Шпаргалка по "Геополитике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 01:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Геополитика".

Вложенные файлы: 1 файл

default.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

   В Украине сейчас насчитывается более  тысячи официально зарегистрированных общественных организаций. Ведущее  место среди них принадлежит  тем, которые выражают интересы общественных классов. Это объединение наемных работников (профсоюзы) и предпринимателей. Главная задача профсоюзов - защита интересов наемных работников в отношениях с предпринимателями и государством. В Украине единственное в прошлом и пока многочисленное межотраслевое профсоюзное объединение - Федерация профсоюзов Украины - все еще в значительной степени продолжает оставаться инструментом государственной политики и далек от назревших в новых социально-экономических условий потребностям защиты интересов трудящихся.

   Гражданское общество - это очень сложный, чувствительный, структурированный общественный организм. Но все же можно утверждать, что  решающая роль в нем, с точки зрения его наиболее общей характеристики, принадлежит уровню развитости частной собственности в различных ее формах, каждая из которых должна органично сочетаться с экономическим устроем общества той или иной конкретной страны.  

   15. Пути развития гражданского общества в Украине  

   Экономической основой становления гражданского общества в Украине является формирование негосударственных форм собственности. Происходит это путем разгосударствления и приватизации, которые не являются тождественными. Разгосударствление направлено на устранение монополии государства на собственность, формирование конкурентной рыночной среды и происходит как в рамках государственной собственности, так и вне их. Приватизация является наиболее радикальной составляющей процесса разгосударствления, суть которой состоит в изменении государственной формы собственности на разновидности частной.

   Целями  разгосударствления и приватизации были провозглашены поиск эффективного собственника и как следствие - повышение  эффективности производства, преобразования граждан на собственников средств  производства, становление предпринимательства, рыночной экономики в целом. Далеко не все из провозглашенных целей была достигнута. В результате сертификатной приватизации, которая предусматривала наделение каждого гражданина определенной долей собственности, бывшая государственная собственность фактически была сосредоточена в руках небольшой части населения Украины - руководителей приватизируемых предприятий политиков и чиновников высшего и среднего звена ловких дельцов и криминальных элементов.

   Одни  новоявленные собственники оказались либо финансово несостоятельными обновить производство, либо неспособными управлять им в рыночных условиях. Другие выгодно перепродали приобретенные за бесценок предприятия или сосредоточились на выдавливании из них максимальных прибылей, вкладывая последние не в обновление самого производства, а в собственное благосостояние.

   За  годы экономических преобразований в Украине были созданы десятки  тысяч новых, преимущественно малых  и средних частных предприятий. Однако их вложение в развитие экономики незначителен. Более 80 процентов таких предприятий ведут в основном торгово-посредническую деятельность.

   В этих условиях призывы к государственной  поддержке малого и среднего бизнеса - через снижение налогов, предоставление льготных кредитов, упрощения бухгалтерского учета и т.п., которые звучат из предпринимательских и приближенных к ним политических структур, безосновательны, потому поддерживать нужно не бизнес вообще, не перекупщика, а производителя .

   Первоначальное  накопление капитала в Украину, как и в других бывших советских республиках, происходит главным образом путем перераспределения бывшей общенародной собственности и сосредоточении ее в руках небольшой части населения. Мелкий капитал имеет, как правило, трудовое происхождение: он добывается за счет различных торговых операций и изредка - производственной деятельности.

   Экономические преобразования обуславливают соответствующие  изменения в социально-классовой  структуре украинского общества.

   Становление политической сферы гражданского общества проявляется прежде всего в формировании его политических институтов - политических партий, групп интересов, органов местного самоуправления.

   Главное содержание процесса становления гражданского общества в сфере духовной жизни  составляет формирования духовной культуры на основе принципов идейного и политического плюрализма, национальных и мировых культурных достояний.

   Неразвитость  политических институтов и отсутствие развитой демократической политической культуры гражданского общества в Украине  пока не дают ему возможности контролировать государство. Нынешнее состояние взаимодействия гражданского общества и государства характерен в большей степени для авторитарного, чем для демократического, политического режима. 

   16. Сущность демократического  государства 

   Демократическим государством называется  такое  государство, устройство  и  деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным равам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех  органов   этого   государства   является суверенитет народа.

   Государство   может    соответствовать    характеристике демократического  только  в  условиях  сформировавшегося  гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно  должно строго   придерживаться   установленных   пределов   вмешательства   в экономическую  и  духовную   жизнь,   которые   обеспечивают   свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит  обеспечение общих интересов народа,  но   при   безусловном соблюдении и защите  прав  и свобод  человека  и гражданина.  Такое государство является  антиподом тоталитарного государства,  эти  два понятия взаимно исключают друг друга. 

   17. Сущность социального  государства 

     Социальное  государство – характеристика, относящаяся  к конституционно-правовому статусу  государства, предполагающая конституционное  гарантирование экономических и  социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Идейная основа социального государства восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан.

     Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие "гражданское общество". Принципиальное его отличие от предшествующих типов эксплуататорского государства состоит в том, что основной его целью является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не отдельной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека перед интересами иных участников общественных отношений (хозяйствующих субъектов, государственных органов, должностных лиц и т.д.). 

   18. Сущность правового  государства 

   Сущность  правового государства заключается  в соблюдении закона теми, кто находится  у власти, во взаимной ответственности  государства и граждан друг перед  другом. Это означает, во-первых, признание  гражданами авторитета права, закона, законопослушность, согласие и готовность людей жить и поступать так, чтобы не поражать интересы других.

   Во-вторых, демократизм общественного управления в правовом государстве в значительной степени зависит от компетентности и квалификации государственных управленцев. "Демократическое правовое государство - это еще и образованный, квалифицированный руководящий слой населения, корпус управленцев, которые придерживаются субординации с четким распределением полномочий, которые выполняются не только благодаря постановлениям, но и через силовые структуры верховных органов". Правовое государство должно в равной степени отражать интересы и потребности всех слоев населения, она должна быть нейтральной в противостоянии и соревновании общественно-политических позиций, должна обеспечивать соблюдение закона теми, кто находится у власти. 

  19. Проблемы формирования  демократического, правового  соціального и  государства в  Украине  

  Нині  процеси формування в Україні  громадянського суспільства та створення незалежної, демократичної, соціальної та правової держави відбуваються паралельно. Прискоренню цих процесів активно сприяє політична реформа, оновлення політико-правової бази нашого суспільства з урахуванням власного та світового досвіду. Громадяни, громадські організації та різноманітні політичні інститути України за цих умов намагаються ефективно використати досвід передових, демократичних країн щодо захисту прав і свобод кожної людини. Як свідчить світовий політичний досвід, саме з усвідомлення кожною людиною думки про свою самоцінність, про спроможність і можливість своєю працею побудувати достойне життя власній родині та суспільству в цілому розпочинається процес становлення громадянського суспільства. 
 

   20 .Понятие и сущность государства 

   Госуда́рство — это особая форма организации общества, обладающая определенными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливающая определенный порядок взаимоотношений между членами общества, установленная на определенной территории, и вовлекающая в свою деятельность все население на установленной территории. Основным средством сохранения установленного порядка является применение власти. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.

   В современных развитых государствах, основными целями государства являются: сохранение нормальных взаимоотношений  между членами общества, заключающихся  в обеспечении определенного  уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности; реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, екологія. 

   21. Функции государства 

   Основная  функция государства - обеспечение  выживания своего населения.

   К внутренним функциям государства относятся:

      Правовая  функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

      Политическая  функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

      Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

      Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

      Социальная  функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

      Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

      Культурная  функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

      Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования. 

Информация о работе Шпаргалка по "Геополитике"