Северо-Европейский газопровод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:19, реферат

Краткое описание

Северо-Европейский газопровод (СЕГ) – магистральный газопровод, связывающий Россию и страны центральной Европы по дну Балтийского моря в обход транзитных государств: Белоруссии, Польши и других восточноевропейских и прибалтийских стран. Это международный консорциум пяти крупных европейских энергетических компаний для проектирования, строительства и эксплуатации газопровода, состоящего из двух ниток протяженностью 1224 км каждая по дну Балтийского моря.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава I. История проекта…………………..………………………….………….3
Глава II. Структура………………………………………………………………..6
Глава III. Маршрут, конструкция трубопровода и стоимость проекта…......…6
Глава IV. Береговые сооружения. КС «Портовая» и приемный терминал в Грайфсвальде………………………………………….……….…..………..….…8
Глава V. Возражения против строительства………………….…….….…..……9
Глава VI. Ход строительства и запуск газопровода…..….….…..….………....10
Глава VII. Внутренняя инспекция газопровода……………….….….……..….11
Глава VIII. Надежный источник природного газа…………….……..…….…..14
Глава IX. Проектирование маршрута «Северный поток» проектным институтом ОАО «Гипроспецгаз»…………………….………………………..14
Глава X. Nord Stream AG……………………………………………….…….…21
Глава XI. Экологический мониторинг и оценка воздействия на окружающую среду……………………………………………………………………….….…..22
Глава XII. Штокмановский проект…………………..….….….……………….26
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………….…….….….…….………………………..……….29

Вложенные файлы: 1 файл

СЕГ.docx

— 9.37 Мб (Скачать файл)

Представители Greenpeace8 и некоторых других природоохранных организаций также были против реализации проекта: по их мнению, строительство газопровода могло потревожить донные захоронения химического оружия и морских мин и привести к экологической катастрофе. В свою очередь, представители Nord Stream утверждали, что при строительстве газопровода будут учтены самые строгие экологические нормы, а маршрут пролегания газопровода не затронет места захоронений боеприпасов.

 

Глава VI. Ход строительства и запуск газопровода

 

В ноябре 2008 года положительное решение по проекту дала специальная комиссия, организованная российским Ростехнадзором. Пресса отмечала, что международному согласованию проекта способствовал газовый кризис на Украине в январе 2009 года, когда "Газпром" из-за спора о ценах и участии посредника (RosUkrEnergo9) в газовых поставках на Украину, прекратил подачу газа в украинские газопроводы, из-за чего без газа остались некоторые государства Восточной Европы. Летом 2009 года, хотя еще не была закончена экологическая экспертиза, окончательное согласие на строительство было получено от правительства Финляндии, велись консультации с Германией, Данией и Швецией, причем пресса отмечала, что первые две страны уже дали свое предварительное согласие, а Швеция относилась к проекту более скептически. В частности, представители Швеции опасались, что газопровод поставит под угрозу безопасность их страны, поскольку российская сторона, по их опасением, собиралась дополнить инфраструктуру газопровода оборудованием для военной разведки. В октябре 2009 года согласие на строительство "Северного потока" дала Дания, а в ноябре - Швеция. В декабре 2009 года соглашение о прокладке газопровода было заключено и с Германией: по мнению прессы, немецкое правительство медлило из-за давления США. В феврале 2010 года последнее необходимое разрешение было получено от Финляндии. Также консультации проводились с Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией, хотя согласия этих стран на строительство газопровода не требовалось. Что касается Еврокомиссии, то она изначально поддерживала этот проект.

В 2009 году планировалось, что первая очередь "Северного потока" будет запущена в 2011, а на полную мощность газопровод заработает в 2012 году. В марте 2010 года финансовый директор Nord Stream AG Пол Коркоран (Paul Corcoran) объявил, что компания рассчитывает начать получать доход к концу 2011 года. 6 апреля 2010 года "Газпром" начал строительство подводного участка газопровода. В начале мая 2011 года было завершено строительство первой нитки "Северного потока". В том же месяце Маттиас Варниг заявил, что проект окупится через 14-15 лет. Вторая нитка "Северного потока" была уложена уже после официального запуска проекта, в апреле 2012 года; поставки газа по ней начались в октябре того же года.

 

6 сентября 2011 года Путин  торжественно объявил о заполнении  технологическим газом первой  нитки "Северного потока". 8 ноября того же года на торжественной церемонии в немецкой деревне Любмен российский президент Дмитрий Медведев, канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министры Нидерландов и Франции Марк Рютте (Mark Rutte) и Франсуа Фийон и комиссар Евросоюза по энергетике Гюнтер Эттингер (Guenter Ettinger) официально ввели "Северный поток" в эксплуатацию.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В конце декабря 2011 года было объявлено, что "Газпром" собирается начать разработку технико-экономического обоснования для строительства третьей и четвертой ниток "Северного потока", которые бы позволили увеличить суммарную пропускную способность газопровода вдвое, до 110 миллиардов кубометров газа в год.

Глава VII. Внутренняя инспекция газопровода

 Составной частью технического  обслуживания газопровода является  внешний визуальный осмотр с  помощью дистанционно управляемого  аппарата (ROV10), спускаемого с судна. Внешняя инспекция проводится для подтверждения положения газопровода на дне. Она также позволяет обнаружить посторонние предметы, такие как рыболовные сети или мусор вблизи газопровода. Результаты исследований применяются для проверки состояния гравийных опор, обеспечивающих стабильность газопровода на дне. Первая (базовая) внешняя инспекция первой нитки была проведена в 2012 г. после завершения строительства и начального периода эксплуатации с целью определения усадки газопровода под нагрузкой. В 2013 году было проведено базовое исследование второй нитки, и в настоящее время выполняется ежегодное исследования первой нитки.

Механическая целостность газопровода подтверждается с помощью внутренней инспекции обеих ниток. Для проведения внутренней инспекции используются «интеллектуальные» поршни (PIG - Pipeline Inspection Gauge), которые запускаются в газопровод и перемещаются с потоком газа. Оборудование, которым оснащены поршни, способны выявлять малейшие изменения в состоянии газопровода, подтверждать отсутствие механических повреждений и коррозии, а также определять географические координаты для проверки смещения газопровода относительно проектного и первоначального положения.

Внутренняя инспекция впервые проводилась летом 2013 г. Это базовое исследование проводится для подтверждения качества строительных работ, а также предоставляет исходные данные, с которыми будут сравниваться результаты последующих инспекций. Базовая инспекция позволит выявить любые изменения или смещение труб относительно заданного положения. В ходе базовой инспекции газопровода «Северный поток» поршни проверят внутреннее состояние каждой из ниток поочередно.

Диагностические поршни помещаются в газопровод через камеру запуска диагностических и очистных устройств на российском берегу. Поток газа направляется в камеру, и после достижения разницы давления газа за поршнем и перед ним поршень начинает движение по газопроводу. Каждая нитка обследуется по отдельности. Первый, калибровочный, поршень достигает берега Германии за 3-4 дня. После его извлечения и анализа собранных данных в газопровод запускается очистной поршень. В зависимости от количества мусора и пыли, собранного первым устройством, процедура очистки может быть проведена повторно. Затем в газопровод запускается диагностическое устройство, которое проходит все расстояние по дну моря примерно за девять дней. После извлечения в Германии все устройства очищаются и проходят техническое обслуживание. Данные, собранные диагностическим поршнем, обрабатываются и подвергаются трехступенчатому анализу.

Все применяемые для внутренней инспекции поршни произведены компанией ROSEN Group специально для газопровода «Северный поток». Для подтверждения функциональности и технических характеристик устройства прошли испытания в тестовом трубопроводе с неровностями на металлических стенках труб и в бетонном покрытии, а также пневматические испытания. Перед использованием на газопроводе «Северный поток» устройство для внутренней диагностики прошло проверку на аналогичном, но более коротком трубопроводе в Малайзии, диаметр которого также составляет 48 дюймов.

В ходе инспекции используются три разных устройства: калибровочное, очистное и диагностическое. Они выявляют места потенциального возникновения коррозии и износа металла, а также измеряют изгибы газопровода с помощью встроенного инерциального измерительного модуля.

Калибровочный поршень предначен для выявления существенных изменений внутреннего диаметра труб, которые могут привести к застреванию диагностического устройства. Столкновение с любым выступом приводит к отколу измерительной пластины. Ее повреждения в дальнейшем анализируются для определения размера препятствия. Такое исследование уже выполнялось в ходе пусконаладочных работ: каждая секция заполнялась водой, очищалась и проходила калибровку. Удаление воды из газопровода проводилось с помощью специальных поршней, которые проталкивались потоком сжатого воздуха.

Калибровочный поршень запускается в газопровод через камеру запуска на российском берегу в бухте Портовая. За 3-4 дня оно прибывает в Германию вместе с потоком газа. Масса поршня составляет около 1,5 т, а длина — 2,2 м.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очистной поршень проходит через газопровод и удаляет мелкие частицы пыли, которые могут накапливаться при эксплуатации, а также частицы внутреннего покрытия труб. Очистное устройство оснащено щетками, которые собирают пыль. Затем пыль проталкивается вперед благодаря уплотнительным дискам, размер которых превышает внутренний диаметр газопровода. Поток газа, проходящий через байпас в поршне, направляется на стенки трубы и создает облако пыли, что улучшает качество очистки.

Длина устройства — 2,6 м, масса — 1,8 т. Через 3-4 дня устройство извлекают в Германии, затем его очищают и анализируют собранный материал.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные задачи контроля выполняются так называемым комбинированным «интеллектуальным» устройством. Оно оснащено датчиками, выполняющими различные функции контроля механической целостности газопровода. Устройство непрерывно измеряет пройденное расстояние при помощи встроенных колесиков, что позволяет сопоставить проводимые измерения с конкретной точкой газопровода. Поскольку устройство лучше всего функционирует при скорости перемещения порядка 1,5 м/с, активная система контроля измеряет скорость и управляет байпасом, который замедляет скорость движения поршня. Масса устройства превышает 7,3 т, а длина составляет 6,6 м. Поршень оснащен аккумуляторами и запоминающим устройством большой емкости, который записывает данные для последующего анализа.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе эксплуатации газоопровода «Северный поток» появления коррозии не ожидается. Состав поступающего газа постоянно анализируется на входе, что исключает наличие в нем воды — необходимого условия для возникновения коррозии. Кроме того, внутренние стенки трубы имеют гладкостное покрытие, дополнительно защищающее сталь от внешних воздействий.

Датчик поверхностной коррозии внутренней стенки — бесконтактный датчик, установленный на рычаге калибра. Он сканирует поверхность труб на наличие участков с потерей металла. Небольшие дефекты на внутренней поверхности труб приводят к изменению расстояния между датчиком и трубой. Именно это расстояние и измеряется датчиком.

Чтобы обнаружить потери металла или коррозию стенки либо наружной поверхности стальной трубы, прилегающей к бетонному покрытию, применяется магнитный диагностический модуль. Сильное магнитное поле намагничивает стенку трубы, а электромагнитный датчик записывает изменения в создаваемом сталью трубы вторичном магнитном поле. Датчик способен выявлять изменения толщины стенки, вызванные потерей металла в результате коррозии или отслаивания покрытия.

Глава VIII. Надежный источник природного газа

Южно-Русское месторождение, проектная мощность которого составляет 25 млрд м3 газа в год, является основной ресурсной базой природного газа для газопровода «Северный поток». Южно-Русское газоконденсатное месторождение, расположенное в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа в Западной Сибири (Россия), занимает площадь равную около 1100 квадратных километров. Доказанные промышленные запасы природного газа, составляющие более чем 1000 миллиардов кубических метров, делают Южно-Русское месторождение надежным поставщиком природного газа в Европу. Лицензией на разработку месторождения владеет ОАО «Севернефтегазпром», акционерами которого являются «Газпром», BASF и E.ON SE.

Глава IX. Проектирование маршрута «Северный поток» проектным институтом ОАО «Гипроспецгаз»

ОАО “Гипроспецгаз" – старейший проектный институт газовой отрасли России. Основан 1938 году. В институте сохранили потенциал и традиции специального строительного проектирования.

Для обеспечения экспортных поставок российского газа в Европу и повышения их надежности специалисты  ОАО «Гипроспецгаз» разработали широкомасштабный международный проект «Северный поток», или Nord Stream. Это крупнейший транснациональный проект, и его строительство регулируется международными конвенциями и национальным законодательством России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии, то есть каждого государства, через чьи территориальные воды и исключительную экономическую зону проходит газопровод.

«Северный поток» не похож ни на один из предыдущих проектов, — отмечает генеральный директор ОАО «Гипроспецгаз» А.В. Сергиенко. —  Он уникален прежде всего потому, что впервые газовая трасса напрямую, без стран-транзитеров свяжет Россию с крупнейшим газовым рынком Европы. Отсутствие посредников снижает страновые риски и стоимость транспортировки российского газа, а также повышает надежность его поставок в страны-импортеры.

Широкомасштабные планы, связанные с новым газопроводом, обнародованы еще в 1997 году. В итоге, после целого ряда совещаний самым выгодным и экономически оправданным маршрутом была признана прокладка газопровода по дну Балтийского моря из России прямо в Германию, а оттуда в другие страны Западной Европы, вплоть до Великобритании.

В 1997—1999 годах в Балтийском море провели полный комплекс морских изысканий с привлечением ведущих мировых инжиниринговых фирм и российских НИИ и проектных институтов. Тогда же при непосредственном участии специалистов Гипроспецгаза их финские коллеги из Nord Trans Gas разработали ТЭО проекта, подтвердившее техническую возможность и экономическую эффективность строительства газопровода.

В 2000 году по решению Европейской комиссии проекту «Северный поток» присвоен статус TEN — трансъевропейской сети, что означает всяческое содействие при его реализации со стороны Евросоюза.

Официальный запуск этого амбициозного проекта состоялся в ноябре 2000 года, после исторической встречи на саммите ЕС главы ОАО «Газпром» Алексея Миллера с генеральным директором по энергетике и транспорту Комиссии Евросоюза Франсуа Ламурье.

Именно там Ламурье заявил, что считает Nord Stream одним из самых приоритетных проектов поставок российского газа в Европу: «Данный проект, помимо прочего, способен заметно повысить энергетическую безопасность объединенной Европы». Евросоюз тогда также признал, что долгосрочные контракты с Россией на поставку газа — надежная основа международного газового бизнеса.

Информация о работе Северо-Европейский газопровод