Россия – Латинская Америка: новый этап

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:25, доклад

Краткое описание

В последние годы в отношениях Российской Федерации с государствами Латинской Америки произошли знаковые сдвиги. Эти изменения затронули политическую составляющую российско-латиноамериканских связей и ощутимо проявились в экономической области: торговый оборот в 2006–2008 гг. вырос с 7 млрд до 16 млрд долларов . Количественные накопления постепенно меняют качественные характеристики взаимодействия России с Латинской Америкой, поднимают его на более высокий уровень (в том числе – на уровень стратегического партнерства), и это позволяет говорить о наступлении нового этапа в наших отношениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Россия и Лат. Америка.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Шагом вперед в  международной информационной деятельности российского высокотехнологичного бизнеса явилось создание Аргентино-российского центра научного и технологического сотрудничества(СЕНТАР), в задачу которого входит продвижение отечественных достижений на рынок этой южноамериканской страны. Именно СЕНТАР стал в мае 2006 г. организатором первого семинара-выставки российских высокотехнологичных компаний в Буэнос-Айресе.

Интенсификация  информационной работы компаний не только способствует их закреплению на новых  перспективных рынках, но и помогает в решении стратегической задачи увеличения числа признанных в международной коммерции российских брендов. Именно брендинг– целенаправленная деятельность по созданию образа и репутации «фирменных» товаров и услуг – становится все более действенным орудием конкуренции на мировых рынках. Брендинг может сделать отечественные продукты престижными и легко узнаваемыми для латиноамериканских потребителей. Коммерческий успех обеспечивается не только качеством товара, но и активной рекламно-информационной деятельностью, эффективностью маркетинга, репутацией фирмы-производителя.

Прокладывая путь в географически удаленный латиноамериканский регион, отечественные компании вынуждены  вырабатывать собственную информационную политику в новой и зачастую незнакомой для них макросреде: выстраивать отношения с масс-медиа, целевыми общественными группами, властными структурами и группами давления и влияния, создавать своего рода PR-оболочку, так называемый «имиджевый скафандр» для каждого конкретного инвестиционного проекта, промышленного и торгового предприятия, банка, холдинга и т.д.

Важнейшим каналом  продвижения в страны Латинской  Америки информации о коммерческих предложениях и инвестиционных проектах ведущих российских производителей товаров и услуг (включая высокотехнологичные и наукоемкие) остаются официальные государственные визиты в регион высших руководителей Российской Федерации. Стало традицией, что в визитах такого уровня принимают участие наиболее авторитетные и уже известные в зарубежном деловом мире представители российского бизнес-сообщества. Так было, например, во время визитов президента России В.В. Путина в 2004 г. в Мексику, Бразилию и Чили. Информационный повод – визит президента – служил основанием для многочисленных публикаций в российской и, что особенно важно, латиноамериканской прессе, разнообразных сюжетов для теле- и радиопередач. В частности, поездка В.В. Путина в Бразилию и подписанные там соглашения привлекли внимание СМИ не только этой страны, но и других латиноамериканских государств, например Аргентины. Такого рода материалы стимулируют интерес местных деловых кругов к контактам с российскими предприятиями.

Встречи на высшем уровне стали мощным двигателем российско-латиноамериканских отношений. Российско-бразильский товарооборот в 2004–2006 гг. вырос с 1,6 до 3,7 млрд долларов [8]. В Мексике большого успеха добилась компания «Силовые машины» [9], ставшая в 2007 г. победителем тендера на сооружение ГЭС «Ла Йеска» мощностью 750 МВт, организованного Федеральной комиссией по электроэнергии Мексики [10]. Политический и информационно-пропагандистский эффект имел и визит В.В. Путина в Гватемалу в начале июля 2007 г. (в связи с проведением в столице этой страны 119 сессии Международного олимпийского комитета, на которой Сочи в острейшей борьбе с другими претендентами был выбран в качестве места проведения зимних Олимпийских игр 2014 г.). Президент России использовал свое пребывание в этой стране, чтобы подчеркнуть интерес российского политического руководства и бизнес-сообщества к расширению отношений с государствами Латинской Америки и зафиксировать ряд многообещающих направлений делового сотрудничества с Гватемалой. На совместной пресс-конференции с президентом Оскаром Берже В.В. Путин отмечал, в частности, что российские газовые и нефтедобывающие компании готовы инвестировать в гватемальскую экономику, а РАО ЕЭС заинтересована в строительстве электроэнергетических объектов на территории Гватемалы [11]. Гватемальская газета «Пренса либре», подробно характеризуя открывающиеся новые горизонты, обращала внимание на то, что взаимодействие двух стран на глазах начинает охватывать чрезвычайно широкий спектр взаимовыгодных деловых интересов, включающих в себя отрасли экономики и производственной инфраструктуры стратегического значения [12]. Другие газеты подхватили слова В.В. Путина о том, что выход гватемальских экспортеров на российский рынок открывает перед ними рынки всех государств-членов СНГ [13].

В ноябре 2008 г. в  Латинской Америке побывал президент  Д.А. Медведев. В сопровождении большой делегации деловых кругов он посетил Перу, Бразилию, Венесуэлу и Кубу. Как и другие визиты высших российских лидеров, эта поездка отличалась выраженным экономическим компонентом. Показательно, что Д.А. Медведев посетил штаб-квартиру бразильской нефтегазовой компании «Петробраз», продемонстрировав интерес Москвы к налаживанию сотрудничества в энергетической области. Такое партнерство может иметь принципиальное значение, поскольку недавние открытия крупнейших месторождений нефти и газа на шельфе Бразилии превращают эту страну в своего рода атлантический «энергохаб».

Выезды в латиноамериканский регион первых лиц государства дополняются  регулярными поездками парламентариев и руководителей российской дипломатической  службы. Характерный пример – визит  С.В. Лаврова в Перу, Уругвай и Парагвай в середине сентября 2007 г. Все три страны являются важными экономическими партнерами России в Латинской Америке: Перу и Уругвай имеют многолетний опыт взаимодействия с отечественными предприятиями и внешнеторговыми организациями, Парагвай только встает на путь интенсивного товарообмена с РФ, но уже добился первых успехов, превратившись в одного из основных поставщиков говядины на российский рынок. Как с удовлетворением отмечала в дни визита газета «АБЦ Колор», Россия в 2006 г. стала крупнейшим покупателем парагвайского мяса, импортировав 92 тыс. т на сумму свыше 211 млн долларов [14].

Задача МИД  видится в том, чтобы не только закрепить достигнутые результаты, но и наметить новые формы деятельности отечественного бизнес-сообщества на латиноамериканском направлении. В  этом смысле особое значение имело  продолжение переговоров С.В. Лаврова о взаимодействии Москвы с главной интеграционной группировкой Латинской Америки – МЕРКОСУР, чье поступательное развитие обязывает российские власти, частных импортеров и экспортеров внимательно присмотреться к складывающимся в этом районе мира новым геоэкономическим реалиям и вовремя приспособиться к меняющимся условиям ведения бизнеса. «У нас сейчас есть документ о механизме политического диалога, – подчеркнул министр. – Идея в том, чтобы расширить партнерство и на другие сферы» [15].

В феврале 2010 г. состоялась поездка С.В. Лаврова по ряду стран Карибского бассейна, Центральной Америки и в Мексику. Этот субрегион, где особенно сильно влияние США, в советские времена был полем противостояния (вплоть до вооруженного) двух сверхдержав. Времена изменились, но присутствие в этом районе мира отвечает геополитическим и геоэкономическим интересам России – тем более что большинство карибских и центральноамериканских стран демонстрируют свою заинтересованность в сближении с Москвой.

Состоявшиеся  в последние годы официальные визиты, политические консультации, личные контакты лидеров России и государств Латинской Америки послужили продвижению не только нового имиджа Российской Федерации как все более влиятельной и ответственной мировой державы, имеющей глобальные интересы и обладающей соответствующими материальными возможностями, но и конкретных интересов отечественного бизнес-сообщества.

«Катюша»  в ритме танго 

22 октября 2010 г. исполняется 125 лет российско-аргентинским  дипломатическим отношениям. Поэтому визит Д.А. Медведева в Аргентину 14–15 апреля 2010 г. - первая в истории поездка высшего российского руководителя в эту страну - имел символическое значение, что и было отмечено в Совместном заявлении по итогам переговоров [16]. Но главным, разумеется, было «материальное наполнение» визита. Переговоры с президентом Кристиной Фернандес де Киршнер и подписанные в Буэнос-Айресе документы зафиксировали широкий диапазон сложившихся двусторонних связей и определили наиболее перспективные направления сотрудничества на ближайшее будущее. Пакет соглашений, в частности, предусматривает [17]:

· взаимодействие в области мирного использования  атомной энергии, в том числе  возможное подключение производственных структур «Росатома» к строительству  четвертой аргентинской АЭС «Атуча III»;

· достижение взаимопонимания  между Федеральным космическим  агентством («Роскосмос») и Национальной комиссией по космической деятельности (КОНАЕ) Аргентины по вопросу сотрудничества в области использования и  развития глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;

· совместные действия ОАО «Научно-производственное объединение  «Сатурн» и правительства провинции  Буэнос-Айрес по модернизации энергетического  объекта «ГРЭС им. 9 июля»;

· сотрудничество в области железнодорожного транспорта: планируется участие ОАО «Российские железные дороги» в модернизации сети аргентинских железных дорог;

· участие ОАО  «Всероссийский научно-исследовательский  институт геологии зарубежных стран» в геологических исследованиях  месторождений углеводов и твердых полезных ископаемых на территории Аргентины;

· намерение  осуществлять сотрудничество в области  лесного хозяйства;

· развитие взаимодействия в сфере культуры, образования  и спорта.

Кроме того, был  подписан меморандум о сотрудничестве между предпринимательскими организациями двух стран, а Д.А. Медведев принял участие в деловой встрече представителей ряда ведущих российских и аргентинских компаний и банков, где выступил с программной речью. «Мы, – подчеркнул президент, – вплотную подошли к практической реализации перспективных проектов в высокотехнологичных областях – таких как мирный атом, космос, энергетическая и транспортная инфраструктура. Здесь с нашей стороны присутствуют руководители крупных российских компаний – и государственных, и частных. Мы уже имеем успешные примеры сотрудничества в области энергетики. Сегодня четверть электроэнергии Аргентины вырабатывается на российских турбинах» [18].

В международных  дипломатических кругах обратили внимание на слова Д.А. Медведева о том, что «Россия вернулась в Южную Америку», сделала это «достаточно энергично» и теперь активно развивает отношения с латиноамериканскими партнерами. «Это свидетельство того, – заявил президент, – что российская позиция по отношению к Латинской Америке изменилась. Мы считаем, что здесь живут наши друзья, близкие нам люди, мы хотели бы развивать с ними самое тесное сотрудничество» [19].

Россия предложила Аргентине свои технологии не только в энергетике, где уже имеется  опыт сотрудничества, но и в таких  сферах, как железнодорожный транспорт (в стране половина железных дорог практически разрушена), в исследовании Антарктиды, где необходимы российские ледоколы и вертолеты, в освоении космоса, в мирном использовании атомной энергии. Как отметил Д.А. Медведев, приход на рынок Аргентины компании «Росатом» повлечет за собой несколько миллиардов долларов инвестиций, которые должны быть вложены в создание соответствующих энергоблоков, а также в развитие инфраструктуры. Такого рода проекты создают так называемый мультипликационный эффект, то есть позволяют развивать смежные отрасти, создавать новые производства и рабочие места. Так что речь идет о возможной реализации масштабных бизнес-проектов в ключевых секторах экономики.

Финальный аккорд официальной программы визита Д.А. Медведева оказался неожиданно трогательным и теплым. К. Фернадес де Киршнер приготовила московскому гостю сюрприз: президентский оркестр исполнил русскую мелодию в аргентинской обработке – песню «Катюша» в ритме танго.

Россия  – Венесуэла: загадочные отношения 

«Россия – Венесуэла: загадочные отношения» - под таким заголовком мексиканская газета «Универсаль» поместила обстоятельную статью, посвященную взрывной (и для очень многих неожиданной) активизации российско-венесуэльского сотрудничества [20]. Это было в начале 2004 г. С тех пор отношения между двумя странами продолжают стремительно развиваться.

В чем их главная  особенность, отличие от связей России с подавляющим большинством других латиноамериканских государств? Пожалуй, в том, что они развиваются  на фоне глубоко идеологизированного «Боливарианского проекта» построения «в одной отдельно взятой стране» социализма XXI века, который реализует Уго Чавес. Отсюда – стремление венесуэльской стороны привнести в контекст сотрудничества с Москвой выраженный антиамериканский дискурс, что порой ставит российскую власть в сложное положение и на практике создает (хочет того Россия или нет) новую геополитическую ситуацию в бассейне Карибского моря.

Первый официальный  визит У. Чавеса в РФ состоялся  в мае 2001 г. Приветствуя венесуэльского лидера, В.В. Путин подчеркнул: «Сотрудничество с Венесуэлой является основополагающим элементом взаимоотношений России с Латинской Америкой» [21]. Уже тогда начал складываться политический диалог двух стран и определились главные области российско-венесуэльского экономического взаимодействия: нефтегазовая промышленность, химия и нефтехимия, совместная разработка природных ресурсов, военно-техническое сотрудничество. На всех перечисленных направлениях за прошедшие годы стороны добились ощутимых результатов, что превратило Венесуэлу в привилегированного партнера России в латиноамериканском регионе.

Характерная черта  российско-венесуэльского сотрудничества – участие в нем «грандов»  отечественного бизнеса, крупнейших государственных  и частных корпораций: «Газпрома», «Роснефти», «ЛУКойла», «Сургутнефтегаза», ТНК-BP и ряда других. Российские нефтяные гиганты и венесуэльская государственная компания «Петролеос де Венесуэла» (ПДВСА) в начале 2010 г. подписали соглашение о создании совместного предприятия по освоению месторождения Хунин-6, расположенного в нефтеносном поясе реки Ориноко (его ресурсы оцениваются в 53 млрд баррелей). Освоение этого богатейшего месторождения займет 40 лет, а общий объем инвестиций составит 20 млрд долларов [22].

Информация о работе Россия – Латинская Америка: новый этап