Концепция «торгового строя» Ж. Аттали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 20:02, реферат

Краткое описание

Несмотря на молодость геополитики как наук произошла трансформация геополитического мышления. От традиционной геополитики (военной мощи) к новой геополитике или геоэкономике (экономической мощи). Рассмотрим основные понятия геополитики и геоэкономики.
Геополитика – наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений в многомерном коммуникационном пространстве. Новая геополитика отождествляется с геоэкономикой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...... 3
1. Концепция «торгового строя» Ж. Аттали...………………………………… 5
2. «Краткая история будущего» Ж. Аттали…..………………………………… 9
2.1. Логика истории: девять сердец рыночной демократии…………………… 9
2.2. Гиперимперия, гиперконфликт, гипердемократия...……………………… 11
2.3. Сценарий будущего: роботы и глобальная война.………………………… 12
2.4. А что же Россия?......................................................………………………… 15
Заключение………………………………………………...……………………... 17
Библиографический список………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ-Геоэкономический прект Ж.Аттали.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………...... 3

1. Концепция «торгового строя» Ж. Аттали...………………………………… 5

2. «Краткая история будущего» Ж. Аттали…..………………………………… 9

2.1. Логика истории: девять  сердец рыночной демократии…………………… 9

2.2. Гиперимперия, гиперконфликт, гипердемократия...……………………… 11

2.3. Сценарий будущего: роботы  и глобальная война.………………………… 12

2.4. А что же Россия?......................................................………………………… 15

Заключение………………………………………………...……………………... 17

Библиографический список……………………………………………………… 18

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Несмотря на молодость геополитики как наук произошла трансформация геополитического мышления. От традиционной геополитики (военной мощи) к новой геополитике или геоэкономике (экономической мощи). Рассмотрим основные понятия геополитики и геоэкономики.

Геополитика – наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений в многомерном коммуникационном пространстве. Новая геополитика отождествляется с геоэкономикой.

Геоэкономика – это наука о стратегии экономического развития в многомерном коммуникационном пространстве под воздействием внешних и внутренних вызовов, обеспечивающей высокое «качество жизни» в данном месте и социальном времени. Геоэкономика рассматривается как современная геополитика, обеспечивающая достижение мирового или регионального «могущества» преимущественно экономическим путем. Из основных геоэкономических понятий выделим следующие.

Геоэкономическая стратегия – искусство достижения политических целей преимущественно долгосрочными экономическими методами перераспределения ресурсов и мирового дохода, созданием конкурентоспособных региональных условий хозяйствования. Трансграничное передвижение товаров часто предшествует международным миграциям капитала и рабочей силы. Для последних необходимо создание региональных условий хозяйствования или рынков факторов производства. Недостаточно объявить о «точках роста» с преференциальным режимом, необходимо наличие совокупности конкурентоспособных местных условий хозяйствования.

Геоэкономика – это наука о геоэкономических войнах, борьбе без применения военной силы за выгодные региональные позиции (рынки сырья и сбыта, транспортные коридоры) в мировой экономики. В истории хорошо известны примеры, когда используется экономическая блокада противника. Например, в эпоху Наполеона – Континентальная блокада Великобритании.

Выделяется два основных источника геоэкономики – классическая политэкономия и геополитика.

Термин «геоэкономика» впервые был введён в научный оборот в США в конце 1980-х гг. В литературе встречаются и другие определения этого понятия – «геополитическая экономика», «международная политическая экономия», «политико-экономическая география».

Один из сторонников геоэкономического подхода в геополитике считается, французский политолог, геополитик мондиалистского направления в Европе, экономист и литератор Жак Аттали. Аттали – эксперт международного уровня, с 1981г. – советник президента Франсуа Миттерана, в 1991-1993 годах возглавлял Европейский банк реконструкции и развития. Член Бильдербергского клуба. Для антиглобалистов и радикалов всего мира его, имя служит красной тряпкой. Либерал и глобалист, автор концепции «нового мирового порядка». В своей книге «Линии горизонта» (Париж, 1990г.) утверждает о наступлении «эры денег» и господстве доминирующих либерально демократических ценностей и рыночных отношений, основанных не только на финансовом капитале, но и на информационных технологиях. Новый мировой порядок устанавливается на принципах «геоэкономики».

 

1. КОНЦЕПЦИЯ «ТОРГОВОГО СТРОЯ» Ж. АТТАЛИ

 

 

Аналог теории Фукуямы есть и среди европейских авторов. Жак Аттали разработал сходную теорию в своей книге «Линии Горизонта».

Аттали считает, что в настоящий момент наступает третья эра «эра денег», которые являются универсальным эквивалентом ценности, так как, приравнивая все вещи к материальному цифровому выражению, с ними предельно просто управляться наиболее рациональным образом. Такой подход сам Аттали связывает с наступлением мессианской эры, понятой в иудейско- каббалистическом контексте (подробнее этот аспект он развивает в другой книге, специально посвященной мессианству «Он придет»). Это отличает его от Фукуямы, который остается в рамках строгого прагматизма и утилитаризма.

В работе «На пороге нового тысячелетия» Аттали прогнозирует: Европе, вероятно, грозят большие беды. Сама логика континентальной интеграции сталкивается с давнишней, часто кровавой традицией этнических и национальных распрей, с историей проявлений шовинизма и ксенофобии. Массовая миграция из Африки вкупе с потоками переживающих большие трудности восточноевропейцев в западные и другие более процветающие государства приведет к идее возникновения новой Берлинской стены, стены, которая предотвратит поток беженцев с периферии, стремящихся найти прибежище в центрах процветающего Севера.

Он приводит два аргумента в пользу геополитического единства мира и мирового правительства.

Первый аргумент в рассуждениях Ж. Аттали о грядущем мире основан на необходимости покончить с возможным риском в будущем. Аттали предвидит грядущие катаклизмы, связанные с демографическим взрывом и увеличением веса периферийных народов, расположенных вокруг доминирующих богатых и высоко организованных пространств. Новые опасности возникнут в связи с торговлей оружием, наркотиками и экологическими катастрофами, такими, как увеличение твердых отходов, дефицит питьевой воды, выбросы вредных газов, уничтожение лесов. Для предотвращения грядущих опасностей Аттали предлагает установить жесткий политический контроль на мировом, «мондиальном» уровне, чтобы «решать проблемы «мондиально», в «мировом масштабе». Для этого нужна мондиалистская власть и создание мирового правительства.

Второй аргумент — логика развития информационных технологий и процесса глобализации, по мнению Аттали, неизбежно приведет мир к единству, а геополитические разногласия прошлого при этом отступят на задний план.

Несмотря на то, что геополитический проект будущего мира Аттали признан экспертами «оптимистической версией атлантизма», в действительности он утопичен, опровергает все гуманистические ценности человечества, утверждая культ денег и нарциссизма, что делает его деструктивным и разрушительным.

Будущий миропорядок он определяет как «строй денег». Он является высшей формой эволюции общества. Картина будущего мира нарисована достаточно абстрактно. Логика его развития задана базовыми принципами: демократия — это наилучшая политическая система, «торговый строй» — это двигатель прогресса, всемогущество денег — это самый справедливый порядок правления, а мондиализм — единственно разумный ответ на проблемы завтрашнего дня. По мнению Аттали, в основе нового миропорядка лежат свободный рынок и политическая демократия как универсальные общечеловеческие ценности, которые в итоге должны неизбежно привести человечество к размыванию национально-государственных суверенитетов и формированию «единого человечества» — одной всемирной культуры.

В этом «прекрасном новом мире» будут действовать «новые кочевники», полностью лишенные культурной идентичности, устремленные в погоню за «Его Величеством Долларом». В этом обществе «универсального рынка» человек, как и предмет, будет находиться в постоянном передвижении, без адреса или стабильной семьи. Особую роль он отводит в новом обществе средствам коммуникации, которые станут одновременно и средствами войны и контроля за пространством, а высшим истоком желания человека в новом мире будет нарциссизм.

Аттали выделил три важнейших региона, которые в будущем мире станут центрами новых геоэкономических пространств:

– американское пространство, объединяющее обе Америки в единую финансово-промышленную зону;

– европейское пространство, возникшее после экономического объединения Европы;

– Тихоокеанский регион, имеющий несколько конкурирующих центров — Токио, Тайвань, Сингапур.

Вокруг этих центров будут структурироваться менее развитые регионы, между которыми происходит конкурентная борьба.

Центром «торгового строя», по мнению Аттали, предположительно станет Япония, хотя он не исключает возможности наложения двух доминирующих пространств — тихоокеанского (США и Япония) и европейского. Он прогнозирует в скором времени утрату США своего лидерство в рамках «торгового строя». Аттали предвидит обострение экономической конкуренции, пересечения зон экономической экспансии, и как следствие, распад блоков, рост региональных антагонизмов.

Такая концентрическая переструктурализация сможет осуществиться только в «конце Истории» или, в иных терминах, при отмене традиционных реальностей, диктуемых геополитикой.

Цивилизационно-геополитический дуализм отменяется. Отсутствие противоположного атлантизму полюса ведет к кардинальному переосмыслению пространства. Наступает эра геоэкономики.

В модели Аттали нашли свое законченное выражение те идеи, которые лежали в основании «Трехсторонней комиссии», которая и является концептуально-политическим инструментом, разрабатывающим и осуществляющим подобные проекты.

Показательно, что руководители «Трилатераля» (Дэвид Рокфеллер, Жорж Бертуэн тогда глава Европейского отделения и Генри Киссинджер) в январе 1989 году побывали в Москве, где их принимали президент СССР Михаил Горбачев, Александр Яковлев, также присутствовали на встрече другие высокопоставленные советские руководители Медведев, Фалин, Ахромеев, Добрынин, Черняев, Арбатов и Примаков. А сам Жак Аттали поддерживал личные контакты с российским президентом Борисом Ельциным.

Несомненно одно: переход к геоэкономической логике и неомондиализму стало возможным только после геополитической самоликвидации евразийского СССР.

Неомондиализм не является прямым продолжением мондиализма исторического, который изначально предполагал присутствие в конечной модели левых социалистических элементов. Это промежуточный вариант между собственно мондиализмом и атлантизмом.

 

2 «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БУДУЩЕГО» Ж. АТТАЛИ

 

2.1. Логика истории: девять сердец рыночной демократии

 

Аттали убежден, что история упрямо течет в единственном направлении, так, что никакой силе, даже очень могущественной, до настоящего времени не удалось ее серьезно изменить: из века в век человечество ставит примат индивидуальной свободы над всеми остальными ценностями. Это осуществляется посредством систематического отказа от подчинения всяческим формам порабощения; технического прогресса, позволяющего сокращать усилия, требующиеся от человека; а также посредством либерализации нравов, политических систем, искусства и идеологий. Иначе говоря, человеческая история по Аттали – это история возникновения личности как субъекта права, которому позволено обдумывать и определять свою судьбу; личности, свободной от любых ограничений, если только это не затрагивает права других.

Подобная эволюция, пока еще зарезервированная за самыми богатыми, постоянно приводила к тому, что власть оказывалась под угрозой, а также к тому, что возникали новые государства. В частности, чтобы заставить проявиться этот примат личности над обществом, народы поступательно вырабатывали различные системы распределения редких благ. В течение очень долгого времени они оставляли этот груз лишь полководцам, священнослужителям и монархам, стоящим во главе королевств и империй. Затем новый правящий класс, более многочисленный и более мобильный – класс торговцев – изобрел два новых революционных механизма раздела богатств: рынок и демократию. Появившиеся около тридцати веков тому назад, они постепенно становятся все более необходимыми, мирным путем формируют значительную часть мировых тенденций и являются необходимым условием будущего.

Несмотря на все более жесткое сопротивление, на все более обширных территориях рынок постепенно трансформировал сущность многих вещей (продовольствие, одежда, досуг, жилище, транспорт, коммуникация), отдававшихся поначалу бесплатно (добровольно или принудительно) в объект торговли. Затем он их трансформировал в индустриальные продукты, производящиеся серийно, в подлинные средства индивидуальной автономии.

Постепенно торговая свобода привела к тому, что зародилась свобода политическая: сначала для меньшинства, затем, хотя бы формально, для многих, на все более обширных территориях. Почти везде она замещала военную и религиозную власть. В целом, диктатура позволила зародиться рынку, который породил демократию. Таким образом, появились, начиная с XII в., первые рыночные демократии.

Еще более постепенно расширялось их географическое пространство. Центр власти над совокупностью этих рыночных демократий мало помалу смещался к западу: он перешел в XII в. с Ближнего Востока в Средиземноморье, затем в Северное море, потом в Атлантический океан и, наконец, сегодня – в Тихий. Так сменилось девять «сердец»: Брюгге, Венеция, Антверпен, Генуя, Амстердам, Лондон, Бостон, Нью-Йорк и, наконец, Лос-Анджелес.

Здесь Аттали, известный как либерал и адепт глобализма, высказывает совершенно нелиберальную мысль: постепенно соревнование приводит к концентрации власти над рынками и демократией (предположительно, являющихся одинаково доступными для всех) в руках новых подвижных элит, хозяев капитала и знаний. В результате формируются и углубляются новые формы неравенства.

Если эта тысячелетняя история продолжится еще в течение полувека, рынок и демократия распространятся повсеместно. Рост ускорится, уровень жизни вырастет, диктатура исчезнет из стран, где она еще царит. Но, вместе с тем, непрочность и вероломство превратятся в норму, вода и энергия станут более дефицитными, климат будет поставлен под угрозу; неравенство и манипуляция усугубятся; конфликты умножатся, начнутся большие движения населения.

Информация о работе Концепция «торгового строя» Ж. Аттали