Особенности борьбы с международным терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том, что терроризм относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы, угрожающие масштабы и обещающих человечеству самые катастрофические последствия. Террористические акты чаще всего приводят к массовым человеческим жертвам, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, нарушают поддержание социальной дисциплины, рождают ситуацию глубокой вражды между государствами и народами. Они провоцируют войны между нациями и религиями, ненависть и недоверие между социальными группами и экономическими объединениями, которые впоследствии трудно преодолеть [1].

Вложенные файлы: 1 файл

Ищенко Особен. борьбы с межд. терроризмом.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

Ищенко Ксения ЮС-102

Научный руководитель: Балаян Э. Ю., к. ю .н., доц.

Особенности борьбы с международным терроризмом

Актуальность  данной темы состоит в том, что  терроризм относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы, угрожающие масштабы и обещающих человечеству самые катастрофические последствия. Террористические акты чаще всего приводят к массовым человеческим жертвам, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, нарушают поддержание социальной дисциплины, рождают ситуацию глубокой вражды между государствами и народами. Они провоцируют войны между нациями и религиями, ненависть и недоверие между социальными группами и экономическими объединениями, которые впоследствии трудно преодолеть [1].

Существует множество определений терроризма. В праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [2].

В праве США – как предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества [3].

Отсутствие  четкого определения терроризма становится важнейшим препятствием в разработке международного антитеррористического  законодательства. Не имея твердого представления  о терроризме, невозможно прийти к  согласию в формулировании направленных против него законов [4].

В последнее время проблема международного терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений [5].

Волна кровавого  терроризма захлестнула мир в конце ХХ, начале ХХI столетия. События 11 сентября 2001 года в США, взрывы жилых домов в Москве, массовый захват заложников в театральном центре на Дубровке, прямая агрессия международных террористических организаций продолжающаяся уже долгие годы контртеррористическая операция в Чечне.

Наиболее известной  современной международной террористической организацией является Аль-Каида. Крупнейшие лагеря этой организации по подготовке террористов действовали на территории Судана, Сирии, некоторых других стран. После активных действий США против данных стран эти лагеря переместились в другие страны, в частности, в Чеченскую республику и Афганистан [6].

Террористической организацией признано также движение Талибан. В период, когда это движение контролировало территорию Афганистана, там были размещены лагеря по подготовке террористов.

Старейшей международной террористической организацией является движение «Братья-мусульмане». Оно было создано ещё в 1928 году в Египте.

Международный терроризм получает все более широкое распространение в планетарном масштабе. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (например, Ближний Восток, Южная Азия), так и в наиболее развитых и благополучных государствах мира (в частности, США и Западная Европа).

Международный терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов международного терроризма.

Для борьбы с международным терроризмом недостаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление международного терроризма как обостряющейся глобальной проблемы, требует коллективных усилий большинства государств и народов нашей планеты, всего мирового сообщества.

В результате неудачных  попыток разработать приемлемое для всех государств определение  международного терроризма среди политологов  и правоведов наметилась некоторая  поляризация мнений. Отдельные специалисты-террологи  считают, что ввиду отсутствия перспектив выработки общепринятого определения международного терроризма нецелесообразно стремиться к решению этой задачи. Они предлагают ограничиться договоренностью о совместной борьбе с конкретными видами преступных деяний, например с захватом заложников. В то же время основное большинство исследователей признают, что эффективное и всестороннее сотрудничество государств в этой области возможно только при условии договоренности в отношении развернутого определения терроризма. Данная точка зрения разделяется Генеральной Ассамблеей ООН. [7]

Причины современного международного, межгосударственного, национального и религиозного терроризма нельзя рассматривать только лишь в социальном, идеологическом и религиозном контекстах. Первопричиной, порождающей межгосударственный терроризм, являются геополитические интересы, а именно – стремление экономически развитых стран находить свою выгоду в новых (нетрадиционных для них) геополитических условиях и извлекать ее без учета национальных интересов народов, проживающих на данном географическом пространстве, а чаще всего и вразрез с ними. [8] Противоречивые интересы и обостренные взаимоотношения очень часто порождают межгосударственный терроризм [9].

Российский  исследователь В.В.Устинов отмечает, что одним из  негативных последствий глобализации стала интернационализация  террористической деятельности. Современные средства глобальных  коммуникаций значительно облегчили связь между террористами, дали им  возможность координировать действия для достижения большего эффекта [10].

Международное сообщество осознает опасность, исходящую от этого явления. В связи с этим на международном и региональном уровне принят ряд конвенций о противоправности различных проявлений международного терроризма. Примерами таких правовых актов являются:

  • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год);
  • Конвенция о предотвращении и наказаний преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (Конвенция ООН 1973 года);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против гражданской авиации (1977)
  • Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 год);
  • Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 год);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 год);
  • Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997);
  • Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999).

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма». Ряд мер принимался также на двухсторонней, многосторонней межгосударственной основе и на национальном уровне.

После событий 11 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН учредил «Контртеррористический комитет»  – на основании резолюции СБ ООН 1371 (2001). В последующем полномочия комитета были подтверждены резолюцией 1624 (2005). Комитет осуществляет межгосударственную координацию и техническую помощь странам-участникам в создании наиболее эффективных систем в борьбе с терроризмом. Кроме «Контртеррористического комитета» Совет Безопасности учредил также «Комитет по Аль-Каиде», «Комитет по Талибану» и «Комитет 1540». Последний занимается вопросами распространения ядерного, химического и биологического оружия.

По мнению многих специалистов, одними мерами, направленными  против террористов, эту проблему решить невозможно, поскольку она порождается  такими причинами как глобальное неравенство и массовая бедность в странах третьего мира, а также протестом против глобализации. Другие полагают, что ликвидация поддержки со стороны государств-спонсоров терроризма может существенно подорвать возможности террористических организаций [11].

Государства-члены ЕС предприняли ряд мер по противодействию международному терроризму, однако их результаты оказались неоднозначными.

Сам процесс  европейской интеграции носит неравномерный  характер. Государства-члены ЕС с гораздо большей охотой идут на ограничение своего суверенитета в экономической сфере, чем в политической. Страны ЕС ратифицировали Амстердамский договор, в соответствии с которым были созданы структуры и механизмы, способствующие сотрудничеству в судебной и правовой сферах, такие как  Европейское полицейское ведомство (Европол- EUROPOL) и специальное подразделение Евроюст (EUROJUST) в составе прокуроров национальных государств, судей и офицеров полиции – своего рода прообраз Европейской прокуратуры. Толчком для принятия решения о создании Евроюста послужили именно террористические атаки на «башни-близнецы» и Пентагон в США 11 сентября 2001 г.

Особенно интенсивно пошел процесс выработки общей  контртеррористической политики внутри Европейского Союза после террористических актов  2004 и 2005 года.

В декабре 2005 года Совет министров юстиции ЕС одобрил  новую стратегию контртерроризма. Ее основная цель заключается в том, чтобы в четкой и ясной форме раскрыть общественности политику Европейского Союза в сфере борьбы с терроризмом. В рамках стратегии обозначено четыре главных задачи: предупредить, защитить, преследовать и отвечать. Речь идет о том, чтобы установить тесное сотрудничество между членами ЕС в различных сферах деятельности с целью предупреждения терроризма [12].

В рамках мирового сообщества приняты 13 конвенций универсального характера. А также большинство региональных организаций приняли подобные документы. Во многих государствах приняты специальные законы против терроризма.

Ясно, что человечество должно консолидировать всю свою деятельность в борьбе  с терроризмом, стараться найти в этой борьбе то, что объединяет, а не разъединяет всех нас вне зависимости от цвета кожи, вероисповедания, политических убеждений. Только в этом случае человечество может выстоять перед терроризмом как глобальной угрозой XXI векa [13].

Борьба с  этим негативным социальным явлением требует всестороннего комплексного подхода. Первоочередные меры должны быть следующие: всестороннее взаимодействие спецслужб и сил правопорядка в данной борьбе на международном  уровне; создание единого контртеррористического пространства, первоначально хотя бы в рамках стран СНГ; ужесточение правовых последствий для лиц, связанных с террористической деятельностью и т. д.

Интерес к проблеме терроризма в условиях глобализации продолжает неуклонно расти. Устранить причины, порождающие это опасное социальное явление, адекватно оценивать данную угрозу, покончить с терроризмом как с методом политической борьбы, остановить его распространение в эпоху глобализации возможно лишь при совместном усилии всего мирового сообщества.

 

Список использованной литературы

  1. Грачев  С. И. Контртерроризм: базовые концепты, механизмы, технологии. Автореф. дис.: политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Канд. полит. наук., Нижний Новгород , 2008. – 3 с.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Российская газета, № 48, 10.03.2006.
  3. Кодекс законов США, титул 22 раздел 2656 ф(д).
  4. Назиров  Д. Проблемы  терроризма, религиозного экстремизма и пути  их  преодоления. Автореф. дис.: Социальная  философия., канд. филос. наук., Душанбе, 2009. – 16.
  5. Южный федеральный. Международный терроризм как глобальная проблема современности. (Электронный ресурс) http://u-f.ru/ru/Archive/2004/12/49/Article/ID_53, (дата обращения: 15.03.13г.)
  6. Википедия. Международный терроризм. (Электронный ресурс) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC (Дата обращения 19.03.13г.)
  7. Грачев  С. И. Контртерроризм: базовые концепты, механизмы, технологии. Автореф. дис.: политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Канд. полит. наук., Нижний Новгород , 2008. – 17 с.
  8. Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического  характера. – СПб., 2006. – С.181-183.
  9. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. - С.208-212.
  10. Устинов В.В. Обвиняется  терроризм. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – С.48-50.
  11. Возжеников А. В. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. - М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 2005. - С. 504. - 56 с. 
  12. Луппов И. Ф. Противодействие терроризму в условиях развитой демократии: анализ западноевропейского опыта., Автореф. дис.: политические проблемы международных отношений и глобального развития. канд. полит. наук., Санкт-Петербург. 2009. – 33 с.
  13. Требин М.П. Терроризм в XXI веке.  – С. 772 – 773.

Информация о работе Особенности борьбы с международным терроризмом