности, и это право любого из субъектов должно защищаться равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ)10.

Немецкий исследователь  Т. Хасс более категоричен. Он утверждает, что есть только общее понятие права собственности и его не следует перегружать не относящимися к нему признаками, например, указаниями на субъект права: не существует “частной”, “государственной”, “народной” и т. д. Есть просто собственность, одинаковая, кому бы то она не принадлежала. Ее понятие неизменно и предметом этого права является вещь11.

Очень эмоционально по этому  поводу высказывается В.А. Рахмилович: По-видимому, ничего иного, как возможность существования различных субъектов, носителей этого права (права собственности – М.С., С.С.) и существования различных его объектов. Ведь никакого многообразия “форм”, никаких различных “форм”... видов самого этого права не существует: во всех случаях речь идет об общеизвестном вещном праве, едином наборе правомочий и средств защиты12.

Информация о работе Вещное право РК