Авторское право как институт гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование основных положений авторского права.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
1) кратко изучить процесс становления авторского права;
2) определить понятие, функции и источники авторского права;
3) охарактеризовать субъекты и объекты авторского права;
5) определить сферу свободного использования произведений.

Содержание

Введение
1. Понятие и функции авторского права
2. Объекты и субъекты авторского права
3. Виды авторских прав
4. Свободное использование произведений
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

ПИС.docx

— 42.16 Кб (Скачать файл)

К ним относятся:

- официальные документы государственных  органов и органов местного  самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие  нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного  характера, официальные документы  международных организаций, а также  их официальные переводы;

- государственные символы и  знаки (флаги, гербы, ордена, денежные  знаки и тому подобное), а также  символы и знаки муниципальных  образований;

- произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных  авторов;

- сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный  характер (сообщения о новостях  дня, программы телепередач, расписания  движения транспортных средств  и тому подобное).

Следует особо подчеркнуть, что для признания лица автором соответствующего произведения не имеют значения ни его возраст, ни состояние дееспособности. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица. Но если они в установленном порядке были признаны недееспособными (либо ограничены в дееспособности), то все сделки в отношении созданных ими произведений за них будут совершать опекуны (ст. ст. 29, 30, 32 ГК РФ).

Для осуществления авторских прав требуется достижение определенного возраста. Если автором произведения является лицо, не достигшее 14 лет, то его авторские права осуществляют законные представители (родители, опекуны). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства (ст.26 ГК РФ).

 

3. Виды авторских прав

 

Обладатель авторских прав на охраняемую работу может использовать ее по своему усмотрению, но с учетом юридически признанных прав и интересов других лиц, а также может не разрешать другим использовать это произведение без своего согласия. Поэтому права, предоставляемые авторским правом владельцу произведений (автору), часто называют исключительными правами на санкционирование использования охраняемого произведения другими лицами.

Авторы охраняемых работ кроме исключительного права на предоставление возможности использовать свое произведение обладают также личными неимущественными правами.

Что же означает право на использование произведения, охраняемого авторским правом? В большинстве законов об авторском праве , определяются те действия, которые в отношении охраняемых произведений не могут быть совершены другими лицами (не авторами произведения) без санкции владельца авторских прав.

Эти действия обычно включают копирование или репродуцирование произведений, создание фильмов по произведению, теле- и радиотрансляцию, адаптацию и переработку произведения.

Различают следующие виды прав:

- Право на воспроизведение;

- Право на распространение;

- Право на импорт;

- Право на публичное исполнение  и на публичный показ;

- Право на передачу в эфир  и на сообщение для всеобщего  сведения по кабелю;

- Право на перевод и переработку;

- Личные неимущественные права.

Рассмотрим подробнее каждое из перечисленных прав.

Право на воспроизведение

Право обладателя авторского права не разрешать другим лицам воспроизведение охраняемого произведения любым образом и в любой форме является основным правом в области интеллектуальной собственности. Получение копий с охраняемой работы осуществляется издателем, который распространяет произведение. Поэтому право контроля этого действия является юридической основой соглашения между обладателем авторского права и издателем при опубликовании охраняемой работы.

Контракты на публикацию часто касаются не только права делать копии охраняемой работы, но также и других действий (например, трансляции произведения по радио, перевода и т.д.). Но сущность контракта на публикацию состоит в санкционировании процесса копирования.

Право на распространение

Не допускается без разрешения обладателя имущественных прав (за исключением случаев, специально предусмотренных законом) распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение).

Право на импорт

Не допускается без разрешения обладателя имущественных прав импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

Право на публичное исполнение и на публичный показ

Другое действие, которое требует санкционирования, заключается в публичном исполнении произведения. Произведение, охраняемое авторским правом, может быть доведено до большого количества людей без копирования или репродуцирования этой работы. Лекция может быть прочитана аудитории без размножения текста. Драматическое или музыкальное произведение может быть исполнено перед аудиторией также без его копирования. Право на контроль за этими действиями важно не только для обладателя авторского права на произведение, изначально рассчитанное на публичное исполнение, но и для обладателя авторского права (или людей, получивших соответствующую санкцию) на произведение, которое изначально не было предназначено для публичного исполнения, в случае если кто-то захочет использовать это произведение для публичного исполнения. Например, рассказ, написанный для чтения дома или в библиотеке, может быть переделан (адаптирован) таким образом, что станет возможным его исполнение в виде драматического спектакля в театре.

Право на передачу в эфир и на сообщение для всеобщего сведения по кабелю.

Еще одной категорией действий, охраняемых авторским правом, являются действия по передаче своих произведений в эфир или любым другим способом беспроволочной трансляции либо посредством проводов или кабелей.

Когда произведение передается в эфир, то в пространство уходит сигнал, который в зоне его действия может быть принят любым человеком, если у него есть соответствующее приемное устройство (радио- или телеприемник), необходимое для преобразования сигнала в звук или изображение.

Если произведение передается по кабелю, то сигналы могут быть приняты только теми, у кого есть приемные устройства, подсоединенные к кабелю.

Передача в эфир или по проводам произведений, охраняемых авторским правом, в последние годы стала предметом многочисленных дискуссий. Возникли новые проблемы, что может потребовать пересмотра национальных законов об авторском праве. Эти проблемы, связанные с широким вещанием охраняемых произведений, возникли главным образом в результате технологического развития, включая появление возможностей использовать искусственные спутники для расширения сферы беспроволочной трансляции сигналов, кабельное радио и телевидение, оборудование, с помощью которого можно записывать знаки и изображения, передаваемые в эфир по кабелю.

Право на перевод и переработку

Перевод или переработка (аранжировка) произведений, охраняемых авторским правом, требуют санкций обладателя авторского права. Перевод означает изложение произведения на языке, отличном от языка оригинальной версии. Под переработкой обычно понимается переделка (преобразование) произведения, например адаптация романа для создания кинофильма, или модификация произведения, позволяющая использовать его в других условиях, например адаптация учебника, который был изначально предназначен для высшей школы, для использования в школах более низкой ступени.

Переводы и переработки сами по себе также являются произведениями, охраняемыми авторским правом. Поэтому для того, например, чтобы опубликовать перевод или адаптацию, издатель должен получить санкции обладателя авторского права на оригинальное произведение и обладателя авторского права на перевод или переработку.

Личные неимущественные права

Эти права, известные также как моральные права автора, должны быть независимы от обычных имущественных прав автора и сохраняются за автором даже в случае передачи им своих имущественных прав другим лицам.

Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" предусмотрено следующее.

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

- право признаваться автором  произведения (право авторства);

- право использовать или разрешать  использовать произведение под  подлинным именем автора, псевдонимом  либо без обозначения имени, то  есть анонимно (право на имя);

- право обнародовать или разрешать  обнародовать произведение в  любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

- право на защиту произведения, включая его название, от всякого  искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести  и достоинству автора (право на  защиту репутации автора).

Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

 

4. Свободное использование произведений

 

Предметом охраны по авторскому праву являются все произведения литературы, науки и искусства независимо от способа и формы их выражения.

Для того чтобы произведение защищалось авторским правом, необходимо, чтобы оно было оригинальным. Идеи произведения не обязательно должны быть новыми, но форма выражения этих идей должна быть оригинальным произведением автора. Наконец, охрана не зависит от художественных достоинств произведения, оно должно охраняться независимо от его ценности или достоинств, представления о которых в высшей степени субъективны, и даже независимо от своего назначения, так как цели использования произведения не имеют никакого отношения к его охране.

Произведения, которые подлежат охране авторским правом, должны быть оригинальными результатами творчества. Это означает, что они должны быть рождены в творческой лаборатории автора, причем их не следует подвергать проверке на новизну и качество. Произведение охраняется независимо от его художественных достоинств, и даже в тех случаях, когда произведение не имеет ничего общего с литературой, искусством и т.д., например когда оно представляет собой техническое руководство, инженерный чертеж или даже карту. Это свидетельствует о том, что на самом деле охраняются не идеи как таковые, а та форма, в которой эти идеи выражены. Исключения из общего правила перечисляются в текстах законов об авторском праве. Так, судебные решения или официальные выступления, а также сообщения, содержащие обычные новости дня, как правило, не охраняются авторским правом.

Практически все национальные законы об авторском праве обеспечивают охрану следующих категорий произведений:

- литературных произведений —  романов, рассказов, поэм, произведений  драматургии и вообще любых  письменных произведений. На охрану этих произведений не влияет ни их содержание (развлекательное, образовательное, информационное, рекламное, пропагандистское и т.д.), ни форма воплощения (рукопись, машинописный текст, типографская печать), будь произведение опубликовано или не опубликовано (во многих странах охране подлежат также "устные произведения", т.е. произведения, не закрепленные в письменной форме);

- музыкальных произведений независимо  от того, серьезная ли это музыка (гимны, симфонии, хоровые произведения) или легкая (песни, оперетты и  т.д.), сочиненная ли для одного  исполнителя (соло), для исполнения  на нескольких инструментах (соната, камерная музыка) или для исполнения  на многих инструментах (произведения  для оркестров и ансамблей);

- произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры независимо  от того, является ли произведение  двухмерным (рисунки, картины, гравюры, литографии и т.д.) или трехмерным (скульптуры, статуи, архитектурные  работы), независимо от их характера (абстрактного или образного) или  назначения ("чистое" искусство  или коммерческое произведение);

- карт и технических чертежей;

- произведений фотографии независимо  от жанра (портрет, пейзаж, репортаж  и т.д.) и назначения;

- кинематографических произведений  независимо от того, немые они  или озвученные, независимо от  их назначения (для показа в  кино или по телевидению и  т.д.), жанра (художественный фильм, документальный  фильм, кинорепортаж и т.д.), технического  способа, применяемого при их  создании (целлюлоидная пленка, видеолента и т.д.).

Многие законы об авторском праве охраняют также произведения прикладного искусства (ювелирные изделия, лампы, обои, фурнитуру, мебель и т.д.) и хореографические произведения. По некоторым законам охраняемыми произведениями считаются также записи на грампластинках, магнитные записи и радиопередачи.

Согласно Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

Информация о работе Авторское право как институт гражданского права