Перспективы развития двусторонних российско-китайских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: заключается в проведении анализа многочисленных аспектов и направлений двустороннего сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики. В соответствии с этим работа поделена на 3 главы, в которых поочередно решаются задачи, стоящие в работе.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы российско-китайских отношений 6
Исторические факторы становления и развития российско-
китайских двусторонних отношений

6
1.2 Концептуальные подходы к оценке двусторонних российско-
китайских отношений с точки зрения глобализации и концепции
многополярного мира


8
2 Общая характеристика российско-китайских отношений 13
2.1 Основные направления российско-китайского двустороннего
сотрудничества

13
2.2 Российско-китайское двустороннее сотрудничество в политической
сфере

15
2.3 Российско-китайское экономическое сотрудничество 18
2.4 Российско-китайское двустороннее военно-техническое
сотрудничество
21
3 Перспективы развития двусторонних российско-китайских отношений 26
Заключение 30
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

КР Геополитика.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

     Второе определение понятия «глобализация» в результате проведения многочисленных исследований сформулировал французский учёный и исследователь Б. Бади. В международно-политической науке принято выделять три измерения (или понимания) глобализации, о которых он первым написал2:

  • как постоянно идущего исторического процесса. Относительно этого измерения глобализации можно заметить, что в истории развития человечества действительно наблюдается тенденция ко все большему расширению пространства, на котором происходит интенсивное взаимодействие и структурирование международных отношений - от отдельных поселений, городов, княжеств к государствам, регионам и, наконец, после эпохи великих географических открытий, к миру в целом. Древнегреческие полисы исчезли с возникновением империи Александра Македонского (356-323 до н.э.), а кооперация в Европе после второй мировой войны привела к созданию наднациональных политических институтов, таких, как Европейский союз и Европейский парламент.
  • как универсализации и гомогенизации мира. Понимание глобализации как универсализации (усиления черт всеобщности) и гомогенизации (движения к однородному строению) мира можно датировать недавним прошлым, когда строились прогнозы о появлении глобальной деревни и всемирного правительства. Глобальная деревня - метафора, используемая в журналистике и популярной литературе, дабы выразить представление о том, что все люди на Земле объединены единой судьбой. Считается, что глобальная деревня становится возможной благодаря распространению универсальных культурных образцов, развитию технологий (в первую очередь транспортных, информационных и коммуникационных), мировых торговой и финансовой систем и т.п., соединяющих всех людей во взаимосвязанное и взаимозависимое сообщество. Всемирное правительство как термин означает гипотетическое, предполагаемое учёными возникновение всемирного центра власти.

     В настоящее время концепция многополярного мира находится в основе внешней  политики большинства государств, включая  Россию и КНР. В самом общем виде суть концепции многополярного мира выражается в существовании нескольких крупных мировых центров, называемых «полюсами» и сосредоточение основного массива власти в их руках, а также оказание наибольшего влияния на все мировые процессы. В противовес концепции многополярного мира существуют и другие концепции мироустройства такие как, например, идея однополярного мира (то есть когда существует только один полюс, который может быть одним государством или интеграционной группировкой сразу нескольких государств; часто такой порядок мироустройства называют гегемонией) и биполярного мира (то есть такая ситуация, когда существует два государства-полюса, которые и находятся в центре всей системы международных отношений).

     В центре концепции многополярного мира находится вопрос о том, как определить наличие нескольких полюсов в системе международных отношений и по каким критериям их отбирать. На основании нескольких источников, посвящённых исследованиям концепции многополярного мира и факторов исторического развития и внешнеполитической линии двух реально существующих и общепризнанных полюсов, можно выделить следующие признаки государства или интеграционной группировки государств, которые могут считаться полюсом в многополярном мире:

  • Наличие достаточного количества современных вооружений и военной техники.
  • Высокий уровень экономического развития.
  • Высокие показатели национальной мощи государства, такие как, например,  величина ВВП, размеры федерального бюджета и, особенно, объёмы военных расходов, и т.д.
  • Проведение активной внешней политики.
  • Высокая степень влияния на мировую политику и на большинство происходящих в мире процессов.
  • Влиятельное положение в мире.
  • Доминирующее положение в регионе и в мире в целом, и т.д.

     Существуют  как положительные, так и отрицательные  характеристики системы многополярного мира. Среди, несомненно, положительного момента необходимо в первую очередь назвать сосредоточение власти в руках не одного, а сразу нескольких государств, что автоматически исключает навязывание интересов только одной страны и проведение одностороннего внешнеполитического курса, направленного на ещё большее укрепление позиций данного государства. Однако это же можно трактовать и как отрицательную характеристику многополярного мира, так как весь мир может оказаться поделённым на сферы влияния государств-полюсов. Ещё одной положительной характеристикой концепции многополярного мира можно считать определённый баланс сил и интересов среди государств-полюсов и стабильность мировой обстановки. Однако и эту характеристику можно считать отрицательной, так как существующие государства-полюсы могут вступать в открытую конфронтацию в процессе раздела сфер влияния, что неизбежно повлечёт открытые вооружённые столкновения, и т.п. В любом случае, предполагается, что многополярный мир всё-таки более благоприятен, чем, например, однополярный. Именно такой точки зрения придерживаются представители Российской Федерации и Китайской Народной Республики.

     Отношения с КНР – один из приоритетов внешней политики России, важный фактор международной стабильности в условиях развития процессов глобализации мира. Ключевыми задачами являются обеспечение их устойчивого развития в конструктивном и предсказуемом русле, расширение сфер совпадения интересов, сужение зон разногласий на основе поиска компромиссов с учётом национальных интересов друг друга. Многоплановое сотрудничество и активные двусторонние контакты свидетельствуют о том, что РФ и КНР представляют собой полюса в современном многополярном мире. 
 

     
  1. Общая характеристика российско-китайских  

             отношений 
     

     Перейдём  к краткой характеристике основных направлений российско-китайских двусторонних отношений.

     2.1 Основные направления  российско-китайского  двустороннего 

           сотрудничества

     Сегодня можно с уверенностью говорить о  существовании стабильных политических, экономических и межкультурных связях России и Китая. Кроме того, обе страны успешно сотрудничают в рамках работы и участия в различных международных организациях и форумах. К сожалению, в настоящее время в двусторонних отношениях существует несколько нерешённых вопросов, среди которых основное место занимает проблема стихийной и незаконной иммиграции китайских граждан на территорию России.

     Но  всё же современные двусторонние российско-китайские отношения развиваются  достаточно интенсивно. Одним из важнейших  направлений их развития является сотрудничество в военной сфере или военно-техническое сотрудничество (ВТС).

     Кроме того, двустороннее сотрудничество России и Китая осуществляется также  и в рамках различных международных  организаций. На сегодняшний день Китай и Россия являются полноправными членами многих международных организаций. Так, например, Российская Федерация является членом ООН, СНГ, ОДКБ, ШОС, и т.д., а Китай является членом ООН, ВТО, АСЕАН, МВФ, АТЭС, других международных универсальных и региональных организаций. Таким образом, двустороннее российско-китайское сотрудничество осуществляется ещё и в рамках работы различных международных организаций и форумов. Например, 9 июля 2008 года на «полях» саммита «Группы восьми» на острове Хоккайдо, в ходе саммита ШОС в Душанбе 27-28 августа, саммита «двадцатки» в Вашингтоне 15 ноября, а также саммита АТЭС в Лиме 23 ноября получили продолжение контакты Президента России Д.А.Медведева и Председателя КНР Ху Цзиньтао.

     Анализируя  российско-китайские культурные отношения, следует отметить, что на постоянной основе совершаются студенческие обмены, действуют программы по обмену молодыми учёными. Кроме того, регулярно проводятся национальные фестивали. Наглядным проявлением высокого уровня российско-китайских отношений стало решение глав государств о проведении в 2006-2007 гг. национальных Годов России в Китае и Китая в России – беспрецедентных в истории двусторонних отношений проектов. В рамках национальных Годов успешно реализовано около 600 различных мероприятий в политической, торгово-экономической, военной, научно-технической и гуманитарной сферах. На 2009 год запланировано проведение Года русского языка в Китае, а на 2010 год – Года китайского языка в России1.

     Всего за первые 7 лет двусторонних отношений (в период с 1992 по 1999 годы) между Китаем и Россией было подписано свыше 120 межправительственных и межведомственных соглашений, регулирующих различные аспекты сотрудничества, в том числе экономической и научно-технической сферах, в области военно-технического сотрудничества, в культурно-гуманитарной сфере, по линии взаимодействия государственных органов, межрегионального сотрудничества и т.д.2 Всего на межгосударственном и межправительственном уровне подписано около 400 договоров и соглашений, которые охватывают практически все области двустороннего сотрудничества2.

     Несмотря  на все положительные достижения в двусторонних отношениях России и Китая до сих пор существует несколько проблемных моментов: некоторые пограничные споры, проблема стихийной и незаконной иммиграции китайских граждан на территорию России, особенно российского Дальнего Востока, и др. Однако, можно отметить, что в последние годы отношения между Россией и Китаем движутся в сторону поиска взаимовыгодных и взаимоприемлемых решений. Очень важно, что основной нерешённый вопрос между странами из разряда извечной конфронтации сторон перешел в ранг конструктивных переговоров. Так, например, окончательно разрешён пограничный вопрос. Завершено юридическое оформление последних двух участков российско-китайской границы на ее Восточном участке. 21 июля 2008 года в Пекине в ходе официального визита Министра иностранных дел России С.В.Лаврова был подписан Дополнительный протокол-описание российско-китайской границы и по завершении сторонами внутригосударственных процедур вступил 14 октября 2008 года в силу.

     В целом можно говорить о том, что к концу первого десятилетия нового XXI века Китай и Россия создали прочные предпосылки для установления партнёрских отношений. Данный факт подтверждается словами Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Китае С.С. Разова: «Вспомните историю двусторонних отношений за эти 60 лет. В ней были как союзничество, основанное на идеологической идентичности и блоковой солидарности, так и враждебность и открытое противостояние. Сейчас же эти отношения, по общему признанию, лучшие за всю их историю»2. Это можно считать серьёзным достижением обеих стран.

     2.2 Российско-китайско двустороннее сотрудничество в политической

           сфере

     Характер российско-китайского взаимодействия в постсоветский период свидетельствует об устойчивой тенденции политического сближения России и Китая. Если в первой половине 90-х годов данная тенденция была выражена достаточно слабо, то, начиная с 1996 года, она заметно усилилась, а после прихода в 2000 году к власти в РФ В. Путина – приобрела отчетливые формы. 
В первые годы после распада Советского Союза взаимодействие между РФ и КНР в политической сфере развивалось медленно. У пришедшей к власти в России в 1991 году новой политической элиты во главе с Б.Ельциным отсутствовала внятная программа действий на каком-либо направлении внешней политики (и китайское направление здесь не являлось исключением), но превалировало стремление стать составной частью Запада. В свою очередь, в Китае также наблюдалась некая неопределенность в отношении России, так как распад СССР и практически мгновенное разрушение советской системы было во многом неожиданным для Пекина. В этой связи, Россия и Китай в первой половине 90-х годов преимущественно ограничивались декларациями о «необходимости расширения взаимовыгодного сотрудничества».

     Начиная со второй половины 90-х годов, когда Россия в качестве концептуального элемента внешнеполитической стратегии определила «построение многополярной системы международных отношений», политическое взаимодействие с Китаем существенно усилилось. В значительной степени это определялось тем, что вышеуказанная концепция во многом соответствовала стратегическим интересам и видению мира со стороны руководства КНР.

     Поэтому не удивительно, что в 1996 году по итогам российско-китайского саммита в г. Пекине лидеры двух стран Б. Ельцин и Цзянь Цзэминь озвучили совместное заявление, в котором характеризовали двусторонние отношения как «стратегическое партнерство». Очевидно, что данное заявление носило больше декларативный характер, нежели основывалась на реальном состоянии дел. Тем не менее, официальное заявление о «стратегическом партнерстве» все же отражало стремление двух держав усилить свои внешнеполитические позиции в диалоге с Западом (в первую очередь с США), а также способствовать ограничению американского влияния в мире. 
Как представляется, во многом именно это стало катализатором дальнейшей интенсификации российско-китайского сотрудничества. Так в 1996 году был установлен порядок регулярных ежегодных встреч глав правительств России и Китая, на постоянной основе налажено взаимодействие между центральными органами исполнительной власти двух стран. 

     Более того, во второй половине 90-х годов российско-китайское сотрудничество уже перестало ограничиваться только двусторонними связями и стало выходить на многосторонний и региональный уровень. Так в 1998 году, не в последнюю очередь за счет поддержки Китая, Россия вступила в организацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Тем самым РФ обеспечила свое присутствие в качестве полноправного участника консультаций по вопросам развития Азиатско-тихоокеанского региона.

     В начале XXI века российско-китайское взаимодействие в политической сфере получило мощный импульс к дальнейшему развитию. С приходом к власти в РФ в 2000 году В. Путина российская внешняя политика приобрела отчетливо прагматичный характер. Россия стала придавать еще большее значение сближению с Китаем, рассматривая это как одно из главных условий усиления своих внешнеполитических позиций. Китай, в свою очередь, также стал рассматривать сближение с Россией как одно из условий усиления своих региональных и глобальных позиций.

     Кроме того, важную роль в интенсификации российско-китайского взаимодействия сыграла военная операция НАТО в Югославии, проведенная в 1999 году без санкции ООН, а также политика США и их союзников на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Это в значительной степени подтолкнуло РФ и КНР к еще большей координации своих усилий по формированию некоего альтернативного Западу (в первую очередь Соединенным Штатам) центра силы.

Информация о работе Перспективы развития двусторонних российско-китайских отношений