Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы - выявить особенности правового регулирования гражданских отношений, складывающихся по поводу создания и использования объектов авторского права, а также выявить пробелы и противоречия законодательства в данной области цивилистики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….стр.3
Глава I. Общие положения об авторском праве…………………………...стр.7
§1.1 Понятие авторского права…………………………………………......стр.7
§1.2 Субъекты и объекты авторского права………………………………..стр.8
§1.3. Источники авторского права………………………………………....стр.14
Глава II.Содержание авторского права……………………………….........стр.19
Глава III. Защита авторских прав…………………………………………..стр.28
Заключение………………………………………………………………..…стр.47
Библиография…………………………………………….………………….стр.50

Вложенные файлы: 1 файл

А́вторское пра́во представляет собой подотрасль гражданского права.docx

— 89.80 Кб (Скачать файл)

    Если  право на распространение произведения получило территориальные ограничения, например ввоз на территорию Российской федерации, то в таком случае будет  действовать право на импорт.

    Право на импорт установлено лишь в странах  с переходной экономикой и отсутствует  в международных документах по авторскому праву, хотя попытка включить это  право в Договор ВОИС предпринималась.19

  1. Прокат произведения.

    Прокат  представляет собой исключительное имущественное право правообладателя  сдавать экземпляры произведения во временное пользование с целью  извлечения прибыли.

    Прокат  по своей сути является ещё одним  правом на распространение.

    Однако  прокат это ограниченное право, так  как в категорию проката попадают лишь пять видов произведений в их число входят: базы данных, нотные тексты музыкальных произведений, компьютерные программы, аудиовизуальные произведения, произведения, воплощенные в фонограммах.

    Также существует некоммерческий прокат, например, предоставление книг читателям в  библиотеке.

  1. Публичный показ произведения относится к имущественному праву автора и состоит в демонстрации с помощью технических средств произведения или его экземпляра, а также демонстрации оригинала произведения в живом исполнении в местах массового скопления людей, специально предназначенных для публичного просмотра произведений.

    К произведениям, предназначенным для  публичного показа, относятся:

    • произведения изобразительного искусства;
    • фотография;
    • произведения архитектуры;
    • аудиовизуальные произведения и др.

    Способ  трансляции произведения определяется его видом, так как для трансляции произведений разного вида необходимы различные технические средства.

  1. Право на публичное исполнение раскрывается в п. 6 ст.1270 ГКРФ и определяется как представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

    Особенность данного имущественного права автора заключается в невозможности  заключения соглашения между автором  или иным правообладателем и фактическим  пользователем произведений, то есть если какое-либо лицо желает прослушать музыку в публичном месте, либо прочитать  произведение на публику, то оно сделает  это без какого-либо согласия на то автора произведения. Зачастую такие  действия оказываются неправомерными. В связи с этим для обеспечения  имущественных прав авторов и  иных правообладателей в каждой стране действует организация, которая  осуществляет имущественные права  авторов и правообладателей на коллективной основе. Данные организации реализуют  свои полномочия посредством установления тарифов авторского вознаграждения и применения таких ставок за массовое исполнение произведения.

  1. Право на сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю — самостоятельное имущественное право, отличное от права на передачу в эфир. Имеется в виду возможность сообщать (в том числе показывать, исполнять, передавать в эфир) по кабелю (т.е. для абонентов, имеющих специальные приставки к своим радио- или телеприемникам), проводам или с помощью иных аналогичных средств.

      Публичный показ и исполнение произведения, его сообщение для всеобщего  сведения путем передачи в эфир, а также сообщение по кабелю лишь тогда служат формами использования  произведения, когда названные действия осуществляются не впервые. В противном  случае речь может идти лишь о формах обнародования произведения.20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Защита авторских прав.

     Согласно  закону права авторов  делятся  на два вида:  имущественные (исключительное право на произведение) и личные неимущественные. Независимо от того к  какому виду относится нарушенное авторское  право закон устанавливает способы  его защиты.

     Под  защитой авторских прав понимается совокупность мер по признанию и  восстановлению авторских прав при  их нарушении или оспаривании, а  также защита интересов правообладателей. Лица, не являющиеся правообладателями  и авторами, вправе использовать результаты интеллектуального труда автора только с согласия автора или правообладателя. Исключение составляют только случаи установленные законом, например, цитирование. Действующее законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских.21

     Для установления законного использования  произведения между автором и  любым физическим лицо заключается  лицензионный договор. Данный договор  является двусторонним соглашением  между автором (лицензиаром)  и  пользователем (лицензиатом). В договоре указываются произведения, которые  подлежат использованию, а также  цели использования произведений, оговаривается  срок и территория использования  произведения. Также данным договором  предусматриваются и сублицензиаты  с согласия правообладателя. Договор  является объективным подтверждением гарантии не нарушения прав авторов.

     Однако, не смотря на возможность правомерного использования произведений на сегодняшний  день рост использования контрафактных  произведений и фонограмм достаточно велик. В связи с этим законодательно предусмотрено несколько видов ответственности для нарушителей авторских прав:

    • Гражданско-правовая
    • Административная
    • Уголовная

     Зашита  методами гражданского права направлена, прежде всего, на восстановление нарушенного  права или на компенсацию, позволяющую  произвести такое восстановление, в  то время как борьба с нарушениями  методами публичного права в основном направлен, прежде всего, на профилактику и предотвращение нарушений в будущем.22 В данном случае основным видом ответственности выступает метод частного (гражданского) права, тогда как публичный метод (административная и уголовная ответственность) предусмотрен как дополнительный.

     Защита  авторских прав осуществляется в  соответствии с действующим законодательством. При нарушении конкретного прав автора применяется определённая норма  права указанная в законе, что  само по себе является обычным.

     Законом предусмотрены различные формы  защиты авторских прав. Форма защиты это совокупность тех норм, которые  обеспечивают защиту авторских прав и охраняют установленные законом  интересы правообладателей.

     Законодательно  установлено две формы защиты авторского права:

  • юрисдикционная форма
  • неюрисдикционная форма

        Юрисдикционная форма представляет собой охрану и защиту нарушенных прав автора в виде деятельности уполномоченных государственных органов. Основу данной формы составляет защита интересов автора, обратившегося в суд или в другой уполномоченный орган который обязуется принять необходимые меры по восстановлению нарушенного права или охране такого права. Данный орган также обязан осуществлять содействие в охране субъективных прав правообладателей.

        В пределах данной формы защиты также действуют общий и специальный порядок защиты авторского права.

        Общий порядок предусматривает обращение автора или иного правообладателя в суд с исковым заявлением о нарушенных или оспариваемых правах. Суд обязан принять иск к рассмотрению. По общему правилу исковое заявление подаётся в суд по месту нахождения ответчика. То есть в данном случае действует территориальный принцип.

        Исковой порядок обращения в суд это наиболее распространённая форма судебного обращения. Иск об оспаривании или нарушении авторского права может быть подан в районный или городской суд. Однако надо отметить, что если истец и ответчик являются юридическими лицами, то рассмотрение данного иска может быть передано третейскому суду.

        Неюрисдикционная форма защиты предусматривает разрешение споров об авторстве самостоятельно гражданами без обращения в суд. То есть в установленном законом порядке и пределах действующего законодательства гражданин (автор или иной правообладатель) вправе восстановить нарушенные или оспариваемые права. По сути данная форма защиты в принципе сводится лишь к отказу совершения тех или иных действий. Например, отказ от внесения изменений в произведение, которые не предусмотрены договором, или полный отказ от договора.

        Из приведённых выше форм приоритетной является гражданско-правовая форма защиты авторских прав. Данная форма предусматривает несколько способов защиты нарушенных и оспариваемых авторских прав.

     Широкое распространение в практике получили следующие способы защиты авторских  прав:

    • выплата компенсации
    • возмещение убытков
    • взыскание незаконно полученного дохода

     В зависимости от вида исключительных прав те или иные способы защиты будут иметь большее значение. 23

      Надо  отметить, что приведённый перечень способов защиты не является исчерпывающим. Автор или иной правообладатель  вправе осуществлять защиту нарушенных прав любым способом, не противоречащим закону.

      Рассмотрим  подробнее вышеуказанные способы.

     Имущественный интерес автора в случае применения указанных способов удовлетворяется из денежной суммы понесенных им имущественных потерь, т.е. денежная сумма представляет собой компенсацию из средств, полученных путём незаконного использования произведения. При этом такая 5 компенсация может выражаться в виде возмещение убытков, либо представлять собой взыскание незаконного дохода в полной сумме, или же представлять собой непосредственно выплату компенсации.

     Компенсация подлежит взысканию независимо от наличия или отсутствия убытков.24

       Кроме того следует учитывать, что помимо способов защиты авторских прав законодательство в сфере регулирования авторского права предусматривает возможность применения к нарушителям некоторых дополнительных санкций. Например, в соответствии с п. 2 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» помимо возмещения убытков, взыскания незаконного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца. При этом сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджета. Подлежат обязательной конфискации контрафактные экземпляры произведений или фонограмм по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Указанные экземпляры произведений подлежат обязательному уничтожению. Исключение составляют случаи, когда по просьбе правообладателя данные виды произведений могут быть ему переданы. Кроме того, суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

       Приведённые выше санкции носят скорее не гражданско-правовой характер, а административный и в  целом не являются гражданско-правовыми  способами защиты.  Всё же их введение в авторское законодательство является абсолютно оправданной мерой, хотя и не своевременной.

       Как правило, обладатель нарушенного авторского права может воспользоваться  не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо  определен специальной нормой закона, либо вытекает из характера совершенного правонарушения. Так, например, если при опубликовании произведения искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю авторского права предоставляется возможность определенного выбора среди потенциальных способов защиты. Например, в случае, когда в результате нарушения авторских или смежных прав потерпевшему причинены убытки, он вправе по своему усмотрению либо потребовать их возмещения в полном объеме, либо взыскать в свою пользу доход, полученный нарушителем вследствие нарушения авторских или смежных прав, либо потребовать выплаты ему компенсации в пределах, установленных законом.

Информация о работе Авторское право