Незаконная эмиграция как угроза безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:14, реферат

Краткое описание

Регулирование процессов миграции и борьба с нелегалами – важная задача каждого государства. Европейские страны уже обожглись на либеральном отношении к привлечению рабочей силы из стран третьего мира и ужесточают иммиграционную политику. И в России исследователи не раз указывали на угрозу со стороны нелегальных мигрантов при нашем демографическом спаде и нестабильной экономике. Чтобы победить врага – надо его знать. И если у РФ хватит сил перевести незаконную миграцию в законную и поставить ее на службу интересам экономики и народа - это даст большой потенциал для раз-вития гражданского общества и правового государства.

Содержание

Введение 3
Понятие легальной (трудовой) и нелегальной миграции 4
Причины нелегальной миграции 8
Международное и российское законодательство о нелегальной миграции 10
Нелегальная миграция в России 14
Заключение 19
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Незаконная эмиграция как угроза безопасности.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное

Образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Факультет дополнительного профессионального  образования

(ФДПО)

Техносферная безопасность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Социальная безопасность

Тема: Незаконная эмиграция как угроза безопасности.

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ТБС-11

         Андреянов А.Н.                    

Проверила: Михайловская С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита 2012

 

Содержания

 

Введение

3

Понятие легальной (трудовой) и нелегальной миграции

4

Причины нелегальной  миграции

8

Международное и российское законодательство о нелегальной  миграции

10

Нелегальная миграция в  России

14

Заключение

19

Список литературы

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы. В последнее время о проблеме нелегальной миграции можно услышать все чаще. При переходе к социально ориентированной экономике, в погоне за потенциальным электоратом власти развитых стран стали закрывать свой рынок труда для иностранцев. Возрождаются националистические лозунги. В этой среде, да еще на фоне огромной пропасти между развитыми и развивающимися странами, легальные миграционные потоки все чаще превращаются в нелегальные. В нашей стране явление нелегальной миграции подтолкнул распад СССР и образование СНГ с “прозрачными” границами между странами. Нормативно-правовые акты устарели, и потребовалось совершенно новое законодательство, чтобы остаться “на плаву”.

Регулирование процессов  миграции и борьба с нелегалами – важная задача каждого государства. Европейские страны уже обожглись на либеральном отношении к привлечению рабочей силы из стран третьего мира и ужесточают иммиграционную политику. И в России исследователи не раз указывали на угрозу со стороны нелегальных мигрантов при нашем демографическом спаде и нестабильной экономике. Чтобы победить врага – надо его знать. И если у РФ хватит сил перевести незаконную миграцию в законную и поставить ее на службу интересам экономики и народа - это даст большой потенциал для раз-вития гражданского общества и правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие легальной (трудовой) и нелегальной миграции

Миграция - неотъемлемая характеристика образа жизни современного общества, органичная часть его экономики. На данный момент во всем мире развитие миграции идет крайне противоречиво. Неэффективность господствующей модели международной миграции выражается в огромном размахе нелегальной миграции, состоящей из дешевой и бесправной рабочей силы. Эти нелегитимные, но, тем не менее, существующие в громадных масштабах миграции вовлекают в людской оборот миллионы человек и представляют собой часть современного глобального миграционного режима, который обеспечивает функционирование и воспроизводство господствующего в мире экономического порядка.

Миграция (лат. migratio, от migro – перехожу, переселяюсь) – перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Такое ее определение дано в Большой Советской Энциклопедии. Более объемное определение дает Демографический энциклопедический словарь: “Миграция населения – перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время… Статистика ООН признает мигрантами тех лиц, которые проживают на новом месте более 6 месяцев”.

 Развитие интеграции  в современном мире резко усиливает  миграционные процессы, что обусловлено  политическими и социально-экономическими изменениями, произошедшими за последнее десятилетие.

Происходящие миграционные процессы как в мире, так и в России неоднородны. В этой связи в юридической литературе делались попытки классифицировать миграцию по тем или иным родовым признакам. Наиболее полная и объективная классификация, на мой взгляд, дается Л.В.Андриченко и В.О.Еле-онским3. Исходя из определения основных направлений миграционных потоков, они различают миграцию по причинам (добровольная, вынужденная и принудительная), по типу (внешняя и внутренняя), по временным критериям (возвратная и безвозвратная). Также они выделяют индивидуальную, семейную (перемещение группы родственников для восстановления или сохранения семейных связей) и коллективную (организованное переселение группы лиц) миграцию. В системе добровольной миграции выделяется экономическая и, прежде всего, трудовая миграция.

Наиболее тяжелые как для личности, так и для общества, государства последствия, по мнению указанных авторов, несет вынужденная миграция. Так же, как и добровольная, она может иметь различные характеристики. Вынужденная миграция может быть внешней (лица, ищущие убежище, в том числе беженцы) и внутренней (перемещенные внутри страны лица, вынужденные переселенцы), возвратной и безвозвратной, легальной и нелегальной и т.д.

 

В данной работе я бы хотел  поговорить о миграции нелегальной.

Нелегальная миграция по определению не может быть количественно точно отражена на официальном уровне. Например, по статистическим данным МОТ 2000 года, нелегальная миграция в Россию составляет от 700 тысяч до 1.2 млн. человек. Это число включает трудящихся мигрантов, а также лиц без гражданства. По экспертным оценкам Федеральной миграционной службы МВД РФ,

Госкомстата, пограничной  и налоговой служб, на настоящий  момент в стране проживает от 3 до 10 млн. мигрантов, прежде всего из республик  СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана, африканских государств, и число их постоянно растет. По этому показателю (количеству нелегальных мигрантов) наша страна занимает второе место в мире (после США). Анализ миграционных процессов в РФ за последнее десятилетие показывает, что проблемы с внешней незаконной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства (например, угроза  российскому Дальнему Востоку со стороны китайских иммигрантов).

Кто же такие “трудящиеся-мигранты”  и что означает термин “нелегальный мигрант”?

До настоящего времени  не существует юридически устоявшихся  понятий “мигрант” и “трудящийся-мигрант”. В действующих правовых актах  России употребляется только термин “иностранцы”, “беженцы”, ”перемещенные  ли-

В ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” предлагается определение “иностранного работника”: “иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность”. Определение, предлагаемое в законе, представляет собой своеобразное толкование понятия “трудящийся-мигрант”, однако так же, как и приведенные ранее примеры, сужает понятие иностранного работника до легально занятого мигранта, что в сочетании с отсутствием определения нелегального мигранта ведет к появлению группы людей с неопределенным статусом.

 

Теперь рассмотрим, что  же такое “нелегальная миграция”.

Термин “незаконный  мигрант” определяется национальным законодательством, регулирующим миграцию, поэтому в разных странах в эту категорию могут попадать различные группы мигрантов. Но в нашем законодательстве, как уже упоминалось, вообще нет понятия “незаконный мигрант”. Определение “незаконный мигрант” прописано лишь в Соглашении о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией2, подписанном 6 марта 1998 года в Москве. Соглашение определяет незаконных мигрантов как “граждан третьих государств и лиц без гражданства, нарушивших правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территории Сторон, а также граждан Сторон, нарушивших правила пребывания на территории од-ной из Сторон, установленные ее национальным законодательством”.

Существует еще одно законное определение понятия “нелегальный мигрант”. Оно прописано, правда, довольно расплывчато, в факультативном Протоколе против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху. Пункт а ст. 3 этого документа определяет “незаконный ввоз мигрантов” как обеспечение, с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо Государство - участник любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории. Т.е. данный документ определяет нелегального мигранта довольно конституционально, приравнивая к ним всех неграждан. Это служит подтверждением того, насколько важно урегулировать данный вопрос в собственном законодательстве.

Таким образом, нелегальная, в т.ч. трудовая, миграция на сегодняшний  день представляет собой очень актуальную проблему, т.к. ее масштабы постоянно увеличиваются. В то же время трудно говорить о сотрудничестве в противостоянии этому явлению, хотя бы потому, что в международном праве не существует четкой формулировки понятия “нелегальный мигрант”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины нелегальной  миграции

В последнее время  происходит постепенная трансформация  характера миграции: из рефлекторной, вызванной конкретной, сиюминутной ситуацией, военным или межнациональным конфликтом, она превращается в эволюционную, обусловленную долгосрочными и комплексными причинами. Среди них выделяются, например, экономические причины, отсутствие перспектив трудоустройства, обнищание населения, дискриминационный характер законодательства по отношению к отдельным категориям лиц, несоблюдение прав че-ловека и др.

Для России, входящей в  число стран, образовавшихся из единого  в прошлом государства – Союза ССР, вопросы миграции населения являются особенно актуальными. Строительство новых межгосударственных отношений как с ближним, так и дальним зарубежьем, национальные конфликты на этнической, политической и экономической основе, резкий переход к политике “открытых дверей” при одновременном снижении пограничного и иммиграционного контроля – эти и другие факторы сделали российскую территорию достаточно свободной для въезда различных категорий иммигрантов, в том числе нелегальных. Внутренние этнические конфликты также повлекли за собой рост миграции на территории государства.   

Другая группа причин включает недостатки законодательства и правоприменительной практики. Например, во многих европейских странах процедура получения разрешения на работу является очень тяжелой и длится много месяцев. Если речь идет, например, о сезонной работе, для мигранта она вообще теряет смысл. В России для получения разрешения на легальное трудоустройство необходимо предоставить в миграционную службу более полутора десятков бумаг и документов: заявление о выдаче разрешения на работу, оригиналы и копии паспорта, визы, медицинские справки, бланки и т.д. Таким образом, и бюрократизация с каждым годом пополняет ряды нелегальных мигрантов.

Подводя итог, можно сказать, что в настоящий момент в нашей  стране сложилась благоприятная ситуация для нелегальной миграции. Не только экономические, но в большой степени и политические причины, а также внутренняя ситуация в стране “подпитывают” нелегальную миграцию. Только после ликвидации данных причин мы сможем контролировать миграционные потоки в Россию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международное и российское законодательство о  нелегальной миграции

Передача МВД РФ функций  Министерства по делам федераций, национальной и миграционной политики РФ совпала с определением новых подходов к миграционной политике. Вместе с тем ее концепция дорабатывается неоправданно долго, не определены новые ориентиры борьбы с миграцией, в том числе нелегальной. Следует учитывать, что миграционная политика в РФ в настоящее время проводится в достаточно узком коридоре возможностей, обусловленном рядом ограничений. Основные из них – экономические, значительно сужающие “социальную” составляющую миграционной политики и ограничения, вытекающие из интересов обеспечения национальной безопасности государства.

Все это потребовало выработки  адекватного законодательства, направленного на преодоление негативных последствий миграционных процессов. Разработка такого законодательства преследует еще одну важную цель, которая заключается в создании условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, установлении соответствия их международным стандартам и взятым Российской Федерацией на себя обязательствам в этой сфере, вытекающим из действующих на ее территории международных актов.

В настоящее время государственное  регулирование процессами миграции (в том числе нелегальной) осуществляется на основе:

1. Международных договоров, участником которых является Россия;

2. Международных договоров, соглашений  и других видов обязательств  РФ в рамках СНГ;

3. Федеральных законов и иных  нормативных правовых актов.

а) Международные  договоры

Россия за последние  десять лет стала участником большинства  международных актов в той или иной степени затрагивающих сферу миграции и право на свободу передвижения.

В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции  РФ “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.”

В нее входит, например, Всеобщая декларация прав человека, Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Конвенции МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения и т.д. Эти документы образуют основу для признания и соблюдения прав незаконных мигрантов, открывают им возможности для легализации и вступления в гражданское общество с условием выполнения предъявленных к ним условий. Без таких документов не обойтись, т.к. бороться с нелегальной миграцией исключительно силовыми методами невозможно.

Информация о работе Незаконная эмиграция как угроза безопасности