Шпаргалка по "Геополитике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 01:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Геополитика".

Вложенные файлы: 1 файл

default.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

   К внешним функциям государства относятся:

      Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

      Функция поддержания мирового порядка участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

      Функция взаимовыгодного  сотрудничества в  экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами. 

      22. Основные признаки  государства 

      1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу,

    недра, водное и воздушное пространство и др.

      2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства.

    Население государства может состоять из людей  одной национальности или быть

        многонациональным.

      3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей

     Государственная  власть осуществляется с помощью  государственных органов 

    и учреждении. Все они объединяются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы.

      4. Право. Это система общеобязательных правил поведения. Правовые нормы формируются в основном

        государственными органами.

      5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую

    входят  судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя

    разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. Если к власти проявляется  неуважение или если нормы права  не исполняются, то с помощью правоохранительных органов применяются меры принуждения (санкции), предусмотренные в нормах права.

      6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства.

    По  своему размеру армия должна быть способной отразить любую агрессию. Но армия требует на свое содержание и поддержание боеготовности  значительных материальных затрат.

      7. Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам.

      8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и

    внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет  — это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо. Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения. Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах.  

    23. Организационная  структура государства 

    1. Органы  государственной власти – законодательной  и исполнительной. Часто говорят  о триаде властей: законодательной,  исполнительной и судебной. Однако в строгом, формально-юридическом смысле судебная власть (в лице министерства юстиции) входит в структуру исполнительной власти. Выделение судебной власти из структуры исполнительной обусловлено тем значением, которое придается в либерально-демократической традиции судебной власти: она рассматривается как один из важнейших механизмов обеспечения контроля со стороны общества над государством. 

    2. Органы  охраны правопорядка и органы  правосудия. Сюда относятся милиция,  внутренние войска, суд, прокуратура. 

    3. Органы, обеспечивающие внутреннюю безопасность  страны. Сегодня в нашей стране  это ФСБ – Федеральная служба  безопасности. 

    4. Органы, обеспечивающие внешнюю безопасность  страны (армия, управление внешней  разведки, таможенная служба, федеральная  пограничная служба). 

    24. Формы государственного  правления 

    Отличие монархии от республики заключается в том, каким образом формируются органы власти. Способ организации власти и ее формальный источник. При монархии формальным источником власти является одно лицо и так переходит по наследству. В республике источником властиявляется народное большинство, выборный путь. Абсолютная монархия- власть монарха никак и ничем не ограничена (Саудовская аравия, Катар, Омар). Конституционная монархия – полномочия монарха ограничены конституцией (Великобритания, Швеция, Испания). Монарх считается главой государства, но обладает лишь представительными функциями Исполнительные функции ограничены лишь парламентом. Правительство подотчетно парламенту. Дуалистическая монархия - функции исполнительнойв ласти лежат на монархе (Кувейт, Иордания, Марокко). Теократическая республика - Ватикан. Президентская республика - США, президент тизбирается внепарламентским путем, президент считается главой государства, он обладает правом законодательной инициативы, одновременно выступаяглавой правительства, руководит внутренней и внешней политикой госуд.и является верховным главнокоммандующим. Парламентская республика- президент избирается парламентом. Правительство подотчетно парламентуи формируется на парламентской основе и парламентским большинством. Полупрезидентская республика (смешенная) - Франция, Португалия,Австрия, Болгария, двойная ответственность правительства перед президентомпреред парламентом. 

25.Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

Унитарное государство - это цельное государство, части (территориальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются только административно - территориальными образованиями, не имеющими каких - либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение - "центру" и местным представительным органам. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.)

Федеративное  государство.

Это союзное  государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.).

Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С., "государственный союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д.  Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Украина, согласно ст. 2 Конституции Украины, является унитарным государством. В то же время в ее составе есть Автономная республика Крым. Однако сам факт наличия автономии в составе государства никогда не был обязательным признаком федерации. 

Федерации это относительно молодые образования. Исторически им предшествовали империи.

Империя – это большое государство, которое содержит в своем составе территории других народов и государств. 

26.Особенности  взаимодействия индивида  и политической  власти при тоталитаризме и демократии.

     Тоталитаризм— политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества.

Тоталитаризм  с точки зрения политологии —  форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое. При этом тоталитаризм существует тогда и только тогда, когда общество поддерживает своё полное сращивание с государством, то есть политическая власть имеет полное одобрение своих действий со стороны общества.

      Демократия является формой правления, при которой все граждане участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей.

Демократические государства оберегают членов общества от всевластия центральных правительств и осуществляют процесс децентрализации  государственной власти, делегируя  часть полномочий на региональный и  местный уровень. При этом государства с демократической формой правления отдают себе отчет в том, что местные органы власти должны в максимально возможной степени быть доступными народу и откликаться на его нужды и чаяния.

 

27. Политический человек  и его виды. 

Человек политический - это активная личность, которая посредством исполнения политической роли (ролей) добивается достижения определенных и нужных ей целей.

Типы  личности в политике. В зависимости  от степени участия в политике выделяются пять типов личности:

 Личность  активиста- активность, постоянный интерес к политике член партии, участник движения и т. Д.

Личность, эпизиодически, участвующая в политической жизни.

Личность  политического наблюдателя, с различным  уровнем компетентности, лично не учствующая в политике.

Пассивная личность с безразличным отношением к политике.

 Аполитичная  личность с негативным отношением  к политике. 

28. Факторы влияющие на отношение человека к политике 
 

29. Политическая позиция и её основные категории 

30.Политическое поведение – приспособление субъектов политики к условиям политического бытия, их реагирование на предъявляемые внешней средой требования

Политическое  поведение – представляет собой процесс взаимодействия человека с политической средой и составляет совокупность форм и способов бытия индивидуума в политической сфере жизнедеятельности общества. Политическое поведение заключается в том что, охватывает все формы политической активности личности, ее действия и бездействие.

Выделяют  два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие.

Политическое  действие есть форма активности политического субъекта, направленная на политические отношения, политическую систему общества и ее институты и другие объекты.

Политическое  бездействие - это способ выключенности из политической жизни, который может проявляться в различных формах: от активного неприятия политики до пассивного безразличия. 

31.Политическая социализация – это процесс усвоения индивидом определенной системы политических знаний, норм и ценностей, то есть политической культуры.

Политическая  социализация обеспечивает приобретение индивидом умения ориентироваться в политическом пространстве и исполнять в нем определенные функции. Через политическую социализацию осуществляются формирование, возобновление и развитие политической культуры. Политическая социализация является фактором функционирования политической системы общества, ее стабильности.

К непосредственным агентам (факторам) политической социализации относятся политические институты и организации (государство, политические партии, движения),

Информация о работе Шпаргалка по "Геополитике"