Безвестное отсутствие и объявление гражданина умершим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена ролью, которую играет категория «субъект гражданского права» в механизме осуществления и защиты всех без исключения субъективных гражданских прав. Для того, чтобы быть полноправными участниками гражданского оборота, граждане должны обладать правоспособностью и дееспособностью.
Значение категории «дееспособность» состоит в том, что дееспособность юридически обеспечивает активное участие физических лиц в гражданском обороте, предпринимательской и иной деятельности, реализации своих имущественных прав, включая право собственности, а также личных неимущественных прав.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….2
Глава 1. Правоспособность и дееспособность граждан
1.1 Юридическая природа гражданской правосубъектности……..…………...6
1.2 Гражданская правоспособность и дееспообность граждан ………............13
Глава 2. Опека, попечительство.
2.1 Понятие и значение опеки и попечительства. Права и обязанности опекунов и попечителей……………………………………………………...….31
Глава 3. Безвестное отсутствие и объявление гражданина умершим
3.1 Признание гражданина безвестно отсутствующим и его правовые последствия……………………………………………………………………….56
3.2 Объявление гражданина умершим и его правовые последствия…………60
Заключение………………………………………………………………….……63
Список используемых источников……………………………….……………..68

Вложенные файлы: 1 файл

4.1. физ.лица.docx

— 124.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Безвестное отсутствие и объявление гражданина умершим.

 

3.1 Признание гражданина  безвестно отсутствующим и его  правовые последствия

Институты признания гражданина безвестно отсутствующим и признания гражданина умершим направлены на защиту прав других участников граждански правоотношений. Так в случае длительного отсутствия гражданина - участника гражданских правоотношений в месте его постоянного проживания и неизвестности его места пребывания возникает юридическая неопределенность, последствием которой может стать ущемление прав других участников правоотношений. Так, кредиторы не имеют возможности получить с данного гражданина причитающийся им долг; состоящие на иждивении гражданина нетрудоспособные лица перестают получать от него причитающееся им содержание и в то же время не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. Не защищены и интересы самого отсутствующего лица, т.к. может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся без присмотра.

Устранение этой неопределенности обеспечивается именно институтом безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим.

Статья 42 ГК РФ определяет порядок признания гражданина безвестно отсутствующим. Признание гражданина безвестно отсутствующим может быть произведено только судом в порядке особого производства, когда к рассмотрению принимается не иск, а заявление гражданина.

Суд может признать гражданина безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц. Относится ли лицо, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим, к числу заинтересованных лиц, суд будет решать исходя из материалов конкретного дела. Как правило, заинтересованность подтверждается необходимостью урегулировать правоотношение, одним из участников которого являлся ныне безвестно отсутствующий гражданин, а другим - лицо, обратившееся в суд с заявлением. Например, в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 188 ГК прекращается действие доверенности, выданной безвестно отсутствующим другому лицу или другим лицом безвестно отсутствующему.

В качестве заинтересованных лиц также могут выступать граждане, для которых решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием (предпосылкой) возникновения их собственных прав. Например, иждивенцы отсутствующего, которые имели бы право на получение пенсии в случае его смерти, приобретают это право с момента вступления в силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием для расторжения брака в органах ЗАГС по заявлению второго супруга (ст. 19 СК РФ).

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим не является ответом на вопрос, жив данный гражданин или нет. Решение о безвестном отсутствии строится не на презумпции смерти гражданина, а на фактическом составе безвестного отсутствия, данном в комментируемой статье. Фактический состав включает в себя, во-первых, отсутствие сведений о месте пребывания гражданина, во-вторых, длительность - в течение 1 года - такой неизвестности, в-третьих, невозможность устранения этой неизвестности путем проведения розыскных мероприятий. В связи с этим гражданско-процессуальное законодательство определяет порядок подготовки дела о признании гражданина безвестно отсутствующим к судебному разбирательству, в соответствии с которым в обязанности судьи входит направить запросы родственникам и иным лицам, а также в соответствующие организации по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся у них сведениях.

Возможность признания гражданина безвестно отсутствующим не является самоцелью. Она необходима в целях обеспечения устойчивости гражданских правоотношений и защиты прав и законных интересов их участников.

Статья 43 ГК РФ определяет последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. В данной статье определены последствия имущественного характера, возникающие в результате признания гражданина безвестно отсутствующим.

В целях охраны имущества лица, признанным судом безвестно отсутствующим органом опеки и попечительства может быть заключен договор о доверительном управлении в порядке статьи 38 ГК РФ. Данный договор заключается органом опеки и попечительства с определенным лицом - доверительным управляющим только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина.

В тексте статьи 43 ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом и что может служить критерием определения этой необходимости. Такой критерий присутствует в п. 1 ст. 38 ГК, где говорится, что доверительное управление имуществом подопечного при необходимости постоянного управления осуществляется только в отношении недвижимого и ценного движимого имущества, а в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление, опекун или попечитель сохраняет свои полномочия. Данная норма увязывает необходимость постоянного управления с видами имущества, а кроме того - и это важно - четко определяет правовой режим имущества, не переданного в доверительное управление.

В отличие от этого формулировки статьи 43 ГК РФ представляются недостаточно определенными. Неясным остается не только вопрос о том, что является критерием необходимости постоянного управления, но и вопрос о правовом режиме имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует. Ответ на этот вопрос важен, так как с ним связано определение имущества, из которого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении у безвестно отсутствующего, и погашаться задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

В соответствии с п. 2 статьи 43 ГК РФ охрана имущественных прав гражданина может быть установлена и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания, т.е. до вынесения решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим.

В этом случае орган опеки и попечительства назначает управляющего имуществом, полномочия которого действительны до вынесения решения о безвестном отсутствии судом. На основании решения суда заключается договор о доверительном управлении с лицом, определенным органами опеки и попечительства.

Статья 44 ГК РФ определяет порядок отмены решения о признании гражданина безвестно отсутствующим. Законодателем установлено два основания для отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим: явка гражданина или обнаружение места его пребывания. При наличии второго основания заявление в суд об отмене вынесенного ранее решения подается заинтересованным лицом (ст. 276, 277 ГПК РФ).

Если один из супругов был признан в установленном законом порядке безвестно отсутствующим и на этом основании брак с ним был расторгнут, то в случае его явки или обнаружения и отмены решения суда о признании его безвестно отсутствующим брак может быть восстановлен органом ЗАГС по совместному заявлению супругов. Брак не может быть восстановлен, если супруг лица, признанного безвестно отсутствующим, вступил в новый брак (ст. 26 СК РФ).

На основании проанализированных норм права, можно сделать вывод, что институт безвестного отсутствия направлен на стабилизацию гражданского оборота, и в равной степени он защищает как права лица, признанного безвестно отсутствующим, так и его контрагентов по гражданским правоотношениям.


 

3.2 Объявление  гражданина умершим и его правовые  последствия

Институт объявления гражданина умершего также как и институт объявления гражданина безвестно отсутствующим направлен на защиту прав других субъектов гражданского оборота и на стабилизацию гражданских правоотношений. Отсутствие гражданина в месте постоянного жительства и неизвестность места его пребывания в течение 5 лет согласно статье 45 ГК РФ является основанием для объявления его умершим.

При объявлении гражданина умершим суд исходит из предположения - презумпции его смерти. Вступившее в силу решение суда об объявлении гражданина умершим является основанием для внесения записи о смерти этого гражданина в книгу записей актов гражданского состояния. Правовые последствия объявления гражданина умершим аналогичны правовым последствиям смерти гражданина. Фактический состав при объявлении гражданина умершим включает в себя отсутствие сведений о месте пребывания гражданина в месте его жительства, как уже упоминалось выше, в течение 5 лет.

Объявление гражданина умершим при наличии обстоятельств, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, может быть произведено по истечении 6 месяцев. К перечисленным обстоятельствам относятся стихийные бедствия - землетрясение, наводнение, обвал и др. и непредвиденные происшествия -пожар, автомобильная, железнодорожная или авиакатастрофа, кораблекрушение и др.

И те и другие обстоятельства подтверждаются документами, показаниями свидетелей или иными доказательствами, подтверждающими не факт гибели гражданина, а наличие обстоятельства, угрожавшего ему смертью, которое и служит основой для решения суда.

Объявление умершим одного из супругов является основанием для прекращения брака (п. 1 ст. 16 СК РФ). В этом случае, так же как в случае смерти одного из супругов, брак прекращается автоматически и в каком-либо дополнительном оформлении прекращения не нуждается. Днем смерти супруга, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Статья 46 ГК РФ определяет последствия явки гражданина, объявленного умершим. В данной статье содержатся два основания для отмены судом прежнего решения об объявлении гражданина умершим: явка гражданина или обнаружение места его пребывания. Поэтому с заявлением в суд может обратиться не только сам гражданин, объявленный ранее умершим, но и лица, обнаружившие его место пребывания.

На основании решения суда об отмене прежнего решения об объявлении гражданина умершим аннулируетря запись о его смерти в книге записей актов гражданского состояния (ст. 75 Закона об актах гражданского состояния).

Судьба имущества гражданина после отмены решения об объявлении его умершим зависит от того, на каких основаниях и при каких условиях имущество этого гражданина перешло к другим лицам.

В абз. 1 п. статьи 46 ГК РФ определен порядок истребования имущества от добросовестного приобретателя, к которому имущество гражданина, объявленного умершим, перешло безвозмездно. Исключением является невозможность истребования от добросовестного приобретателя денег и ценных бумаг на предъявителя (п. 3 ст. 302 ГК РФ).

Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество лишь в том случае, если будет доказано, что, приобретая это имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. Поскольку в данном случае возврат имущества осуществляется в судебном порядке, только суд может решить вопрос о доказанности обстоятельства, названного выше.

Все расчеты при возврате имущества из незаконного владения осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 303 ГК РФ.

В случае явки супруга, объявленного в установленном порядке умершим, и отмены соответствующего решения суда брак может быть восстановлен органами ЗАГС по совместному заявлению супругов, если другой супруг не вступил в новый брак (ст. 26 СК РФ). При этом не имеют значения причины отсутствия, его длительность или виновность отсутствовавшего супруга.

Из изложенного видно, что лицо, признанное судом умершим, может понести значительные имущественные потери в случае своей явки, т.к. в данном случае защита его имущественных прав может осуществляться только путем виндикационного иска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

        В исследовании проанализирована история развития дееспособности граждан как гражданско-правовой категории и связанных с ней правовых институтов на примере римского права. При изучении соотношения дееспособности и правоспособности автор пришел к выводу о том, что дееспособность является правовым механизмом, обеспечивающим реализацию субъективных гражданских прав, составляющих содержание гражданской правоспособности.

В ходе работы были уточнены и конкретизированы критерии дееспособности: объективный (возрастной) и субъективные (медицинский и юридический, именуемый также интеллектуально—волевым).

Проанализированы положения действующего ГК РФ, касающиеся дееспособности малолетних и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также основания и порядок признания гражданина недееспособным или ограниченно-дееспособным.

Соответствующие положения ГК РФ рассматривались, в том числе, и в сравнительно-правовом аспекте: в сравнении с национальными законодательствами стран СНГ и ряда стран «дальнего зарубежья», что дало основание для ряда выводов, касающихся современного состояния гражданского законодательства РФ в интересующей нас сфере.

Проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие основные положения и выводы по выпускной квалификационной работе.

1. Утверждается, что хотя  римские юристы не разделяли гражданскую правосубъектность на правоспособность и дееспособность, они выработали возрастной и волевой критерии дееспособности.

 Право дееспособного римского гражданина в, возрасте от 14 (12) до 25 лет испросить себе куратора свидетельствует не о признании юристами либо преторами ранее допущенных ошибок или о необходимости повышения указанного возрастного ценза, а лишь об относительности любого подобного ценза, будь то древнеримского или современного российского по действующему ГК РФ. В дореволюционном-российском законодательстве, начиная со Свода Законов Гражданских, уже использовались оба термина - «правоспособность» и «дееспособность», причем особое внимание уделялось охране интересов душевнобольных и глухонемых.

2. Делается вывод о  том, что существование в России  института патронажа, никак не  влияет на дееспособность находящегося  в сфере его действия, лица  в части способности приобретать  и осуществлять гражданские права, а равно и исполнять обязанности именно своими действиями.

 Использование помощника  для               непосредственного совершения юридических действий есть ни что иное, как свободный и добровольный выбор управомоченным лицом специфического способа, реализации своих субъективных гражданских прав (или исполнения обязанностей) в особых условиях.

3. Аргументируется тезис  о том; что опекуны и попечители, включая родителей и усыновителей, представляя права и охраняемые законом интересы подопечных, реализуют не собственную, а чужую правоспособность, то есть правоспособность своих подопечных, действуя при этом в интересах последних. На этом основании закон воспрещает опекунам (попечителям), а также родителям и усыновителям совершение ряда действий, в. том числе сделок, направленных во вред интересам подопечных, предусматривая за нарушение соответствующих правил санкции вплоть до освобождения от обязанностей опекуна (попечителя), лишения (ограничения) родительских правили, соответственно, отмены усыновления (удочерения).

4. Доказывается, что волевой  критерий, наряду с возрастным, должен  являться основным при характеристике  дееспособности физических лиц, в отличие от медицинского  критерия, который характеризует  не дееспособность как таковую, а состояния, служащие предпосылкой для ее умаления.

5. Предлагается легитимировать  категорию исключительной дееспособности малолетних, работающих с согласия своих законных представителей на основании трудового договора (контракта), в частности, по актерской' профессии или в цирке (цирковые династии), предоставив данным-лицам; право свободного распоряжения своим заработком, а также установив  деликтную ответственность таких малолетних в пределах, соответствующих  сумм.

6. Обосновывается позиция что установление необходимости обязательного лицензирования соответствующих видов деятельности не является ограничением объема правоспособности или дееспособности граждан, равно как и юридических лиц, и не служит препятствием в их осуществлении, для  которого требуется лишь соблюдение установленного федеральным законом особого порядка легитимации лица в качестве субъекта такой деятельности.

7. Утверждается, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, устанавливаемое в качестве санкции за совершение ряда преступлений и административных правонарушений; по своей природе является ограничением гражданской правоспособности осужденного. По прошествии установленного приговором суда срока наказания правоспособность гражданина  автоматически  восстанавливается в полном  объеме  в связи с чем можно говорить об  эластичности гражданской правоспособности по аналогии с правом собственности.

8. Выявляется необходимость  закрепления в законодательстве  градации, психических расстройств  в зависимости от их глубины  и возможности введения ряда  ограничений гражданской дееспособности  в зависимости от глубины поражения  психики лица, вплоть до полной  ее утраты. Решение этой  задачи является прерогативой специалистов в области судебной  медицины, однако, низшей ступенью в такой градации должна стать стадия серьезных психологических (не психических)  расстройств, наличие которых является основанием для ограничения дееспособности граждан по действующему законодательству.

9 Делается вывод о том, что  сделка по отчуждению недееспособным своего имущества, даже если такое  имущество будет передано добросовестному приобретателю, реально может привести для него лишь к утрате тех вещей, которые не могут быть  виндицированы от добросовестного приобретателя. В остальных же случаях положения статьи 302 ГК РФ по своим последствиям: во многом сходны, поскольку имущество в данном случае выбываёт из владения собственника помимо воли (поскольку собственник недееспособен и свою волю сформировать и выразить вовне он не может, а опекун, управомоченный реализовать волю недееспособного, о сделке ничего не знал). Имущество же, приобретенное безвозмездно, может быть виндицировано во всех случаях. Кроме того, положение приобретателя: по такой сделке осложняется еще: и тем, что в силу п. 2 ст. 401 ГК РФ, именно он должен доказывать в суде свою невиновность, поскольку вина дееспособной стороны сделки в подобных случаях презюмируется.

Предлагается внести следующие  изменения и дополнения в действующее гражданское законодательство:

1) статью 28 ГК РФ необходимо  дополнить пунктом 3, изложив его  в следующей редакции: «Малолетний, достигший двенадцатилетнего возраста, если он работает по трудовому  договору, в том числе по- контракту, в частности по актерской профессии или в цирке (цирковые династии),вправе самостоятельно; распоряжаться суммой; своего заработка и несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам в пределах данной суммы (исключительная дееспособность). При недостаточности средств малолетнего-субсидиарную деликтную ответственность по его обязательствам несут его законные представители». Пункт 3 ст. 28 ГК РФ при этом станет пунктом 4, где после слов «по сделкам, совершенным им самостоятельно» следует добавить «кроме, случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи»;

2) изменить действующую  формулировку абзаца 1 пункта 2 статьи 21 ГК РФ, включив в нее указание  на эмансипацию как основание  приобретения; полной дееспособности  и, изложив данную норму следующим, образом: «В случае, когда законом  допускается, эмансипация (ст. 27 настоящего Кодекса), или вступление в брак до достижения возраста восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме, соответственно, с момента эмансипации или со времени вступления в брак»;

3) дополнить статью 29 ГК  РФ пунктом 4 следующего содержания: «Если суд откажет в удовлетворении заявления о признании лица недееспособным и будет установлено, что требование было заявлено недобросовестно, лицо, которому такими действиями был причинен вред (в том числе, моральный), вправе требовать от заявителя его возмещения».

Информация о работе Безвестное отсутствие и объявление гражданина умершим