Перспективы развития двусторонних российско-китайских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: заключается в проведении анализа многочисленных аспектов и направлений двустороннего сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики. В соответствии с этим работа поделена на 3 главы, в которых поочередно решаются задачи, стоящие в работе.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы российско-китайских отношений 6
Исторические факторы становления и развития российско-
китайских двусторонних отношений

6
1.2 Концептуальные подходы к оценке двусторонних российско-
китайских отношений с точки зрения глобализации и концепции
многополярного мира


8
2 Общая характеристика российско-китайских отношений 13
2.1 Основные направления российско-китайского двустороннего
сотрудничества

13
2.2 Российско-китайское двустороннее сотрудничество в политической
сфере

15
2.3 Российско-китайское экономическое сотрудничество 18
2.4 Российско-китайское двустороннее военно-техническое
сотрудничество
21
3 Перспективы развития двусторонних российско-китайских отношений 26
Заключение 30
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

КР Геополитика.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

     Уже в 1991 году Россия для Китая становится источником ресурсов, оружия, военных технологий. Первые совместные российско-китайские военные учения были проведены в августе 2005 года на Шандуньском полуострове и назывались «Мирная миссия 2005». Это были восьмидневные учения с участием почти 10 тысяч военнослужащих. Проведение первых совместных российско-китайских учений вызвало огромный резонанс в мире и, прежде всего, беспокойство у США и Тайваня. Вместе с тем в Москве объясняли, что взаимодействие в военной области между Россией и Китаем может успешно развиваться в рамках Шанхайской организации сотрудничества, так как, несмотря на то, что ШОС сугубо политическая организация, в ней есть военная составляющая, роль которой будет неуклонно возрастать. Китайские СМИ утверждали, что восьмидневные учения с участием почти 10 тыс. военнослужащих помогут подготовиться к будущей китайско-российской борьбе с «терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом». Информационное агентство «Синьхуа» (Xinhua) процитировало начальника китайского генштаба Ляня Гуангли, заявившего, что учения повысят способность России и Китая совместно бороться с «международным терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом»1.

     В 2007 году были проведены ещё одни совместные российско-китайские военные учения, которые были названы «Мирной миссией 2007». Начались они в северо-западной провинции Китая Ксиньян и длились в течение девяти дней. В России подобного рода учения были проведены впервые. В данные военные учения было вовлечено около 6000 солдат, в основном русских и китайских, а также войска из соседних стран: Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Основная часть финансирования пришлась на долю России2. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод: в настоящее время российско-китайские отношения в военной сфере характеризуются ещё большей интенсификацией развития сотрудничества в данном направлении.  
 
 
 
 
 

  1. Перспективы развития двухсторонних российско-

    китайских отношений 
     

     Перспективы сотрудничества Российской Федерации  и Китайской Народной Республики (как краткосрочного, так и долгосрочного) оцениваются как весьма положительные.

     Одной из явных причин вероятного продолжения  активного сотрудничества РФ и КНР является их взаимодействие в области вооружений. Дело в том, что современный мировой рынок вооружений и военной техники является своеобразной ареной для согласования интересов крупных поставщиков и покупателей различных средств вооружений. Необходимость его регулирования объясняется той важностью, которую представляет именно легитимное использование оружия. И России, и Китаю подобное сотрудничество представляется выгодным.

     В самом общем виде понятию мировой рынок вооружений и военной техники можно дать следующее определение: это система устойчивых товарно-денежных отношений между различными государствами мира по поводу осуществления отношений купли-продажи оружия, машин,                                     приборов, аппаратов и других технических средств, идущих на                    оснащение вооруженных сил для обеспечения их боевой и повседневной деятельности.

     Естественно лидирующее место в современной  структуре  мирового рынка вооружений и военной техники занимают ведущие  страны мира. США является мировым лидером по поставкам вооружений на экспорт, их доля на рынке составляет по последним данным около 43процентов. Россия занимает второе место – около 20 процентов мирового рынка, на третьем месте Франция, чей объём экспортных поставок оценивается примерно в 1 млрд. долларов. Таким образом, можно сделать вывод, что лидирующее место в современной структуре  мирового рынка вооружений и военной техники занимают некоторые страны пятёрки постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединённых Наций:

  1. Соединённые Штаты Америки
  2. Российская Федерация
  3. Французская Республика
  4. Китайская Народная Республика

     Участие на мировом рынке вооружений и  военной техники Китая определяется в основном высокой степенью закупок вооружений у других стран, в том числе и у Российской Федерации. Что же касается поставок в Китай вооружений из других стран, то они являются не столь значительными. Это объясняется тем, что Европейский Союз в 1989 году ввел эмбарго на поставки вооружения в Китай. Сейчас ЕС решает вопрос об отмене этого эмбарго, за что выступают лидеры Франции и Германии (некоторые специалисты считают, что они действуют лишь под действием экономических интересов, не считаясь с проблемой нарушения прав человека в Китае).

     Американские  фирмы также стремятся на Китайский рынок, причём примерно 6,7 процентов китайского импорта оружия фактически приходится на США5. Журнал не уточняет перечень поставляемых вооружений, но понятно, что по политическим причинам это не могут быть технологии, которые можно было бы использовать против американских эсминцев в проливе Тайвань. Конфликт вокруг Тайваня реально может случиться, по крайней мере, по сообщениям мировых информагентств Китай уже законодательно оформил своё право на силовое решение этого вопроса.

     Говоря о перспективах российско-китайского партнерства, гипотетически нельзя исключить понижения места России в стратегических приоритетах Китая и места КНР в российских приоритетах, вплоть до появления в краткосрочной перспективе. Однако наиболее вероятной и оптимальной представляется перспектива экстраполяции в будущем нынешнего уровня российско-китайского партнерства, его развитие и углубление, более того – переход к модели реального соразвития двух стран. Конечно, это требует усилий обеих сторон.

     Сдерживающими факторами развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества являются следующие препятствия:

1. Незнание китайскими и российскими предпринимателями законодательства и условий деловой деятельности в наших странах, что проявляется в чрезмерной осторожности китайских предпринимателей.

2. Сложный инвестиционный климат в Китае для реализации проектов с российским капиталом.

3. Негибкость российского законодательства, которое ущемляет интересы иностранного капитала, не гарантирует его сохранность и безопасность.

4. Высокие ставки налогообложения в РФ по сравнению с более низкими ставками в КНР не стимулируют иностранное предпринимательство в России.

5. Несовершенство, сложность решения административных проблем, чрезмерная забюрократизированность процедур создания совместных предприятий.

6. Недостаточная защищенность китайского бизнеса в России.

7. Социально-психологические моменты, связанные с давлением в прессе на население по поводу так называемой китайской угрозы.

     Для нас важно осознать, что главный урок, который извлекли китайцы из XX века – необходимость мирного стабильного развития. Несмотря (а может быть и вопреки) нашему российскому проевропейски настроенному, отлаженному вековой историей менталитету, который упорно тянет нас к Европе, нам нужно понять место и роль Китая в стратегической перспективе нашего исторического развития. Одним словом, российско-китайское партнерство требует новых горизонтов. Процесс этот, однако, вряд ли будет быстрым.

     Конечно, Китай – это сложный партнер. Трудности в двусторонних отношениях, естественно, возникают и будут возникать, ибо каждая из сторон стремится защищать, прежде всего, свои национальные интересы, исходя из собственного представления о них.

     Основой стратегии нашего партнерства должны стать стремление наших народов к лучшей жизни, возможность взаимоучастия, совместной деятельности россиян и китайцев в достижении этой непростой задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     В настоящей работе были рассмотрены и кратко охарактеризованы основные направления двустороннего российско-китайского сотрудничества во всех сферах.

     В самом общем виде можно сказать, что взаимоотношения двух стран  интенсивно развиваются по всем направлениям: политическому, экономическому, военно-техническому, сотрудничество в рамках международных организаций и форумов, сотрудничество в культурной сфере, и др.

     Двусторонние  российско-китайские отношения имеют  хорошо разработанную и детально урегулированную документарную базу, в основе которой находятся следующие документы Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 18 декабря 1992 года, Совместная российско-китайская декларация от 3 сентября 1994 года, и др.

     Ещё одной положительной характеристикой  российско-китайского диалога является налаженный график регулярных двусторонних визитов на всех уровнях.

     К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в настоящее время  между двумя странами есть и некоторые  очаги напряжённости, которые, несомненно, в той или иной степени оказывают влияние на двусторонние отношения, однако оба государства предпринимают многочисленные попытки для их успешного и взаимовыгодного разрешения.

     Анализируя  перспективы возможного развития двустороннего  сотрудничества Российской Федерации  и Китайской Народной Республики, следует отметить, что наиболее вероятным представляется их дальнейшее расширение и интенсификация по всем направлениям, в особенности в сфере военно-технического сотрудничества.

     Дело  в  том, что именно военно-техническое сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики характеризуется высокой степенью интенсификации связей в данном направлении. Они проявляются в организации торгово-экономического сотрудничества, связанного с куплей-продажей вооружений и военной техники, а также с проведением совместных военных учений, практика которых сложилась с августа 2005 года и продолжается по сей день.

     Кроме того, необходимо принимать во внимание глубокие исторические традиции добрососедства и дружбы между российским и китайским народами, миролюбивую внешнюю политику двух государств. 
 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  
 

     1 Абдуллин А.Р. Основы глобалистики. Уфа: Башкортостан, 2003.

     2 Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. М.: НОФМО, 2002.

     3 Дергачев В.А.  Глобалистика. Учебное издание. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

     4 Игнацкая М.А. Роль процессов глобализации в становлении новой экономики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2006. № 1 (6). 

     5 Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Китае С.С. Разова // «Российская газета» (приложение «Китай»), 13 октября 2009 года.

     6 Китай пока продолжает закупки российских вооружений // Независимое военное обозрение, 19.12.2003.

     7 Китайская Народная Республика (справочная информация) // Информация с официального сайта Министерства иностранных дел Российской Федерации: www.mid.ru.

     8 О российско-китайском торгово-экономическом сотрудничестве // Информация с официального сайта Министерства иностранных дел Российской Федерации: www.mid.ru.

     9 По данным журнала «The Economist» //www.theeconomist.com.

     10 По данным официального сайта Рособоронэкспорта // www.roe.ru.

Информация о работе Перспективы развития двусторонних российско-китайских отношений