Северо-Европейский газопровод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:19, реферат

Краткое описание

Северо-Европейский газопровод (СЕГ) – магистральный газопровод, связывающий Россию и страны центральной Европы по дну Балтийского моря в обход транзитных государств: Белоруссии, Польши и других восточноевропейских и прибалтийских стран. Это международный консорциум пяти крупных европейских энергетических компаний для проектирования, строительства и эксплуатации газопровода, состоящего из двух ниток протяженностью 1224 км каждая по дну Балтийского моря.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава I. История проекта…………………..………………………….………….3
Глава II. Структура………………………………………………………………..6
Глава III. Маршрут, конструкция трубопровода и стоимость проекта…......…6
Глава IV. Береговые сооружения. КС «Портовая» и приемный терминал в Грайфсвальде………………………………………….……….…..………..….…8
Глава V. Возражения против строительства………………….…….….…..……9
Глава VI. Ход строительства и запуск газопровода…..….….…..….………....10
Глава VII. Внутренняя инспекция газопровода……………….….….……..….11
Глава VIII. Надежный источник природного газа…………….……..…….…..14
Глава IX. Проектирование маршрута «Северный поток» проектным институтом ОАО «Гипроспецгаз»…………………….………………………..14
Глава X. Nord Stream AG……………………………………………….…….…21
Глава XI. Экологический мониторинг и оценка воздействия на окружающую среду……………………………………………………………………….….…..22
Глава XII. Штокмановский проект…………………..….….….……………….26
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………….…….….….…….………………………..……….29

Вложенные файлы: 1 файл

СЕГ.docx

— 9.37 Мб (Скачать файл)

18 ноября 2002 года правление  ОАО«Газпром» приняло решение  приступить к воплощению проекта. А 9 декабря 2005 года началось строительство  «Северного потока». В Вологодской  области в районе городка Бабаево  был сварен его первый стык, положивший начало реализации  проекта стоимостью в несколько  миллиардов долларов.

В церемонии сварки первого стыка газопровода принимали участие премьер-министр России Михаил Фрадков, глава Минпромэнерго Виктор Христенко, министр экономики Германии Михаэль Глос, руководитель Газпрома Алексей Миллер, глава немецкого концерна E.ON AG Вульф Бериотат и глава компании BASF AGЮрген Хамбрехт.

«Северный поток» создает принципиально новый маршрут экспорта российского газа в Европу, — подчеркнул генеральный директор ОАО «Гипроспецгаз» А.В. Сергиенко. — Его реализация позволит диверсифицировать экспортные потоки, напрямую связать газотранспортные сети России с общеевропейской газовой сетью».

Гипроспецгазовцы принимали самое непосредственное участие в проектировании этого маршрута. Специалисты института разработали технико-экономическое обоснование обеспечения поставок газа в «Северный поток».


 

 

 

 

 

 

 

 

В ТЭО были впервые рассмотрены варианты направлений транспорта газа к начальной точке нового газопровода в районе Грязовца от перспективных месторождений газа: Штокмановского ГКМ, с полуострова Ямал, от месторождений СРТО. В рамках ТЭО с участием отечественных подрядчиков были также выполнены морские изыскания, выбрана и согласована точка выхода магистрали на берег Финского залива.

Основной целью работы стала оценка и сопоставление возможных вариантов транспорта газа по территории и за пределами России. В базовом исполнении газопровод состоит из двух участков: сухопутного и морского, что является главной особенностью для генерального проектировщика — ОАО «Гипроспецгаз». Сухопутный пройдет по территории Вологодской и Ленинградской областей от Грязовца до Выборга по уже действующему транспортному коридору в направлении Финляндии. Протяженность трассы 917 километров.

На сухопутном участке специалисты института спроектировали семь компрессорных станций, оснащенных современными высокоэффективными газоперекачивающими агрегатами. Три — на территории Вологодской области: «Грязовецкая», «Шекснинская», «Бабаевская» с суммарной установленной мощностью 150 МВт каждая; четыре — на территории Ленинградской области: «Пикалевская», «Волховская», «Елизаветинская» аналогичной мощности первых трех КС; а также «Портовая» — вблизи Выборга мощностью 400 МВт. Именно в районе Выборга «Северный поток» погрузится в Балтийское море, по дну которого протянется на 1220 километров. Тем самым газопровод установит еще один мировой рекорд в области морского газопроводного транспорта. Для сравнения, длина морского участка «Голубого потока» от российского до турецкого берега составляет около 400 километров.

Соединение «Северного потока» с немецким берегом произойдет в районе Грайфсвальда. При необходимости основная труба может быть дополнена отводами для подачи газа в Калининградскую область, Швецию и другие страны. Так, на 570 километров предусматривается строительство отвода на Швецию из трубы диаметром 457 миллиметров.


 

 

 

 

 

 

 

При условии поставок российского газа в Великобританию — это дополнительная тысяча километров — газопровод от Грайфсвальда пройдет по северу Германии, затем пересечет Нидерланды и далее по дну Северного моря придет в английский город Бэктон. Таким образом, максимальная длина ее составит более 3 тысяч километров.

Конечная производительность газопровода «Северный поток» — 55 миллиардов кубометров в год. Его загрузка будет осуществляться из Единой системы газоснабжения России за счет максимального использования существующих и развития новых газотранспортных мощностей на территории РФ.

Сырьевой базой «Северного потока» на первом этапе станут месторождения Надым-Пур-Тазовского региона, а в дальнейшем Ямала, Обской и Тазовской губ и Штокмановского ГКМ. Строительство новой газовой магистрали значительно расширит газоснабжение скандинавских стран, обеспечит надежные поставки газа потребителям Северо-Западной Европы, а также Северо-Западного региона России и Калининградской области. Кроме того, «Северный поток» полностью обеспечит растущие потребности Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

И эта трасса неординарна: на протяжении 107 километров она прокладывается в скальных грунтах, из них 102 километра — по территории Ленинградской области; пересекает 79 автодорог и 20 железнодорожных веток, из них соответственно 40 и 17 — также в Ленинградской области.

Протяженность российского участка «Северного потока» от его начальной точки (Грязовецкий газотранспортный узел Единой системы газоснабжения России) до побережья Финского залива (район Выборга) — 917 километров. На этом участке газопровод будет строиться из труб диаметром 1420 миллиметров, с толщиной стенки 21,6—32 миллиметра, обеспечивающей рабочее давление 9,8 МПа. Такие высокие параметры будут применяться впервые в истории газовой отрасли.

На морском участке — от компрессорной станции «Портовая», расположенной в районе города Выборга, до побережья Германии (город Грайфсвальд) — протяженностью 1220 километров также впервые в газопровод будет состоять из труб диаметром 1219 миллиметров на рабочее давление 22 МПа.

Производительность «Северного потока» на отрезке Грязовец — Выборг рассчитана с учетом увеличения газопотребления Санкт-Петербурга и Ленинградской области и производительности уже действующих магистралей Грязовец — Ленинград и Торжок — Ленинград.

Участок по территории России от Грязовца до Выборга предполагается проложить с максимальным использованием имеющейся инфраструктуры действующих газопроводов Грязовец — Ленинград и Ленинград — Выборг.


 

 

 

 

 

 

 

Трасса проектируемого газопровода намечена, в основном, как в одном коридоре с существующими газопроводами Грязовец — Ленинград первой и второй нитки длиной 700 километров, так и в самостоятельном коридоре длиной 217 километров. Чтобы протянуть газовую магистраль, предстоит расчистить от леса и рекультивировать 752 километра трассы, из них 497 километров — в Ленинградской области.

«Будет применяться самое современное техническое оснащение, — поясняет заместитель главного инженера, ГИП В.М. Леушин. — Прежде всего, это отечественные стальныетрубы класса прочности К = 60, с наружным трехслойным антикоррозийным покрытием толщиной 3 миллиметра и внутренним эпоксидным гладкостным покрытием. Для обеспечения круглогодичной транспортной связи с площадками узлов подключения КС, крановыми узлами и площадками КПТМ предусмотрено строительство подъездных дорог. Автоматизированный контроль, дистанционное управление, безопасность, регулирование и автоматическую защиту компрессорных станций и линейной части газопровода будет обеспечивать автоматизированная система управления технологическими процессами и транспортировки газа. Эта система межрегионального управления — часть отраслевой системы оперативно-диспетчерского управления Единой системы газоснабжения России (ОСОДУ ЕСГ России). В проекте предусмотрено также создание эксплуатационной геоинформационной системы, интегрирующей результаты обследования газопровода после окончания строительства, мониторинг и внутритрубную инспекцию, а также данные системы SCADA. Все это позволит получать оценки и прогнозы изменения состояния газопровода, рекомендации по его обслуживанию, а также отчетную документацию по его эксплуатации. И еще одно новшество: по дну Балтийского моря газопровод будет проложен из труб диаметром 1219 миллиметров, что позволяет заметно увеличить его производительность. До настоящего времени максимальный ходовой диаметр подводных трубопроводов равнялся 1067 миллиметрам.

Инженеры Гипроспецгаза совместно с зарубежными коллегами разработали высокоэффективную технологическую связь, обеспечивающую безопасность морского участка газопровода. Что касается сухопутного участка Грязовец—Выборг, то там будут проложены 24 волоконно-оптических кабеля. Общая протяженность трассы ВОЛС по газопроводу — около 1200 километров.

В качестве мультиплексорного оборудования на узлах связи (УС) использованы синхронные мультиплексоры (SDH11) ввода и вывода информации, а также первичные мультиплексоры на всех компрессорных станциях.

Реализованы также проектные решения по организации технологической связи на базе интеллектуального оборудования, что заметно расширяет возможности телекоммуникационной сети и выхода на международную сеть. Так, например, для передачи информации от контрольного пункта телемеханики (КП ТМ) на пунктуправления (ПУ) задействованы волокна в раздаточном кабеле. В случае обрыва кабеля срабатывает схема, позволяющая организовать резервное кольцо по Центральной радиорелейной линии для передачи данных от КП ТМ на ПУ. Такая схема позволяет обеспечить в кратчайшее время восстановление работоспособности системы телемеханики. И это лишь часть новых проектных решений».

Особое внимание в проекте уделено вопросам экологии, изначально заложенным в концепции работы ОАО «Гипроспецгаз» и согласованным с принципами экологической политики ОАО«Газпром». Начальник отдела промышленной экологии, безопасности и организации строительства Е.В. Фридрик поясняет: «Принятые технические решения предельно снизят техногенные воздействия на окружающую среду, неизбежные при сооружении и эксплуатации газопровода. Так, большинство переходов через водные преграды, в частности через Неву, Шексну и Сайменский канал, будут выполняться с применением наклонно-направленного бурения, хорошо зарекомендовавшего себя при строительстве газопроводов «Голубой поток», Заполярное—Уренгой, Починки—Изобильный, СРТО—Торжок.

Подобный метод прокладки трассы под руслами рек исключит влияние на ихтиофауну водоемов и не нанесет ущерба рыбному хозяйству. Что касается траншей в скальных грунтах, то буровзрывные работы будут минимизированы. Подготовку траншей проведут современными горнопроходческими машинами, способными фрезеровать породу и размельчать ее для дальнейшего использования. Это особенно важно в районах, близких к заказникам и заповедникам морских животных и птиц — таков, например, участок выхода газопровода в Финский залив.

Автоматизированный контроль над экологической безопасностью объектов газопровода будет обеспечивать система производственно-экологического контроля и мониторинга. В ее составе новейшие интеллектуальные устройства, постоянно следящие за техническими параметрами и состоянием линейной части газопровода и агрегатами КС. При необходимости система сама подает сигнал в диспетчерские пункты для анализа процесса и предупреждения нештатных ситуаций.

В оборудовании КС также задействованы газоперекачивающие агрегаты последних поколений (с использованием низкотемпературных малоэмиссионных камер сгорания), что позволит значительно снизить выбросы токсичных газовых примесей в атмосферу. При испытании линейной части газопровода применяется стресс-тест, хорошо зарекомендовавший себя при сооружении газопроводов Ямал — Европа и «Голубой поток». Этот метод испытания трубы высоким давлением с нагружением ее до области предела текучести дает необходимые гарантии надежности и длительной безаварийной работы.

Следует отметить, что новые, высокоэффективные технологии, используемые в «Северном потоке», разработаны на отечественных предприятиях. Потому прокладка новых газопроводных магистралей позволит активнее использовать научно-технический потенциал промышленности России, в частности — Северо-Западного региона, предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 

При строительстве линейной части газопровода и КС будут активно задействованы возможности местных строительных организаций. Только в Ленинградской области предполагается привлечь к работе от 1 300 человек в первый год строительства и до 700 человек — в завершающий».

Помимо создания новых рабочих мест, реализация проекта окажет прямое влияние на экономику России и Северо-Западного региона. Строительство газопровода обеспечит рост производства в смежных отраслях промышленности, резко повысит уровень газификации Вологодской и Ленинградской областей, а также заметно увеличит поступления в федеральный бюджет России и в местные бюджеты Вологодской и Ленинградской областей, по территории которых проходит «Северный поток».

В разработке проектной документации новой магистрали принимают участие все подразделения ОАО «Гипроспецгаз» и три группы бюро главных инженеров проектов.

Основная нагрузка лежит на генеральном проектировщике — БГИ-4 во главе с заместителем главного инженера В.М. Леушиным и ГИПах А.В. Юрьеве и Г.В. Лебедеве, а в разработке рабочей документации активно участвуют группы ГИПов, возглавляют которые заместители главного инженера института И.Б. Мотин и С.А. Кауфман.

Ввод в эксплуатацию первой нитки Nord Stream с ежегодной пропускной способностью 27,5 миллиарда кубометров газа намечен на конец 2010 года. Предусматривается и строительство второй нитки газопровода, которая вдвое увеличит его производительность, доведя ее до 55 миллиардов кубометров в год.

Глава X. Nord Stream AG


Nord Stream AG — швейцарская компания, созданная для управления газопроводом Nord Stream (ранее — Северо-Европейский газопровод). Штаб-квартира — в городе Цуг (Швейцария). Основана в 2005 году. Ранее носила название North European Gas Pipeline Company, новое название получила в октябре 2006 года.

Акционерами Nord Stream AG являются: Газпром (51% акций), Winterhall (подразделение BASF) (15,5%), E.ON Ruhrgas (подразделение E.ON) (15,5%), Nederladse Gasunie (9%), GDF Suez (Франция) (9%).

Председатель комитета акционеров компании — Герхард Шрёдер (Gerhard Schröder), бывший канцлер Германии. Управляющий директор — Маттиас Варниг (Matthias Warnig).


Членами совета являются:

  • Герхард Шрёдер, бывший канцлер Германии, председатель правления

  • Алексей Миллер, председатель совета исполнительных директоров ОАО «Газпром»

Информация о работе Северо-Европейский газопровод