Незаконная эмиграция как угроза безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:14, реферат

Краткое описание

Регулирование процессов миграции и борьба с нелегалами – важная задача каждого государства. Европейские страны уже обожглись на либеральном отношении к привлечению рабочей силы из стран третьего мира и ужесточают иммиграционную политику. И в России исследователи не раз указывали на угрозу со стороны нелегальных мигрантов при нашем демографическом спаде и нестабильной экономике. Чтобы победить врага – надо его знать. И если у РФ хватит сил перевести незаконную миграцию в законную и поставить ее на службу интересам экономики и народа - это даст большой потенциал для раз-вития гражданского общества и правового государства.

Содержание

Введение 3
Понятие легальной (трудовой) и нелегальной миграции 4
Причины нелегальной миграции 8
Международное и российское законодательство о нелегальной миграции 10
Нелегальная миграция в России 14
Заключение 19
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Незаконная эмиграция как угроза безопасности.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Напротив, к актам непосредственного  противодействия нелегальной миграции можно отнести, например, Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и два факультативных протокола к ней: Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, непосредственно касающийся незаконного ввоза, въезда и пребывания мигрантов на территории Государства-участника, и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. И Конвенция, и Протоколы были подписаны Президентом РФ 12 декабря 2000 г. и позднее ратифицированы3 Федеральным Собранием Российской Федерации.

б) Обязательства  РФ в рамках СНГ

В целях создания единого  для государств СНГ правового поля Главами государств Содружества в 1994 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов. Позже, в 1998 г. – Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконной миграцией, в котором дается определение незаконного мигранта и разрабатываются основные направления деятельности в этой сфере.

Особый интерес сейчас вызывает Федеральный закон “О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года”2, внесенный Правительством РФ. Документ предусматривает освобождение на взаимной основе от регистрации по месту пребывания граждан государства одной стороны, временно пребывающих на территории государства другой стороны, при наличии у них миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда. Этот, довольно неожиданный акт, принес украинцам регистрационную выгоду, поставив их в России в особо привилегированное положение.

И т.к. решение о ратификации  было принято депутатами единогласно, можно утверждать, что они явно не рассчитывали на “помаранчевую” революцию.

в) Федеральное законодательство

В работе уже отмечалось, что в настоящий момент в нашей  стране не существует четкого и эффективного законодательства в области регулирования нелегальной миграции, хотя, безусловно, решительные шаги в этом направлении уже принимаются (например, ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ”). Нужно отметить, что законодательство в области регулирования миграционных отношений вообще первоначально развивалось достаточно хаотично. Причины этого носили во многом объективный характер и были обусловлены необходимостью принятия срочных мер на законодательном ровне в силу специфики проблемы (массовое перемещение населения в страну из государств - бывших республик СССР; социальная напряженность, имевшая место в Северокавказском регионе; изменение общей конъюнктуры на рынке труда и др.). В этот период (начало 90-х годов) действовал Закон СССР “О правовом положении иностранных граждан в СССР” и Закон РФ “О гражданстве Российской Федерации”. К сожалению, они не в полной мере обеспечивали ни интересы государства, ни права отдельных нелегалов, и не смогли остановить поток незаконных иммигрантов в нашу страну.

Принимались также отдельные  акты подзаконного уровня, например, Указ Президента РФ “О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы”. Но и они были малоэффективны.

Подводя итог, можно сказать, что России в настоящее время  просто необходимо определиться с тем, какой миграционной политики она будет придерживаться в ближайшие несколько лет, и закрепить, по возможности более конкретно, свою позицию на законодательном уровне. Ведь важно не только перекрыть границу для нелегалов, но и попытаться использовать их на благо нашей страны, экономики и всего народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нелегальная миграция в России

    В  науке различают три составляющие  нелегальной миграции: нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальную занятость. Под нелегальным въездом понимается незаконное проникновение на территорию страны иностранных граждан или лиц без гражданства, осуществляемое с нарушением порядка пересечения границы либо с поддельными или недействительными документами. Незаконная занятость охватывает трудовую деятельность иностранцев, юридически не оформленную в соответствии с действующими правилами использования труда иностранных работников. Нелегальный выезд - нарушение порядка пересечения границы при выезде из страны.

Различают также нелегальную иммиграцию - нелегальный въезд иностранцев в страну, и нелегальную эмиграцию - нелегальный выезд из страны с целью переселения в другую.    

     Около 90% потоков незаконной миграции  в Россию идет из стран СНГ,  остальные - из стран дальнего  зарубежья, прежде всего, из  Юго-Восточной Азии. Основными направлениями  потоков незаконной миграции  являются:  
а) на въезд в Российскую Федерацию - российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга;

б) на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская  граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга, основной поток незаконной миграции в Российскую Федерацию идет через границу с Казахстаном. Основные источники нелегалов - бывшие советские республики, среди которых лидируют Украина и Азербайджан. Страны исхода дальневосточной нелегальной миграции - Бангладеш, Шри-Ланка, Индия, и особенно Китай и Вьетнам.

В.Г.Громов в своей  работе “Факторы, влияющие на миграцию в России”1 попытался выделить основные предпосылки для миграции в РФ, в том числе и нелегальной. К ним он относит следующие:  

1. Затянувшийся процесс  разгосударствления промышленных  предприятий, “заказные” банкротства и недобросовестная приватизация, приведшие к кризису в промышленности и дефолту 1998 года.

2. Провалы в сельском  хозяйстве и обеспечении населения  с/х продукцией, породившие огромное  количество маломощных фермерских  хозяйств, не способных обеспечить страну продовольствием; в результате государство, владея огромными посевными площадями и пастбищами, стало импортером важнейших продуктов – хлеба, мяса, птицы. Вопросы подъема урожайности, производительности труда решаются с помощью гастарбайтеров – корейцев, китайцев и т.д., и уровень нелегалов среди них составляет приблизительно 8-10%.

3. Криминализация экономики:  до 40-45% внутреннего валового продукта  приходится на теневую экономику,  а примерно половина от этого  – на незаконную деятельность.

4. Политическая нестабильность  в стране, включающая и грязные  технологии в борьбе за власть, лоббирование криминальных интересов, коррумпированность государственных чиновников, и фактическое замещение в регионах, отраслях, различных структурах реального влияния легитимных государственных и иных политических органов и должностных лиц влиянием лидеров криминальной среды с шантажом и устранением неугодных.

5. Возникновение существенных  перекосов в представлении функций  и задач, стоящих перед правоохранительной системой. Автором приводится ряд аргументов: высокий уровень латентной преступности; рост количества нарушений законности со стороны сотрудников ОВД; снижение уровня раскрываемости зарегистрированных преступлений; недоверие населения к ОВД и правоохранительной системе в целом и т.д. По данным социологического фонда “Общественное мнение”, лишь 3% россиян верят в честность и неподкупность правоохранительных органов, а 43% уверены, что сегодняшнее состояние этих органов представляет для них угрозу. Только 23% опрошенных считают, что в случае необходимости они могут рассчитывать на помощь правоохранительных структур.

6. Невиданный размах  организованной и транснациональной  преступности, оказывающей существенное влияние практически на все сферы жизни общест-

 

Теперь хотелось бы поговорить о негативных сторонах такого явления, как нелегальная миграция.

Во-первых, это утечка из России в масштабных объемах финансовых, в том числе валютных, средств за счет ухода от уплаты налогов и приобретения западной валюты с последующим ее переводом на родину. Так, по словам главы Федеральной миграционной службы Андрея Черненко, в 2002 г. в России было официально зарегистрировано 300 тыс. трудовых мигрантов, хотя их в стране порядка 4.5 млн.1 Заместитель руководителя администрации президента Виктор Иванов по этому поводу приводит следующие данные. Государство получает от одного среднестатистического иммигранта всего около 20 рублей налоговых поступлений в год. Денежные суммы, вывозимые из РФ мигрантами некоторых республик СНГ, превышают объемы годовых инвестиций в их национальные экономики. Примечательно, что до 76% иностранной рабочей силы (то есть во много раз больше, чем отражается в официальной статистике) занято в сфере торговли и услуг. Именно в этом секторе наиболее высока оборачиваемость капитала и возможность ухода от уплаты налогов.

Во-вторых, это формирование “иноземных” этнических анклавов в регионах страны, не испытывающих недостатка в трудовых ресурсах. Из-за наплыва иммигрантов там усложняется ситуация на рынке труда (южные районы России – Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, нижнее и среднее Поволжье). Эти расширяющиеся анклавы носят все более закрытый характер, игнорируют российские законы и обычаи коренного населения, что все чаще приводит к межнациональным конфликтам. Уже возникает опасность для наших границ и безопасности всего государства.

Миграция носит многонациональный  характер. В крае за счет нее произошел интенсивный рост практически всех этнических групп. Большинство из них пытается осесть в наиболее важных в стратегическом отношении районах. В том числе на Черноморском побережье, то есть вблизи государственной границы. Здесь образуются компактные поселения этнических мигрантов, что приводит к нарушению исторически сложившегося этнодемографического баланса…

По периметру Краснодарского края проходит более полутора тысяч  километров государственной границы. Здесь находятся незамерзающие порты, единственный выход России к теплым морям. Наш регион – территория, с которой, как свидетельствует история государства российского, неоднократно исходила угроза безопасности страны, поэтому он должен быть надежным стратегическим пространством, от стабильности которого во многом зависит безопасность России на ее южных рубежах”.

В-третьих, это растущие претензии нелегальных иммигрантов, включая и их многочисленных родственников, на пользование дефицитными услугами социальной инфраструктуры нашей страны (здравоохранение, образование), что усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим и утяжеляет нагрузку на местные бюджеты. К тому же иммигранты, как правило, обладают значительно большими финансовыми средствами для гласной и негласной оплаты таких услуг, вздувая на них тарифы и отсекая возможности россиян пользоваться ими. То же относится и к потенциальным возможностям нелегальных (да и легальных) иммигрантов приобретать недвижимость, землю и т.п.

В-четвертых, это активизация нелегалов в финансировании теневого и криминального бизнеса, наносящего урон и бюджету всей страны, и доходам каждого россиянина, и т.д. Список можно продолжать и продолжать.

И, наконец, особая проблема, имеющая тревожные перспективы обострения, - неконтролируемая масштабная лавина нелегальных иммигрантов из Китая, в первую очередь в дальневосточные регионы, хотя многочисленные “чайнатауны” возникли практически во всех крупных городах России.

Соседство Китая с его более чем миллиардным населением, бурно развивающейся экономикой и сравнительно ограниченными территориальными и природными ресурсами не может не настораживать Россию с ее малонаселенным Дальним Востоком. Пессимисты не без основания опасаются, что РФ в конечном счете потеряет Сибирь, причем не в результате действий 2.5-миллионной армии КНР, а из-за китайской иммиграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Заключение

Итак, что же несет  нам нелегальная миграция?

Нелегальные мигранты, прибывающие  в Россию, оказывают разностороннее влияние на политическую, социальную, экономическую и культурную жизнь страны в целом. Во-первых, это экономические последствия. Конечно, нелегалы в нашей стране занимают определенное место в разделении труда и способствуют развитию экономических процессов. Но они также способствуют поддержанию и развитию неконтролируемых секторов экономики. Нелегальная занятость незаконных мигрантов неизбежно сопровождается нарушением налогового законодательства. Незаконная миграция часто связана с контрабандными операциями и другими видами теневого бизнеса (проституцией, торговлей оружием, распространением наркотиков и т.д.). Нелегалы в силу дешевизны их рабочей силы составляют реальную конкуренцию на рынках труда для местного населения и могут влиять в сторону понижения на средний уровень оплаты труда в некоторых отраслях. Следствиями всего этого являются утрата властями контроля над реальной экономической ситуацией, а также прямой экономический ущерб от налоговых потерь и от контрабанды из страны ценных ресурсов. 
Другой важный аспект – криминализация общества. Растет количество совершаемых нелегальными мигрантами преступлений, все громче заявляет о себе организованная преступность, приобретающая международный характер. Прежде всего, это проявляется в организации преступных группировок по переправе нелегалов через границу. Эксперты отмечают, что маршруты незаконной миграции в нашей стране часто совпадают с путями наркотрафика и перевозки оружия: дельцы наркобизнеса пытаются активно использовать налаженные каналы. Эти же самые каналы используются и международными террористами, угрожающими общественной безопасности, естественному развитию нашей страны. Более того, из-за этого в нашей стране сами нелегалы стали рассматриваться как пособники террористов, как потенциальные террористы. Мигранты стимулируют преступность внутри страны: рэкет, коррупцию и т.д.

Кроме того, в потоке самих  нелегалов  имеются лица, совершившие  у себя на родине преступления и  скрывающиеся от преследования властей. В политическом аспекте происходит рост межэтнической напряженности. Рост масштабов незаконной миграции сопровождается изменением национального и религиозного состава населения, образованием иноэтнических общин (как, например, на юге нашей страны), которые не интегрируются в принимающее общество. Это ведет к обострению межэтнической напряженности, к усилению экстремистских националистических политических течений. В Европе ультраправые партии, выступающие за ужесточение борьбы с нелегальными иммигрантами, завоевывают все большую популярность. РФ тоже идет по этому пути, не зря ведь в последнее время все чаще звучат лозунги “Россия – для русских” и происходят погромы “иностранных” рынков.

Информация о работе Незаконная эмиграция как угроза безопасности