Россия – Латинская Америка: новый этап

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:25, доклад

Краткое описание

В последние годы в отношениях Российской Федерации с государствами Латинской Америки произошли знаковые сдвиги. Эти изменения затронули политическую составляющую российско-латиноамериканских связей и ощутимо проявились в экономической области: торговый оборот в 2006–2008 гг. вырос с 7 млрд до 16 млрд долларов . Количественные накопления постепенно меняют качественные характеристики взаимодействия России с Латинской Америкой, поднимают его на более высокий уровень (в том числе – на уровень стратегического партнерства), и это позволяет говорить о наступлении нового этапа в наших отношениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Россия и Лат. Америка.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Беспрецедентный для латиноамериканского региона масштаб (не считая социалистической Кубы) приняло военно-техническое сотрудничество двух государств. Венесуэла стала одним из крупнейших в мире покупателей российской военной техники – объем поставок оценивается в 5 млрд долларов [23].

Осенью 2008 г., в  связи с официальным визитом  в эту страну Д.А. Медведева, российско-венесуэльское  сближение в военной области  было подтверждено демонстративными символическими жестами, получившими громкий резонанс в мире. В сентябре на венесуэльском аэродроме «Либертадор» совершили посадку два российских стратегических бомбардировщика Ту-160 («Белые лебеди», или, по кодификации НАТО, Blackjack) [24]. А в ноябре, уже в ходе визита, к берегам Венесуэлы подошел отряд российских боевых кораблей во главе с флагманом Северного флота тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий», который принял участие в совместных маневрах с кораблями венесуэльских ВМС.

Возвращение на Остров Свободы 

Перемены в  российско-латиноамериканских отношениях напрямую затронули и взаимодействие по линии Москва – Гавана. В постсоветский период российско-кубинское сотрудничество, долгое время игравшее роль несущей конструкции политической и экономической стратегии СССР в Латинской Америке (в 1960–1990 гг. Советский Союз построил на Кубе свыше 1000 объектов, из которых 100 – крупные промышленные предприятия), резко сократилось практически во всех сферах. Показательно, что товарооборот между РФ и Кубой в 1992–2008 гг. снизился более чем в три раза, в то время как торговля России со странами региона в целом выросла почти в 12 раз (см. таблицу). Свертывание отношений коснулось и военно-технической области. Последняя крупная «сдача позиций» России на Кубе произошла в 2003 г., когда был полностью ликвидирован центр радиоэлектронной разведки в Лурдесе, позволявший российским специалистам перехватывать практически все телефонные переговоры и электронные сообщения на большей части территории США.

Можно сказать, что в начале 1990-х годов Россия фактически бросила Кубу, своего многолетнего ключевого союзника в Новом Свете, на произвол судьбы. Но кубинцы, вопреки ожиданиям и надеждам противников режима Ф. Кастро, экономически и политически так или иначе выстояли, не отказавшись при этом от идеологических принципов и курса на построение социализма. Более того, Гавана установила тесное сотрудничество с Каракасом и, опираясь на поддержку У. Чавеса, стала укреплять свои позиции в латиноамериканском регионе. В частности, в декабре 2008 г. главы 33 государств, участвовавших в саммите стран ЛАКБ в Бразилии, выступили с призывом в адрес Вашингтона снять эмбарго с Кубы. «Мы, – говорилось в совместном заявлении латиноамериканских лидеров, – просим правительство США, чтобы оно выполнило меры, содержащиеся в 17 резолюциях, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, и прекратило экономическую, торговую и финансовую блокаду Кубы» [25].

Важный демарш был предпринят в июне 2009 г., когда  по инициативе большой группы латиноамериканских представителей Организация американских государств отменила резолюцию 1962 г., в соответствии с которой Куба была исключена из ОАГ. По мнению наблюдателей, этот шаг свидетельствовал как о растущей международной суверенности стран ЛАКБ, так и об известных подвижках в позиции США, имевших место с приходом в Белый дом администрации Б. Обамы. Вашингтон вынужден все больше считаться с мнением южных соседей [26].

Новая геополитическая  ситуация в мире и перемены в латиноамериканской политике Москвы побудили Кремль искать пути восстановления российско-кубинских  отношений. Первой попыткой возрождения сотрудничества стал визит на Кубу в сентябре 2006 г. тогдашнего премьер-министра РФ М.Е. Фрадкова: тогда был урегулирован вопрос (согласованы льготные условия погашения) о кубинском долге перед Россией  в размере 166 млн. долларов и открыт кредит под закупку российской техники и запасных частей на сумму 355 млн. долларов. Этот стало первым признаком оживления торговых связей и подтвердило взаимную заинтересованность в расширении деловых обменов.

Визит Д.А. Медведева  на Остров Свободы в ноябре 2008 г. положил начало новому этапу развития российско-кубинских отношений. В 2009 г. Москву посетил Председатель Государственного Совета и Совета министров Кубы Рауль Кастро. В результате был подписан Меморандум о принципах сотрудничества, на базе которого продолжилась реанимация двустороннего взаимодействия. Его контуры определились в ходе интенсивного переговорного процесса и включили в себя широкий круг договоренностей, в том числе:

· проведение совместных действий, направленных на формирование справедливого и полицентричного миропорядка;

· реализацию ряда крупных совместных проектов, прежде всего в области электроэнергетики, углеводородов, транспорта, гражданской  авиации, биофармацевтики и высоких  технологий [27].

Похоже, что длительная пауза в российско-кубинских отношениях завершилась. Но очевидно и то, что выход на новые (старые) рубежи сотрудничества потребует постоянного наращивания усилий с обеих сторон.

Изменение геостратегического контекста

Новая российская политика на латиноамериканском направлении вызвала волну комментариев и самых разных мнений как в регионе, так и за его пределами. Многие западные наблюдатели полагают, что активизация действий Москвы в странах ЛАКБ – геополитический курс, основанный на поиске статуса великой державы и направленный против Соединенных Штатов, а продажа оружия правительству У. Чавеса в Венесуэле грозит эскалацией гонки вооружений в этом районе мира [28]. Высказывается также соображение, что действия РФ в Латинской Америке – симметричный ответ на экспансию Запада на пространстве СНГ.

Спору нет, геополитические  соображения и расчеты никто  не отменял. Россия не оригинальна, когда  ищет способы расширения своего присутствия  в мире, опираясь на возросшие торгово-экономические  возможности и учитывая хозяйственные  потребности. Это касается и сотрудничества в военно-технической сфере. Являясь крупным производителем и экспортером оружия, РФ, вполне естественно, ищет новые рынки для своей продукции, в том числе в Венесуэле. Раскручивает ли это гонку вооружений? Приведем только один красноречивый факт. Лидером по военным расходам в регионе является Колумбия (4% ВВП), тогда как Венесуэла направляет на эти цели 1,3% ВВП [29]. Но Колумбию вооружениями снабжает отнюдь не Москва.

Однако главное  объяснение новой российской политики состоит в другом. Страны ЛАКБ последовательно наращивают экономический потенциал, их роль в мировых делах растет. Не случайно Мексика и Чили вошли в ОЭСР, объединяющую самые развитые государства, а Аргентина, Бразилия и Мексика – члены «большой двадцатки». Регион на глазах превращается в один из полюсов формирующегося многополярного мира, и игнорировать этот факт никто не может. В частности, большое внимание уделяют ЛАКБ восходящие страны-гиганты – Китай и Индия, уже вступившие в бескомпромиссную конкурентную борьбу за региональные рынки и ресурсы с США и государствами Евросоюза.

Развивая отношения  с Латинской Америкой, Российская Федерация не только приобретает  новых торгово-экономических партнеров, но и повышает свой международный  статус, позиционирует себя в качестве государства, имеющего глобальные интересы. В известном смысле зона ЛАКБ – геоэкономический и геополитический резерв России. Латиноамериканский курс Москвы следует рассматривать как часть масштабных усилий по формированию новой структуры международного взаимодействия.

Такой подход позволяет  ответить на вопрос о содержании «стратегического партнерства» РФ с рядом латиноамериканских стран. Во-первых, Россию и группу государств ЛАКБ объединяет неприятие попыток  одностороннего диктата в международных отношениях и твердая приверженность идее многополярного мира, которая уже воплотилась в конкретные согласованные действия (в рамках БРИК, в «большой двадцатке», на двустороннем уровне). Характерный пример – дипломатическое признание Никарагуа и Венесуэлой Абхазии и Южной Осетии. Во-вторых, обе стороны претендуют на более значимую роль в глобальном экономическом и финансовом регулировании. Достичь этой цели можно только совместными усилиями и в конструктивном взаимодействии с другими восходящими государствами. В-третьих, в торгово-экономическом плане Россия и Латинская Америка не конкурируют на мировых рынках, а дополняют друг друга, что создает прочную базу взаимовыгодных обменов. Все эти факторы и образуют новый геостратегический контекст политики Москвы в зоне ЛАКБ.

В то же время  нельзя не видеть и тех ограничителей, которые задают пределы нарождающемуся российско-латиноамериканскому партнерству. Прежде всего, Россия все еще лимитирована своими экономическими и финансовыми  возможностями, что таит потенциальную угрозу применения к отношениям с Латинской Америкой «остаточного принципа», их возврат на «плоский уровень», как уже было в недавнем прошлом. В наших отношениях с ЛАКБ должны взять верх долгосрочные национальные интересы. Но для этого нужна новая идейная платформа латиноамериканского курса (пока это – смесь неолиберализма с этатизмом). Существующие идейные рамки не способствуют широкому развитию инновационного сотрудничества, активному взаимодействию в области фундаментальной и прикладной науки, техники, образования, средств массовой информации, гуманитарной сфере. Важнейшая задача – создание мощного потенциала «мягкой силы» российской внешней политики на латиноамериканском направлении, укрепление культурно-гуманитарного актива двусторонних отношений.

* * *

Политика на латиноамериканском пространстве стала, пожалуй, самым эффектным направлением международной деятельности Москвы в последние годы. Теперь задача состоит в том, чтобы сделать его максимально эффективным,приносящимРоссии весомые торгово-экономические и политические дивиденды. И в этом смысле официальных усилий по поддержке экспансии в ЛАКБ крупного российского бизнесадалеко не достаточно (хотя они совершенно необходимы). К развитию сотрудничества с государствами Латинской Америки следует шире привлекать средний и малый бизнес, научные и культурные круги, институты гражданского общества. Иначе выгоду от латиноамериканского разворота во внешней политике РФ получат только частные олигархические структуры и крупнейшие госмонополии.

Информация о работе Россия – Латинская Америка: новый этап