Брачно-семейные отношения в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы состоит в том, что семья представляет собой сложное общественное явление, она считается уникальным способом построения общественной жизни людей. Семья по своей сути есть биологический и социологический институт упорядочения жизни человеческого рода. Объединение людей в семью обусловлено различными интересами, и в первую очередь, безусловно, это продолжение рода - рождение детей, а также другие материальные и духовные потребности. Семья выступает в форме социального приспособления к условиям существования на Земле.

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика семьи и брака Древнего Рима
1.1 Правовая сущность брака
1.2 Виды брака и формы заключения
1.3 Условия вступления в брак
1.4 Прекращение брака
Глава 2 Особенности брачно-семейных отношений в Древнем Риме
2.1 Положение женщины и брачно-семейные отношения в Древнем Риме
2.2 Борьба женщин Древнего Рима за свои права. Отношение женщин Древнего Рима к религии и разводам
Заключение
Список использованных источников и литературы

3
6
6
12
18
22
27
27

31
40
43

Вложенные файлы: 1 файл

брачно-семейные отношения в древнем Риме.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Так постепенно складывалась римская система имущественных  отношений между супругами. Принцип  юридической раздельности имуществ, ничему не мешающий при браках хороших, но наилучшим образом гарантирующий  обоих супругов при браках плохих, лежит в основе этой системы.

Влияние римского частного права на основные начала гражданского законодательства России общеизвестно 19. В связи с этим представляется интересным провести некоторую параллель в области регулирования имущественных отношений супругов в римском частном праве и российском семейном праве.

Отличие брака sine manu от конкубината  состоит в том, что он заключался с намерением создать семью, воспитывать  детей. От брака «сине Ману» следует  отличать конкубинат. Конкубинат в  Древнем Риме - это дозволенное  законом постоянное сожительство мужчины и женщины. В отличие от конкубината брак заключался с намерением создать семью и воспитать детей 20.

Конкубина не разделяла  социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской  власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканскую эпоху считалось допустимым наряду с законным браком с одной женщиной состоять в конкубинате с другой (напротив, всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало в древнереспубликанском праве мужу убить жену).

До того как было введено  Львом Философом в новелле 89 церковное  венчание, было иногда трудно доказать, что заключен брак. Законами Феодосия II и Валентиниана III было установлено, что если в сожительство вступают лица равного общественного положения, то в случае сомнения исходят из того, что они заключили брак 21.

Таким образом, римляне уже очень рано старому патриархальному браку  противопоставили его полную антитезу, брак совершенно свободный, и этим сделали огромный исторический прыжок. Вместо жены, личность которой была совершенно задавлена личностью мужа, в этом новом браке рядом с мужем стала жена, лично и имущественно свободная и независимая; брак стал свободным союзом двух совершенно равноправных лиц.

Некоторое время оба эти брака существовали в римской истории рядом и, так сказать, на выбор; но затем старая форма сходит со сцены, и свободный  брак делается единственной основой  семьи во всей дальнейшей истории  Рима. Так был разрешен Римом важнейший внутрисемейный вопрос, вопрос о взаимном отношении между мужем и женой.

Но  этим самым был предрешен уже  и другой основной вопрос семейного  права, вопрос о взаимоотношении  между семьей и государством.

1.3 Условия вступления  в брак

 

Для совершения брака  с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после  некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время  это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна 22.

Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в  брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи  невесты и согласие как главы  семьи жениха, так и лица, под  отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи - дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.

Таким образом, первоначально  все положения о согласии на брак исходили из той же идеи власти, на которой  покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей  не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.

Но по мере того как  личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы  семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия (4 г. н.э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опекуна, после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак у отца, а за отсутствием отца - у матери или у других близких родственников.

Третьим условием вступления в римский брак является наличие  у брачующихся права заключить  законный брак. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия (445 г. до н.э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия (18 г. до н.э.) не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после Закона Юлия - с лицами сенаторского сословия.

Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в  прямой линии без ограничения  степеней, в боковых линиях - в  древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила  и до конца республики - между лицами, матери которых были сестрами, а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т.д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия 23.

В период империи стало  препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии  без ограничения степеней, а при  христианских императорах - и в боковых линиях между зятем и золовкой.

Кроме того, были запрещены  браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. По Закону Юлия были запрещены  браки между супругом, виновным в  прелюбодеянии, и его сообщником.

Заключению брака предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны 24.

Брак совершался в  Риме тремя способами:

1) путем совершения  религиозного обряда;

2) путем покупки женихом  невесты;

3) путем простого соглашения  сторон.

Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства 25.

Таким образом, в Риме указанное воззрение на свободу  брачного союза было настолько сильно, что христианство, даже став господствующей государственной религией, было не в состоянии его преодолеть. Но с превращением Рима в Византию влияние церкви чрезвычайно усиливается; вся область семейственных отношений переходит в ведение церковных судов, и церковь начинает без всяких ограничений проводить в этой области свои воззрения. Общая же сущность этих воззрений заключалась в том, что брак не есть союз только частный; это есть таинство, устанавливающее в принципе неразрывную мистическую связь между супругами и служащее не земным целям супругов, а высшим целям религии и церкви. Быть может, несколько резко, но по существу правильно, От воли супругов зависело только вступить или не вступить в брак, но раз брак заключен, супруги переставали быть «целевыми субъектами» брачного союза; их интересы исчезали перед высшими интересами церкви и всецело подчинялись этим последним.

Это принципиальное изменение прежде всего  отозвалось, конечно, на вопросе о  заключении и прекращении брака.

По  римскому праву, заключение брака совершалось простым (даже лишенным какой-либо формы) соглашением сторон. Церковь вводит необходимость церковного венчания, вследствие чего заключение брака из акта гражданско-правового превращается в акт церковный. На Востоке необходимость венчания была установлена законом императора Льва 893 г. На Западе же этот вопрос был долго спорен даже между самими учителями церкви и был разрешен в смысле необходимости церковного благословения лишь Тридентским собором 1563 г. Вместе с тем церковь начинает борьбу с невенчанными браками, объявляя их ничтожными, но борьба эта была нелегкой: и на Востоке, и на Западе народное правосознание долго противится этому новому воззрению.

1.4 Прекращение  брака

 

Основаниями прекращения  брака являлись как объективные  причины, так и субъективные. К первым относились: смерть одного из супругов; лишение свободы одного из супругов (плен, рабство), причем только брак sine manu считался прекращенным; лишение гражданства одного из супругов; изменение семейного положения одного из супругов, при котором невозможно вступление в брак. К субъективным относился развод.

Свобода развода существовала в  римском праве на всем протяжении его истории.

Расторжение брака cum manu было возможно только по инициативе мужа (в случаях  измены, пьянства, бесплодия жены) в форме, обратной той, в которой он заключался: confarreatio - в форме обряда diffareatio; coеmptio - в форме remansipatio.

Расторжение брака sine manu допускалось  по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению любого из супругов. Никакой особой формы не существовало, но по законодательству Августа расторжение брака должно было быть объявлено в присутствии семи свидетелей в виде вручения разводного письма. Со временем причины расторжения брака стали влиять на его последствия, что выразилось в имущественных потерях.

В постклассическом праве вводятся правила развода. Известны два вида развода: с неблагоприятными последствиями  и без таковых. Первый вид делился  на беспричинное одностороннее расторжение  и расторжение по вине другого  супруга (измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь супруга, сводничество, аморальный образ жизни). Второй вид делился на развод по взаимному согласию и развод по воле одного супруга при наличии оправдательных причин. Такими причинами были обет целомудрия, уход в монастырь, неспособность иметь детей.

Виновный в разводе утрачивал  приданое, его могли подвергнуть  ссылке, заключению в монастырь, ему  могли запретить вступать в новый  брак. Вступление во второй брак в постклассический период требовало соблюдения некоторых правил: вдова могла повторно выйти замуж не ранее 10 месяцев, а впоследствии - 12 месяцев.

Также были введены ограничения  с целью ограждения интересов  детей от первого брака. 26

Таким образом, не только в Риме, но и у новых народов до появления этого церковного влияния расторжение брака находилось в воле частных лиц. Оно допускалось не только по взаимному согласию обоих супругов, но и по одностороннему решению мужа. Древнейшая семья и здесь, как и у римлян, была построена на односторонней власти мужа, от которой последний мог в любой момент отречься, не испрашивая на то разрешения у каких бы то ни было властей. Конечно, если такое одностороннее расторжение брака было беспричинным, оно являлось обидой для жены и ее родственников и могло навлечь на мужа со стороны этих последних месть; но самый брак был все-таки прекращен.

Церковь везде восстала против такой свободы. В то время как церковь восточная  допустила развод с ее разрешения хоть по некоторым причинам (прелюбодеяние и т. д.), церковь западная объявила брак абсолютно нерасторжимым, признав, в крайнем случае, возможность только «разлучения от стола и ложа», т. е. установление раздельного жительства без возможности для супругов вступления в новый брак5.

Информация о работе Брачно-семейные отношения в Древнем Риме