Борьба с международным терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:54, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью. Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие.
Мы считаем, что наряду с партиями и группами интересов, теперь можно выделить новых субъектов политики – террористические организации. Разумеется, террористическую деятельность можно рассматривать как вид политической борьбы, однако терроризм распространился по всему миру, так что можно уже говорить о появлении политических организаций нового типа.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие, сущность и специфические черты
международного терроризма. 6
§1.Понятие, сущность и криминалистическая характеристика
международного терроризма 6
§2. Международный терроризм и мировой опыт борьбы с ним. 15
§3. Международные террористические и экстремистские организации 22
Глава II. Проблемы борьбы с терроризмом в различных государствах. 52
§1. Тенденции развития терроризма 52
§2. Внутренние вооруженные конфликты и международный терроризм
и их взаимосвязь. 57
Глава III. Международное сотрудничество в области борьбы
с терроризмом 69
§1. Принципы правового регулирования международного сотрудничества в борьбе с актами международного терроризма 69
§2. Национальные организации, осуществляющие борьбу с международным терроризмом и их компетенция. 78
Заключение 87
Библиография

Вложенные файлы: 11 файлов

glava3.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)


Глава III.Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом.

 

 

§1. Принципы правового регулирования международного сотрудничества в борьбе с актами международного терроризма

 

 

Мировое сообщество в  конце 60-х—начале 70-х гг. было поставлено перед необходимостью активизировать противодействие актам международного терроризма. Именно в этот период теракты стали широко использоваться в качестве средства политической борьбы и метода влияния на политические процессы, происходящие в обществе. То, что раньше было, скорее, исключением, теперь стало "правилом", повседневностью во многих странах. Колоссально расширились географические рамки террористической активности, которая распространилась сейчас на все регионы. Как естественная ответная реакция — активизировалось сотрудничество государств в борьбе с терроризмом. Однако на фоне общего накопленного значительного массива законотворческой и практической работы в данной области назрела необходимость ее обобщения и анализа через призму возможного творческого использования при выработке международной и национальной концепций борьбы с терроризмом.

Систематизируя имеющуюся  практику координации усилий мирового сообщества в вопросах противодействия  актам террора, следует отметить, что в ее основе лежит ряд универсальных международных конвенций. В их числе: — Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (1963); — Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971); — Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973); — Конвенция о борьбе с захватом заложников (1979); — Конвенция о физической защите ядерных материалов (1980); — Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988); — Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997); — Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1999); — Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999). Основные усилия по международному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом предпринимаются в рамках международных организаций, которые выработали основополагающие программные итоговые документы. Рассмотрим некоторые из них.

Декларация и Программа  действий, принятая на Всемирной конференции  ООН по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене, определила, что акты, методы и практика терроризма во всех его  формах и проявлениях являются деятельностью, которая направлена на уничтожение прав, основных свобод и демократии, создает угрозу территориальной целостности и безопасности государств и дестабилизирует законные правительства.

В продолжение данных тезисов на 49-й сессии Генеральной  Ассамблеи Организации Объединенных Наций (1994) принята Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, в которой выражается убежденность в целесообразности более тесной координации и сотрудничества между государствами в борьбе с преступлениями, связанными с терроризмом, включая оборот наркотиков, незаконную торговлю оружием, "отмывание денег" и контрабанду ядерных и других потенциально смертоносных материалов. В этом контексте государствам предлагается в срочном порядке провести обзор сферы применения существующих международно-правовых положений о предупреждении, пресечении и ликвидации терроризма во всех его формах и проявлениях с целью обеспечить наличие всеобъемлющих правовых рамок, включая все аспекты этого вопроса.

В свою очередь на совещании  по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 г.) министры стран «большой восьмерки» приняли итоговый документ, в котором заявили о своей решимости уделять первостепенное внимание борьбе с терроризмом, сделали обзор новых тенденций развития терроризма в мире. Участники форума представили на итоговой пресс-конференции согласованный ими список из 25 мер по борьбе с терроризмом, значительная часть которых касается национальной компетенции государств. Одна из рекомендаций относится к "улучшению взаимодействия между отдельными органами и ведомствами, которые занимаются различными аспектами данной проблемы". Речь идет также об улучшении подготовки квалифицированных специалистов по антитеррористическим действиям, в том числе для "предотвращения терроризма с использованием радиоактивных, химических, биологических и отравляющих веществ".1

С учетом большого числа  террористических актов на транспорте правительствам стран "большой восьмерки" предлагается срочно начать консультации о повышении безопасности общественного  транспорта.

Особого внимания требуют поиск и разработка методов обнаружения и маркировки взрывчатки и других средств, которые могут привести к гибели или ранению людей.

"Восьмерка" призывала  все государства взять под  свой контроль неправительственные  организации (гуманитарной, культурной  или социальной направленности), которые могут служить прикрытием для террористической деятельности.

Предметом пристального внимания должны стать новейшие средства коммуникации, которые террористы используют для пропаганды собственных идей и общения между собой. Подразумеваются прежде всего компьютерная сеть Интернет и частные средства кодирования передаваемой по ней информации.

В отдельный пункт  выделено принятие национальных законов  с целью более эффективного контроля за производством, торговлей и экспортом оружия и взрывчатки.

Документ обязывает  подписавшие его страны отказаться от любой пассивной или активной поддержки террористов; ужесточить юридические меры преследования  за террористическую деятельность; отдавать под суд любое лицо, обвиняемое в совершении, подготовке террористических актов или оказании помощи в их осуществлении.

"Восьмерка" рекомендовала  всем государствам препятствовать  передвижениям групп террористов  и их отдельных членов и  в этих целях ввести более  строгий пограничный контроль  и правила оформления удостоверений личности и визовой документации.

Многостороннее и двустороннее сотрудничество предполагается развивать  в двух основных плоскостях: международно-правовой и оперативной.

Первая охватывает, в  частности, сближение национальных законодательств в области выдачи преступников и предоставления убежища. Документ предлагает рассмотреть возможность выдачи террористов, даже если между заинтересованными государствами нет соответствующих соглашений.2

Страны "большой восьмерки" решили также препятствовать движению капиталов, с помощью которых финансируется террористическая деятельность. Вместе с тем, у экспертов, участвовавших в подготовке встречи, не было иллюзий, что на пути эффективного противодействия терроризму в данной области возникнет много препятствий. Например, для многих государств тайна банковского вклада служит гарантией привлечения финансов из-за рубежа, и они вряд ли от нее откажутся.

Успех борьбы с терроризмом  напрямую зависит от реального оперативного сотрудничества между спецслужбами. Следовательно, значение состоявшейся в Париже конференции заключается еще и в том, что она внесла свой вклад в преодоление серьезного психологического барьера, традиционно разделяющего представителей профессии, "у которых секретность просто в крови".

Ведущие страны мира пришли к осознанию того, что преступный мир объединился гораздо раньше, чем их правоохранительные органы, укрепилось понимание, что терроризм  можно победить только совместными  усилиями.

Группа старших экспертов  по транснациональной организованной преступности на заседании в Париже 12 апреля 1996 г. приняла следующие рекомендации: государства должны проанализировать свое законодательство, касающееся уголовных преступлений, определить центральный орган, структура которого должна отвечать задачам быстрой передачи запросов о совершенных и готовящихся терактах. Были осуждены преступные акты, методы и практика терроризма, выражена решимость действовать в целях его искоренения как на двусторонней основе, так и путем многостороннего сотрудничества.

Касаясь ситуации в постсоветских  республиках, следует отметить, что  криминальный мир, в отличие от мира политического, с разрушением единого  правового пространства на территории бывшего СССР быстро консолидировался.

Лишение правоохранительных органов и спецслужб бывших союзных республик единого стержня привело к раздробленности их усилий, чем незамедлительно воспользовались преступники. В последние годы отмечался рост тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер. Широкое распространение получили различные проявления терроризма, наркобизнес, контрабанда оружия и военной техники.

В целях координации  усилий компетентных органов государств — участников Содружества Независимых  Государств (СНГ) в борьбе с терроризмом  и иными видами опасных преступлений начиная с 1991 г. был подписан целый ряд основополагающих межгосударственных нормативных актов. В их числе Соглашение "О концепции военной безопасности государств — участников Содружества Независимых Государств", представляющее собой совокупность согласованных и официально принятых взглядов на защиту государств — членов СНГ от внешних угроз, обеспечение территориальной целостности и политической стабильности, а также Соглашение "О взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В 1995—1996 гг. принята Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств, включившая совокупность согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и условий по развитию на взаимовыгодной основе межгосударственных информационных обменов в интересах сотрудничества государств — участников СНГ в согласованных сферах деятельности и в соответствии с международными принципами распространения информации, а также Концепция коллективной безопасности государств — участников Договора о коллективной безопасности, провозгласившая международный терроризм в качестве одного из основных источников военной опасности для стран СНГ.[24]

Важнейшим этапом в кодификационной  деятельности стало принятие в 2000 г. Советом глав государств Программы  совместных мер борьбы с преступностью  на период до 2003 г., включающей в себя комплекс мероприятий, основывающихся на анализе криминогенной ситуации и прогнозе развития преступности в государствах СНГ, результатах научных исследований, практике борьбы с организованными формами преступности и терроризмом. Разработана целевая Межгосударственная программа борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г., что обусловлено растущим числом террористических актов и необходимостью создания в странах СНГ международной системы совместных мер борьбы с ними, координации усилий государств — участников Содружества.

Во исполнение решения Совета глав государств СНГ 2000 г. создан Антитеррористический центр (АТЦ) государств — участников СНГ, утверждено Положение, определяющее правовой статус, основные задачи, функции, состав и организационные основы деятельности Центра. АТЦ является постоянно действующим специализированным органом Содружества Независимых Государств и предназначен для обеспечения координации и взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.3

В интересах более тесного взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб  в борьбе с наиболее опасными видами преступлений был сформирован Совет  руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников Содружества Независимых Государств (СОРБ), который на своих заседаниях рассматривает и принимает стратегически важные нормативные акты, позволяющие повысить эффективность борьбы с терроризмом и иными преступными деяниями.

Однако положения, содержащиеся в  вышерассмотренных международных нормативных актах, обычно недостаточно конкретизированы, что затрудняет их использование правоохранительными органами и спецслужбами государств в конкретных практических целях. В связи с этим после всплеска террора в конце 60-х—начале 70-х гг. США, Италия, Великобритания, ФРГ и некоторые другие страны, в которых данная проблема приобрела наибольшую актуальность, во исполнение международных договоров и с учетом собственных потребностей, приняли ряд законодательных актов, нацеленных на предупреждение и пресечение терроризма, следуя при этом собственной модели законотворческой деятельности.

В США, не существует всеобъемлющего федерального закона, непосредственно  касающегося терроризма внутри страны. Террористическим актом может быть признано совершение или попытка организации взрыва, вооруженного ограбления, поджога, убийства, нападения, ракетного удара, захвата транспортных средств, зданий и т. д., захвата заложников или зданий посольств. Все эти действия караются федеральным законом или законом штата и могут быть признаны террористическими действиями в зависимости от мотивов. В структуре федерального законодательства вопрос о терроризме фигурирует в различных аспектах.

Для законодательства Италии, ФРГ, Франции  характерны специальные законы, направленные на борьбу с актами внутригосударственного и международного терроризма.

В ФРГ принято около 10 специальных  законов, направленных на борьбу с терроризмом. Они действуют и как самостоятельные  правовые документы, и как вносящие изменения и дополнения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство государства.

Информация о работе Борьба с международным терроризмом