Теория морского могущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 12:24, контрольная работа

Краткое описание

Несмотря на огромные перемены в науке и технике, морские коммуникации и в начале XXI в. остаются основным связующим звеном между странами и континентами. Россия не является исключением в этом процессе. С укреплением интеграции нашей страны в глобальную экономическую систему возрастает роль морских перевозок. Кроме того, Россия обладает еще и одной из самых протяженных в мире морских границ, что делает развитие военно-морского флота одной из приоритетных задач политики национальной безопасности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Основные геополитические взгляды А.Т. Мэхэна…………………………………………….4
2 Элементы морской силы нации в теории Мэхэна……………………………………………..7
3 Влияние морской силы на ход истории и рост благосостояния нации……………………..11
4 Оценка Мэхэном геополитического положения России……………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………………………15
Список использованных источников…………………………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

готовая геополитика теория морского могущества.docx

— 41.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

   Введение………………………………………………………………………………………….3

1 Основные геополитические взгляды А.Т. Мэхэна…………………………………………….4

2 Элементы морской силы  нации в теории Мэхэна……………………………………………..7

3 Влияние морской силы на ход истории и рост благосостояния нации……………………..11

4 Оценка Мэхэном геополитического положения России……………………………………..13

   Заключение………………………………………………………………………………………15

   Список использованных источников…………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Несмотря на огромные  перемены в науке и технике,  морские коммуникации и в начале XXI в. остаются основным связующим  звеном между странами и континентами. Россия не является исключением  в этом процессе. С укреплением  интеграции нашей страны в  глобальную экономическую систему  возрастает роль морских перевозок.  Кроме того, Россия обладает еще  и одной из самых протяженных  в мире морских границ, что  делает развитие военно-морского  флота одной из приоритетных  задач политики национальной  безопасности.

Доктрина «морской силы», разработанная в конце XIX в. офицером флота США и военно-морским  теоретиком Алфредом Тайером Мэхэном  является одной из самых известных  концепций, посвященных «морской»  стороне всемирной истории. Основное содержание этой доктрины заключалась  в том, что одним из решающих факторов в мировой истории была названа  «морская сила» (состоявшая из сильных  военно-морских сил, торгового флота  и заморских территорий). Контроль над океанскими коммуникациями провозглашался Мэхэном главной целью морской  войны. Господство на море завоевывалось  путем разгрома флота противника в решающем морском сражении. Согласно Мэхэну, главной силой флота были и продолжали оставаться линейные корабли, сконцентрированные в мощные соединения. Свои положения он основывал на истории  морских войн XVII-XIX вв. и утверждал, что главные положения военно-морской  стратегии остались неизменными, несмотря на перемены в науке и технике. Подобные идеи о влиянии флота  на мировую политику существовали, конечно, и раньше, но серьезные научно-технические  перемены, произошедшие в военно-морских  флотах в середине XIX в., отодвинули стратегию на второй план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные геополитические взгляды А.Т. Мэхэна

 

Алфред Тайер Мэхэн  родился 27 сентября 1840 г. в Уэст-Пойнте (Нью-Йорк), где его отец преподавал в Военной академии. Альфред решил  пойти своим путем, поступил в  Военно-морскую академию и окончил  ее в 1859 г. вторым на курсе по успеваемости. Окончив академию, он получил чин  мичмана; в 1861-1865 гг. участвовал в Гражданской  войне в США. Затем слушал курс лекций в Оксфордском и Кембриджском университетах. В 1885 г., будучи капитаном 1 ранга, Мэхэн стал преподавателем военно-морской истории и тактики  в Военно-морском колледже («Nava I War Colledge») в Нью-Порте, а вскоре возглавил  это учебное заведение. С этого  времени он посвятил свою жизнь преподавательской  и научно-исследовательской деятельности в области теории военно-морского искусства. Но больше всего его интересовали морская стратегия и ее связь  с политикой. Проблемами морской  тактики он не занимался.

В 1890 г. Мэхэн публикует  свою первую книгу «Влияние морской  силы на историю. 1660 - 1783 г.», в которой  обобщил взгляды участников англо-испанских  и англо-голландских морских войн XVI - XVIII вв. адмиралов Монсона, Роллейга, Пиписа и Тромпа и сделал вывод  о том, что благополучие Великобритании основывается на её морской силе и  превосходстве её военного флота. Книга  сразу стала классическим текстом  по военно-морской стратегии и  имела огромный успех: 32 издания  в США и Великобритании, была переведена практически на все европейские  языки, в том числе и на русский (1895 г.). Именно в этой книге Мэхэн  первым ввел в научный оборот понятия  «господство на море» и «морская мощь», что впоследствии явилось  основным фактором ведения морской  войны.

Книга содержит подробное  описание действий флотов и общин  ход военных операций в 1660-1783 гг. Основным объектом изучения для автора послужила борьба за господство на море в ходе войн между Англией, Голландией, Францией и Испанией. Сами эти войны  по ряду причин не слишком известны русскому читателю, а их морская  и колониальная составляющая фактически забыта. Отечественные писатели уделяли  не много внимания войнам XVI в. как  имеющим малое влияние на Россию, хотя это и не так. Среди войн следующего столетия мы прежде всего вспоминаем те, в которых участвовали русские  войска. Так, например, война за Испанское  наследство 1701-1713 гг. совершенно заслоняется  для нас Северной войной, а при  упоминании о Семилетней войне мы вспоминаем прежде всего ее европейскую, и преимущественно сухопутную часть.

Флоты других стран, и в  частности русский, фактически выпали из поля зрения Мэхэна. Причиной этого, с одной стороны, послужила их относительно небольшая численность  и ограниченный район действий. С  другой стороны, Мэхэн, работая с  английскими французскими источниками, просто не имел достаточного количества материала по флотам других стран.

Далее с небольшим промежутком  последовали другие работы: «Влияние морской силы на Французскую Революцию  и Империю (1793-1812)», «Заинтересованность  Америки в морской силе в настоящем  и будущем», «Проблема Азии и её воздействие на международную политику»  и «Морская Сила и её отношение  к войне». В этих работах Мэхэн  дополнил и развил концепцию морской  мощи государства.

Мэхэна причислили к выдающимся военно-морским теоретикам конца XIX - начала ХХ вв. Мэхэн стал кумиром  морских офицеров американского  флота. Его портреты находятся в  кабинетах флотоводцев и военачальников и более 100 лет публикуются на страницах главного военно-теоретического журнала Военно-морских сил США  «United States Naval Institute Proceedings». В свое время  президент США Т. Рузвельт назвал Мэхэна «великим народным слугой», обладавшим «умом первоклассного государственного деятеля». Английские рецензенты называли работы Мэхэна «евангелием британского  величия», «философией морской истории».

Необычайный успех выпал  на долю этих работ в Японии. Симптоматично, что у нас также предпринимались  попытки применить идеи Мэхэна к  истории России. В этом контексте  интерес представляют, например, статьи С.А. Скрегина и В.Ф. Головачева, появившиеся  в 1989 г. в журнале «Морской сборник».

Сформулированные Мэхэном  концепции оказали влияние не только на развитие теории военно-морского искусства, но и на выработку внешней  политики и морской доктрины многих морских держав мира. Трудно найти  военно-теоретический труд, который  не содержал бы ссылок на работы Мэхэна. Идеи Мэхэна легли в основу военно-морских  концепций не только морских держав, но и подтолкнули ряд континентальных  держав к наращиванию морской  мощи и строительству мощных линейных флотов. Это прежде всего относится  к Германии (программа Тирпица 1909-1916 г.г.) и к России («Малая программа» и строительство новейших линкоров «Гангут», «Полтава», «Петропавловск»  и «Севастополь»).

Не менее симптоматично  выглядит публикация работ Мэхэна и  Коломба в Советском Союзе  в 1940, 1941 гг., где также разрабатывались  военно-морские программы создания крупного океанического флота.

В своих работах Мэхэн  не использует термин «геополитика», но методика его анализа и основные выводы о преимуществе морских и  океанских держав над континентальными соответствуют сугубо геополитическому подходу. В его творчестве как  нельзя лучше отразилось сходство между  работой стратега и геополитика: и тот, и другой тщательно оценивают  пространственные факторы, их военное, политическое и экономическое значение.

Стоит отметить, что сочинения  Мэхэна были пронизаны идеей экспансии, как необходимого условия существования  государства. Он синтезировал военно-морскую  историю с политическими вопросами, которые были актуальны и для современного ему периода. Он открыто заявлял, что ставит своей целью привлечь внимание американцев к заморской экспансии и развитию флота. Его идеи оказались весьма кстати.

Итак, Альфред Тайер Мэхэн (1840-1914) - американский военно-морской  теоретик и историк, контр-адмирал, преподаватель морской истории  и почетный президент в Нью-Порте. Наряду с Ф.Х. Коломбом создал теорию «морской силы» (Sea Power), считая, что именно морским силам принадлежит решающая роль в вооруженной борьбе, а завоевание господства на море - главное условие  победы в войне. Мэхэн не пользовался  термином «геополитика», но методика его  анализа и основные выводы точно  соответствуют сугубо геополитическому подходу. Практически все его  книги были посвящены одной теме - теме «морской силы». Если Ратцель, Маккиндер  и Хаусхофер делали упор на преимущество континентальных держав, то Мэхэн, наоборот, выдвинул концепцию преимущества морских  или океанических держав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Элементы морской силы нации  в теории Мэхэна

Доказывая первостепенное влияние  морских вооруженных сил на исход  войн и судьбы государства, Мэхэн  пытается установить непосредственную связь между географическим положением государства, его процветанием и  наличием морской мощи. Для анализа  позиции и геополитического статуса  государства им предложено 6 критериев:

- географическое положение государства - его открытость морям, возможность морских коммуникаций с другими странами, протяженность сухопутных границ, способность контролировать стратегически важные районы и угрожать своим флотом территории противника.

 - «Физическая конфигурация» государства - конфигурация морского побережья, количество портов, гаваней, бухт, от наличия которых зависит процветание торговли и стратегическая защищённость.

- протяженность территории равная протяженности береговой линии.

- количество населения и способность государства строить и обслуживать корабли.

- национальный характер - способность к занятию торговлей, к основанию колоний, к мореплаванию.

- политический характер правления - от которого зависит переориентация лучших природных и человеческих ресурсов на созидание мощной морской силы.

Мэхэн утверждал, что «история прибрежных наций» определялась прежде всего «условиями положения, протяжения и очертаний береговой линии», а также «численностью и характером населения». Последнее играет роль при сопоставлении «морских»  и «сухопутных» наций: если испанцы  отличались «жестокой скупостью», то англичане и голландцы были «по  природе своей деловыми людьми»; «способность к основанию колоний» объясняется «национальным гением»  англичан.

«Политика, - писал Мэхэн, - изменялась как с духом века, так и с характером и проницательностью  правителей; но история прибрежных наций определялась не столько ловкостью  и предусмотрительностью правительств, сколько с условиями положения…, то есть вообще тем, что называется естественными условиями». Эти условия  способствуют созданию сильного военно-морского флота, действия которого обеспечить наиболее полное функционирование торговли, которую  Мэхэн считал главным инструментом политики: «Должное использование морей  и контроль над ними составляет лишь одно звено в цепи обмена, с помощью  которого страны аккумулируют богатства…, но это - центральное звено».

При благоприятном стечении всех выше перечисленных факторов в  действие вступает формула N + MM + NB = SP то есть военный флот + торговый флот + военно-морские базы = морская сила, которую Мэхэн поясняет следующим образом: «На захват отдельных кораблей и конвоев противника, хотя бы и в большем числе, а подавляющее превосходство на море, изгоняющее с его поверхности неприятельский флаг, такое превосходство позволяет установить контроль над океаном и закрыть пути, по которым торговые суда движутся от неприятельских берегов…».

Мэхэн полагал, что держава  может стать великой, только если обладает морской мощью, которая  позволяет ей господствовать на море. Оборону берегов он считал задачей  армии. Понятие «Морская сила» основывается, по Мэхэну, на свободе «Морской торговли», а военно-морские силы служат гарантом обеспечения этой торговли. По его мнению, военный флот без морской торговли нужен стране, стремящейся к ведению военных действий с наступательными целями, т.е. с целью захвата заморских территорий. Сегодня определение морской мощи государства значительно полнее мэхэновского. Но в конце XIX в. деятельность стран в Мировом океане ограничивалась морскими перевозками.

Мэхэн рассматривает экономический  цикл в трех аспектах:

- производство (обмен товаров и услуг через водные пути);

- навигация (которая реализует этот обмен);

- колонии (которые производят циркуляцию товарообмена на мировом уровне).

Информация о работе Теория морского могущества