Акты применения норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 02:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение актов применения права.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач.
1.Рассмотреть основные формы реализации права.
2.Изучить непосредственно акты применения права со всех интересующих нас аспектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава1. Понятия и основные формы реализации права…………….……3
1.1 Понятия, классификация форм реализации права……………………5
1.2 Основные стадии процесса применения норм права………..………..8
Глава2 Акты применения норм права…………………………………….15
2.1 Понятия актов применения норм права………………………............15
2.2 Структура актов применения права…………………………………..17
2.3 Акты применения норм права, их характерные черты и виды…………………………………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

курсак2 - копия.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

При установлении фактических обстоятельств дела существенное значение имеет еще  одна юридическая категория. Это преюдиция, т.е. юридическое предрешение наличия и истинности определенных фактов. Если суд, другой юрисдикционный орган уже установил определенные факты т.е. уже проверил и оценил их в установленном законом порядке, то они признаются преюдиционными такими, которые при новом рассмотрении дела считаются установленными истинными не требующими новой проверки и оценки.

II. Установление юридической основы дела. Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела предполагает:

а) выбор  нормы, подлежащей применению;

б) проверку правильности (подчиненности) текста того акта, в котором содержится выбранная  норма;

в) проверку подлинности самой нормы и  ее действия во времени пространстве и кругу лиц;

г) смысла и содержания нормы. Выбор правовой нормы для решения дела осуществляется после того как установлен юридический характер рассматриваемых обстоятельств.

Прежде  всего определяется отрасль права, регулирующая подобные отношения, а  затем выбирается конкретная норма, предусматривающая данный жизненный случай. Происходит правовая квалификация, суть которой состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права ни данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие. Нельзя применять норму права, которая хотя и действует в данный момент, но которой не было, когда возникли рассматриваемые отношения или прекратились, поскольку "закон обратной силы не имеет". По той же причине нельзя применять принятую норму, не вступившую в законную силу4.

Выбрав  правовую норму необходимо удостовериться в подлинности текста правового акта, содержащего норму. Делается это на основе текста официального издания нормативного акта. Здесь же выясняется не внесены ли изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования относящегося к применительной норме. При этом необходимо учитывать правила действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. Соответствующие действия касаются здесь прежде всего текста закона, иного акта. Они могут быть обозначены как "критика" нормы (акта) это значит, что перед применением закона нужно его покритиковать т.е. тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю. Такая «критика» подразделяется на "высшую" и "низшую".

"Высшая" критика относится к самому  закону, иному акту правомерен  ли сам закон, не приостановлено  ли его действие, распространяется  ли его действие на данных  лиц. Например, распространяется ли Закон "О залоге" на граждан по их частным делам, на коммерческие банки. Сюда же включается "высшая" критика подзаконного акта с точки зрения его соответствия закону. Этот акт нельзя применить, если несоответствие обнаружено. "Низшая критика" касается только законодательного текста, словесно-документального изложения юридических норм, когда должны быть устранены погрешности, допущенные при напечатании (перепечатывании) текста, т.е. погрешности полиграфического или машинописного характера. Основное правило здесь - пользоваться официальным текстом содержащимся в "Собрании", других официальных источниках или в крайнем случае выверенной и завизированной копией официального текста.

Выбор юридических  норм на основании доставленного  и точного законодательного текста осуществляется главным образом путем правовой квалификации фактических обстоятельств юридического дела. Правовая квалификация - имеет при применении юридических норм "сквозное" значение: она завершает и сводит воедино две стадии во многом предварительного характера - установление фактических обстоятельств, а так же охватывает решение юридического дела. Это юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая (главного факта) к определенным юридическим нормам.

На первых стадиях применения закона происходит предварительная правовая квалификация, в результате которой определяется круг обстоятельств, в отношении  которых осуществляется применение закона (предмет доказывания). Окончательная правовая квалификация фактов осуществляется при решении юридического дела, когда формулируется итоговый вывод о юридических нормах, под которые подпадает данный случай и которые положены в основу решения.

III. Решение дела и документальное оформление принятого решения. Решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого своего "властное слово". Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения и т.д. Государственно-властное веление, являющееся результатом решения юридического дела может иметь двоякую функцию5:

1. Его юридическое  значение может состоять в  Юридической констатации, т.е.  признание существования определенных  фактов, их правомерности или  неправомерности, в том числе  в признании того или иного  права за данным лицом или напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения.

2. После  вынесения решения необходима  дополнительная деятельность компетентных органов по исполнению решения приговора суда, решения органа арбитражного правосудия, которыми наложены взыскания, иная обязанность. Решений юридического дела фиксируется в правоприменительных актах. Они занимают подчиненное положение по отношению к актам правотворчества, основываются на правовых нормах и издаются с целью индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации права. Среди актов применения права следует различать: Основной акт в котором выражено решение юридического дела в целом, и Вспомогательные акты, совершаемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.

Решение юридического дела - наиболее ответственный акт, и не только в том смысле, что  субъекты принимающие решение ответственны за него перед государством и гражданами. Он важен тем, что решает судьбу данного дела. От того какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правовых отношений. Правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интерес государства и общества, с одной стороны, а с другой - охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

В практической деятельности все три указанных  стадии переплетены, нередко выражаются в одних и тех же действиях. Кроме того, в практической работе выделяются стадии разбирательства уголовных и гражданских дел, когда в эту работу включаются наряду с судом и другие юридические органы. Так, в уголовном процессе выделяются стадии предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнения приговора. В гражданском процессе - стадии судебной подготовки, судебного рассмотрения спора, исполнения решения. Однако во всех этих случаях в центре сложной юридической деятельности остается то, что относится к применению права - установление фактических обстоятельств, выбор и анализ юридических норм и решение юридического дела.

Процессуальное  производство неразрывно связано с  материально-правовыми нормами, как  форма с содержанием, каждой отрасли  или группе отраслей материального  права соответствует определенная процедура применения материальных норм. Становление теории юридического процесса имеет целью способствовать совершенствованию практики правоохранительных и других органов и должностных лиц, стимулировать рост профессиональной культуры, дисциплинированности и этичности деятельности этих органов и лиц6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Глава 2. Акты применения права

                            2.1Пнятие актов применения права

Итогом  правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они  фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.

Акты применения как государственно-властные веления  обеспечивают действие закона. Его  претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший  элемент правовой системы государства.

Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.7

Каждый  акт применения права является актом - документом. В нем есть текст, который  составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного8.

Акт правоприменения  является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности9.

                      2.2. Структура актов применения права

 

Правоприменительные акты – документы юрисдикционного  характера, имеющие четкую структуру  и состоящие из 4-х частей.

    1. Вводная часть содержит наименование акта, место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.
    2. Описательная часть – здесь описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.
    3. Мотивировочная часть включает в себя анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию, ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.
    4. Резолютивная часть – здесь формулируется решение по делу.

Вывод: главным  отличием правоприменительного акта от нормативно-правового акта является то, что нормативно-правовые акты имеют общеобязательный характер, а правоприменительный акт – строго индивидуален.

 

   2.3 Акты применения права,  их характерные черты, реквизиты  и 

                                                     виды

      Официальной формой и итогом  выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством  которых  закрепляются  решения компетентных органов по конкретному  юридическому  делу. Эта разновидность правовых актов  характеризуется  определенными  специфическими  чертами,  а именно:

      . Во-первых, акт применения права  – это решение по  конкретному   делу официального    компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений

      . Во-вторых, акт применения  права  содержит  государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми,  кому  оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства

      . В-третьих, акт применения права  имеет  определенную,  установленную законом форму. Несоблюдение формы издания такого акта может повлечь его  отмену  или  необходимость  изменения.  Надлежаще  оформленный документ издается в форме приказов, постановлений,  распоряжений  и т.д.

      . В-четвертых,  акт  применения  права направлен  на  индивидуальное регулирование    общественных    отношений.    В     нем строго индивидуализируются  (персонифицируются)  субъективные права и юридические  обязанности  конкретных  лиц  исходя  из  определенной жизненной  ситуации.  Акт  применения  права  регулирует   не   вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение.

      С учетом вышеизложенного можно  сформулировать понятие акта  применения права. Акт применения права – это официальное решение  компетентного органа по конкретному юридическому  делу,   содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на ндивидуальное регулирование общественных отношений.

      Акты применения права отличаются  от других правовых актов, в  частности от нормативно-правовых, следующими чертами:

      Нормативно-правовой   акт   носит   общий   характер,   регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко  многим  лицам, действует до тех пор, пока его не  отменят.  Акт  применения  права носит индивидуальный характер, регулирует  конкретное  общественное отношение, обращен к конкретным    лицам, его действие распространяется на конкретный случай. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет  нормы права, являясь общей нормативной основой правового  регулирования. Акт  применения  права  этого  делать  не  может.  Он претворяет, реализует общие предписания нормативного  акта  в  жизнь,выступая необходимым средством перевода   общеобязательных  нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям.

     Основные требования, которые  предъявляются  к  актам  применения, заключается в том,чтобы они: Строго  соответствовали  нормативно-правовым актам, на основе            которых они принимаются. Издавались в пределах  компетенции  правоприменительного  органа или должностного лица. Содержали глубокую и всестороннюю характеристику данного дела. Имели все необходимые реквизиты,  придающие  актам  применения официальный характер  (наименование  акта,  время  и  место его принятия, наименование органа,  издавшего  данный  акт,  наличие соответствующей печати, подписи и т.п.)10

Информация о работе Акты применения норм права