Понятие государственной территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является аналитический обзор и изучение одного из наиболее важных институтов государственного права - территория государства. Для достижения поставленной цели необходимо, на мой взгляд, решить следующие задачи:
· раскрыть содержание понятия "Государственная территория";
· рассмотреть понятие "Государственная граница";
· изучить правила изменения государственных границ;
· рассмотреть территориальные споры.

Содержание

Введение.
Понятие государственной территории.
Состав государственной территории.
Особо охраняемые территории. Понятие и состав особо охраняемых территорий.
Свободные экономические зоны. Сущность свободных экономических зон, их роль в развитии экономики.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

3. Особо охраняемые территории. Понятие и состав особо охраняемых территорий.

Земли особо охраняемых территорий могут быть трех видов: федерального, субъектов РФ и местного значения. Объявление территорий особо охраняемыми, изъятие соответствующих земельных участков, установление на них особого режима использования и охраны осуществляется соответствующими органами исполнительной власти: Российской Федерации (Правительством РФ); субъектов РФ (правительствами (администрациями) республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения); органами местного самоуправления.

Перечень особо охраняемых территорий, не является исчерпывающим: указанными выше органами исполнительной власти устанавливаются и иные виды особо охраняемых земель. В городах Москва и Санкт-Петербург приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие использование и охрану земель, занятых городскими лесами, парками и иными зелеными насаждениями. Выделяются в ряде городов зеленые зоны с особым правовым режимом пользования.

В нашей стране уделяется большое  внимание созданию, функционированию и защите особо охраняемых территорий, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов и местного самоуправления.

Общими признаками обладает любой  земельный участок: он является неотъемлемой частью природы; играет определенную экономическую  и экологическую роль в обществе, которая закреплена нормами земельного законодательства; обладает территориальной неперемещаемостью; обозначен в порядке землеустройства на местности Галиновская Е.А., Чичигин Н.В. Комментарий к федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях». М., 2005. // СПС Консультант Плюс..

Специфические черты присущи отдельным видам  земель особо охраняемых территорий и обусловливают их дифференцированный правовой режим, определяемый в общем  виде в статьях комментируемой главы, более подробно - в соответствующих  нормативных актах о видах особо охраняемых территорий, а применительно к конкретной территории - в постановлении органа исполнительной власти об объявлении данной территории особо охраняемой Земельное право.

 

 

4.Свободные экономические зоны. Сущность свободных экономических зон, их роль в развитии экономики.

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.73 г.) установлено  понятие свободной зоны («зоны-франко»), под которой понимается часть  территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

По  определению Международной ассоциации развития свободных зон (МАРСЭЗ), созданной  в 1990 г., СЭЗ является особым территориально-хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансово - хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим экономическому, научно - техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путём дополнительного делегирования ему федеральными органами, органами субъектов и муниципальными органами России прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны: Учеб.пособие. М,2000. С. 11..

Задачи, которые ставят перед собой государства, создавая СЭЗ, неоднозначные. Одни государства  пытаются решать с помощью СЭЗ  проблемы конкретных регионов, связанные с ожидаемой безработицей, низким уровнем экономико - социального развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. В других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегративного экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но чаще всего ставятся обе задачи. Кроме общих, можно сказать, глобальных задач, определяются и конкретные задачи. Эти задачи можно было бы объединить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический.

Экономические цели:

- привлечение иностранного и  национального капитала благодаря  специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;

- использование преимущества международного  географического разделения труда  и международного обращения капитала  для расширения экспорта готовых  изделий, рационального импорта и создания импорт замещающего механизма производства;

- ликвидация монополии внешней  торговли через предоставление  доступа к различным формам  внешнеэкономической деятельности  всем организациям и предприятиям  СЭЗ;

- рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

Социальные цели:

- ускорение развития отсталых  регионов за счет концентрации  в пределах зон ограниченных  национальных ресурсов;

- повышение занятости населения,  создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;

- создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;

- удовлетворение населения  в высококачественных товарах  народного потребления, насыщение  внутреннего рынка. Носков И.Н.  «Настоящие» российские свободные  экономические зоны (Калининград,  Находка, Калмыкия).

Научно-технические цели:

- привлечение передовых  зарубежных и отечественных технологий;

- ускорение инновационных  и внедренческих процессов;

- привлечение зарубежных  ученых и специалистов;

- повышение эффективности  использования мощностей и инфраструктуры  конверсионных комплексов.

Главные признаки СЭЗ - тесная интеграция в мировое хозяйство и активное привлечение иностранного капитала. Свободные экономические зоны, как правило, создаются с использованием выгодного экономико - географического положения территории - на пересечении важных транспортных магистралей, вблизи морских и речных портов, международных аэропортов. В СЭЗ устанавливается особый административно - правовой режим. В целях привлечения иностранного капитала импорт сырья и оборудования и экспорт готовой продукции освобождается от налогов, таможенный контроль минимизируется, иностранные инвесторы получают налоговые «каникулы», ограничения на права собственности снимаются.

Выделяют следующие  характерные черты свободных  экономических зон:

Применение различных  видов льгот и стимулов, в том  числе:

- внешнеторговых, предусматривающих введение особого таможенно - тарифного режима - снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, в т.ч. сборов на ввозимые в зону машины и оборудование, сырье и компоненты для организации производства; а также упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций;

- фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую систему (прибыль или доход предприятий, стоимость имущества, амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения Капустин А.Свободные экономические зоны: мифы и реальность;

- финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, аренда транспорта по льготным тарифам и т.п.;

- административных, предоставляемых администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда и выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг; гарантии свободного предпринимательства.

В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ  составляет 30 - 35%, а иногда и больше: например, транснациональные корпорации получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращается (в 2-3 раза), сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года) Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. Вместе с тем, все названные преимущества срабатывают в сочетании с базовыми преференциями, представляющими типовую специфику данной зоны. Наличие особого режима, регулирующего использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудового законодательства в части, фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли.

 

 

4.Создание свободных экономических зон в России.

Процесс создания свободных  зон в нашей стране, начавшийся еще в конце 80 - х годов, может быть разделен, на несколько этапов.

На первом этапе (конец 80-х - 90 г.) происходило зарождение самой идеи. По инициативе правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных зон. Свободные зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. Предполагалось, что такие зоны будут создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. К началу 90-х годов государственная концепция свободных зон дополнилась множеством региональных инициатив. Эти инициативы получили свое развитие, как только в ходе суверенизации союзных республик рассмотрение вопроса о создании зон было официально перенесено на республиканский уровень: в июле-сентябре 1990 г. ВС РСФСР принял предложения 11- ти региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейской автономной области (Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 «О создании зон свободного предпринимательства», Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 «О создании зон свободного предпринимательства»). В 1990 - 91 гг. Совет Министров или Верховный Совет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус (например, (Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540., Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь») Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N 497). (Заметим при этом, что в положениях зоны именовались «свободными экономическими зонами», а не «зонами свободного предпринимательства», как в вышеупомянутых постановлениях об их учреждении.) Набор предоставленных зонам льгот был практически одинаковым, а сами зоны рассматривались уже не только как внешне, но, скорее, как внутриэкономический феномен, призванный создать противовесы централизованной системе хозяйствования.

Хотя принятые решения  способствовали притоку в зоны иностранного капитала (росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, на Сахалине), они не были до конца  продуманы ни с точки зрения их реализуемости, ни по своим последствиям.

Во-первых, предполагаемые масштабы зон, когда они охватывали не только небольшие территории, но и обширные области и целые  края, были заведомо нереальными из - за требуемых колоссальных капиталовложений и проблем соблюдения на больших территориях особых таможенных процедур Морозова Т. Во-вторых, массовая раздача зональных преференций отдельным территориальным образованиям без четких на то критериев спровоцировала волну самостийного возникновения новых зональных структур, когда та или иная территория (город, область, морской порт, центр науки или просто российская глубинка) объявляла о принятии ею соответствующего статуса, лоббируя его утверждение в верхах. Руководство России оказалось под массированным давлением: в 1991 г. около 150 регионов добивались образования на своих территориях свободных зон. Такая активность местных властей отражала их стремление хоть как-то бороться с кризисными процессами, отгородиться с помощью статуса зоны от массы различных проблем, нахлынувших, как им представлялось, из центра.

В конце 1991 - начале 1992 гг., когда российское руководство приняло курс на широкое открытие экономики в целях ее стабилизации (Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР», Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР»), выборочная либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в Российской Федерации нормативно - правовые акты по регулированию внешнеэкономической деятельности не предусматривали должных изъятий применительно к зональным территориям. И хотя действовавшие в зонах статусные положения формально никто не отменял, налоговые службы истолковали их как утратившие силу, что фактически упраздняло значительную часть ранее предоставленных зонам льгот Данько Т.П., Окрут З.М. Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвало беспокойство иностранных инвесторов, расценивших сложившуюся ситуацию как принципиальный отход правительства от линии на создание зон. Это, а также просьба руководителей зональных администраций (официальное обращение в федеральные органы власти весной 1992 г.) гарантировать действие ранее введенной в зонах системы льгот способствовали выходу Указа Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации», в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономической деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые общие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансирования объектов инфраструктуры в зонах (предоставление для этих целей бюджетных кредитов, направление в специальные зональные фонды части средств от приватизации федеральной собственности и др.). Принятие указа способствовало тому, что в отдельных, наиболее «продвинутых» зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.

Информация о работе Понятие государственной территории