Административный проступок и виды административных взысканий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:03, реферат

Краткое описание

Административные взыскания являются карательными, "штрафными" санкциями и состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенный проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, лицензии и т.д.), либо на него возлагается специальные "штрафные" обязанности. Кара – это "правовой урон" привлеченному к ответственности.

Содержание

1. Введение…….…………….…………………..………..……………...…..……………3
2. Административный проступок………………...…….…………………….………….5
3. Виды административных взысканий…………………………………………………7
4. Предупреждение…………………………………..……………………………………9
5. Административный штраф;……………………………………………………………10
6. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;………………………………………………………………………..12
7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;………………………………………………………………………..13
8. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;…………..............................................................................................................…15
9. Административный арест;……………………………………………………………..17
10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;……….………………………………………19
11. Дисквалификация;………………………………...……………………………………20
12. Административное приостановление деятельности…………...…………………….22
13. Заключение……..……………………………………………………….………..…..…24
14. Литература………………………………………………………………….…..……….25

Вложенные файлы: 1 файл

Административная ответственность и виды административных взысканий РЕФЕРАТ.docx

— 53.86 Кб (Скачать файл)

Отметим, что назначение шести из восьми предусмотренных  КоАП РФ видов наказаний находится  в юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: возмездное изъятие  орудия совершения или предмета административного  правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому  лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Эти наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение, штраф и в отдельных случаях — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Кодекс РФ об административных правонарушениях подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 14.16 этого Кодекса розничная продажа этилового спирта влечет наложение административного штрафа (основное наказание) с конфискацией этилового спирта (дополнительное наказание).

В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация  могут устанавливаться и применяться  только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства может устанавливаться  и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Рассмотрим подробнее  виды административных наказаний.

Предупреждение

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического  или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения  соответствующего письменного постановления  и вручения или направления копии  постановления лицу, привлеченному  к административной ответственности, или его законному представителю.

Предупреждение — самая  легкая по карательному воздействию  мера административного наказания. В этой связи ряд авторов рассматривают  предупреждение как наказание скорее морального, чем юридического характера. Думается, это не совсем верно. Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и все другие административные наказания. Применение этой меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение — мера морально-правового воздействия.

При малозначительности совершенного правонарушения возможно освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Несмотря на то, что подобное устное замечание делается в результате совершения правонарушения, его нельзя отождествлять с предупреждением как мерой наказания. Устное замечание не относится к наказаниям и не влечет неблагоприятных правовых последствий. Это мера морального воздействия.

Административный  штраф

Административный штраф  — это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее  административное правонарушение. Будучи наказанием имущественного характера, он достаточно эффективен, наиболее распространен  и может применяться только в  качестве основного административного  наказания. Штраф предусматривается  практически всеми статьями Особенной  части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Административный штраф  может выражаться в величине, кратной:

  1. минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  2. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  3. сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

Размер административного  штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ.

Размер административного  штрафа, налагаемого на граждан и  исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц — 50 МРОТ, на юридических лиц — 1000 МРОТ.

Однако административный штраф за нарушение должностными лицами и юридическими лицами законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном  море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного  законодательства РФ, а также законодательства РФ о естественных монополиях, о  рекламе, об охране окружающей природной  среды, о государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной продукции и  спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может быть установлен с превышением указанных размеров. В этих случаях административный штраф не может превышать для должностных лиц 200 МРОТ, а для юридических лиц — 5000 МРОТ.

Говоря о величине административного  штрафа, кратной минимальному размеру оплаты труда, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда, из которого рассчитывается величина административного штрафа, в настоящее время принимается за 100 рублей.

Размер административного  штрафа, исчисляемого исходя из стоимости  предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать  трехкратного размера стоимости  соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Сумма административного  штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с  законодательством РФ. Бюджетным  кодексом РФ штрафы рассматриваются  как виды неналоговых доходов  бюджетов. Согласно БК РФ (ст. 46) штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты  по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении  штрафа, если иное не предусмотрено  самим БК РФ и иными законодательными актами РФ. С учетом данного положения реально суммы административных штрафов в основном зачисляются в местные бюджеты, однако применяются и другие схемы.

Возмездное изъятие  орудия совершения или предмета административного  правонарушения.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения. Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного  правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

В сфере административных правонарушений специфика возмездного  изъятия заключается в том, что  оно может быть обращено только на те вещи, которые были непосредственным орудием совершения или предметом административного правонарушения, и применено лишь к собственнику указанных вещей. При этом возмездное изъятие может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Применить возмездное изъятие  значительно сложнее, чем конфискацию, предусматривающую безвозмездное  обращение в доход государства  изъятых предметов, поэтому на практике оно используется крайне редко. В настоящее время в качестве наказания за административные правонарушения эта мера предусматривается лишь в ч. 2 и 3 ст. 20.8 КоАП РФ за нарушение правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему, а также в ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ — за нарушение правил использования оружия и патронов к нему. В обоих случаях возмездное изъятие устанавливается в качестве дополнительного наказания к основному, которое может назначаться или не назначаться.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ «никто не может быть лишен своего имущества иначе  как по решению суда». Под лишением имущества в данном случае понимается принудительное прекращение права  собственности. Возмездное изъятие  является одним из оснований такого прекращения права собственности. Поэтому в соответствии с требованиями данной конституционной нормы ст. 3.6 КоАП РФ установлено, что возмездное изъятие может быть назначено  только судьей.

При этом, согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, судья рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими частями ст. 20.8 и 20.12 КоАП РФ (влекущих возможность применения возмездного изъятия), если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье. Таким образом, возможность применения возмездного изъятия как дополнительного наказания на практике зависит от усмотрения органа или должностного лица.

Граждане, чье существование  и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, не могут быть лишены охотничьего  оружия, других орудий охоты или  рыболовства и боеприпасов. В  этой связи в ч. 2 ст. 3.6 КоАП РФ установлено, что возмездное изъятие охотничьего  оружия, боевых припасов и других дозволенных  орудий охоты или рыболовства  не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство  — основной законный источник средств к существованию. Такое исключение сделано главным образом для граждан, составляющих коренные малочисленные народы и этнические общности, исконная среда обитания которых связана с животным миром и основными видами деятельности которых являются охота или рыболовство.

Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения.

Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения. Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения — принудительное безвозмездное  обращение в федеральную собственность  или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

В отличие от уголовного законодательства, предусматривающего наказание в виде конфискации  всего или части имущества  лица, совершившего преступление, в  КоАП РФ в качестве наказания применяется  конфискация строго определенных вещей  — орудий совершения или предметов  административного правонарушения. Однако КоАП РФ значительно расширил применение данного административного наказания по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР. Конфискация орудий совершения и предметов административного правонарушения предусмотрена более чем в 50 статьях Особенной части КоАП РФ в качестве дополнительного вида административного наказания.

Резко расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифици-рованные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

Однако точно так же, как и при возмездном изъятии, у граждан, чье существование  и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, для которых охота или рыболовство  — основной законный источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты или рыболовства. Соответствующее положение сформулировано в ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ, регламентирующей применение конфискации как меры административного наказания.

С учетом конституционного положения о невозможности лишения  имущества иначе как по решению  суда конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьей.

Подчеркнем, что в ст. 3.7 КоАП РФ не содержится положения, согласно которому конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности правонарушителя. Решение законодателя в данном случае основывается на правовой позиции Конституционного Суда РФ, который в связи с проверкой норм таможенного законодательства пришел к выводу, что конфискация как мера административной ответственности применяется независимо от того, кем является лицо, незаконно перемещающее товары и транспортные средства, — собственником товаров и транспортных средств, покупателем, владельцем либо выступает в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством для совершения с ними действий от своего имени, а также независимо от того, установлено лицо, совершившее таможенное правонарушение, или нет1. Соответственно КоАП РФ допускает конфискацию орудий и предметов административного правонарушения как у их собственников, так и у других лиц, владеющих данными предметами.

Информация о работе Административный проступок и виды административных взысканий