Геополитическое развитие Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:05, реферат

Краткое описание

Теперь рассмотрим положение Японии в ООН. Япония входит в данную организацию с 1956 года и является непостоянным членом Совета Безопасности ООН. До 2010 года Япония присутствовала в СБ ООН 19 лет. С 2004 года Япония, совместно с Германией, Индией и Бразилией, добивается постоянного членства в СБ ООН. Следует отметить, что у Японии, как у одной из самых развитых стран мира, которая ежегодно вносит масштабные финансовые средства в проекты решения глобальных проблем, в реализацию различных программ ООН и других международных организаций, есть все шансы рассчитывать на одобрение мировым сообществом ее стремления стать постоянным членом СБ ООН.

Вложенные файлы: 1 файл

геополитика японии-2003.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

 Япония одновременно и экономически мощная, но и политически  зависимая страна в области безопасности от могущественного союзника, который является ее  главным  экономическим  соперником. В то же время Япония, хотя и находится в Азии, в силу многовековой изоляции не может в достаточной степени считаться азиатской  страной. 

В Азии сохраняются  опасения, что японская элита, считающая  действия Японии в Тихоокеанской  войне скорее ошибочными, нежели преступными, готова  в случае изменения международной  обстановки оживить призрак милитаристского прошлого. Такое положение существенно ограничивает её  геостратегическую свободу  действий. Возможна радикальная  альтернатива самостоятельной геополитической игры. Она состоит в осуществлении дорогостоящей и опасной программы перевооружения и возвращения военной составляющей национальной мощи в качестве легитимного инструмента внешней политики страны.

Геополитические перспективы

1. Среди тенденций,  положительно влияющих на развитие  Японии, можно выделить две: экономическая  интеграция и начало формирования региональной (азиатской) идентичности.

Степень экономической  интеграции подтверждается объемами внутренней региональной торговли (страны АСЕАН, Япония, Корея, Китай, Гонконг, Тайвань, Австралия, Новая Зеландия, Индия). В 2006 году они составили около 57% (или более 3,0 триллиона долларов). Рост экономической взаимозависимости дает основание для предположений, что азиатский регион не станет ареной для серьезных военных конфликтов.

Растущая экономическая  интеграция региона и соперничество со стороны таких экономических блоков как ЕС и НАФТА приводит к формированию азиатской идентичности. Этому способствует и укрепляющаяся уверенность в себе и в том, что 21-ое столетие будет веком Азии. Формирование азиатской идентичности проявляется в растущем интересе друг к другу, в институционализации регионального сотрудничества в различных сферах (в расцвете разнообразных азиатских форумов и организаций) и дебатах об “азиатских ценностях”, особых путях, и т.д. В рамках азиатской интеграции Япония может занять лидирующие позиции как страна, обладающая высоким научно-техническим потенциалом и громадным НМА ресурсом.

2.  США пытается  выстроить новый миропорядок  с учетом меняющейся геополитики  региона. Очевидно, что для успешности  такого проекта необходимо добиться встроенности всех крупных игроков региона в складывающуюся систему отношений.

Китай рассматривается  в качестве главного вызова для внешней  политики США в 21-м веке. Поскольку  приоритетным союзником в регионе  была и остается Япония, основной вопрос, который должны решить США: как интегрировать Японию и Китай в региональный и мировой порядок?16 Контуры японской экспансии на ближайший период зависят от того:

как будут развиваться  отношения между США и Китаем;

насколько успешно  Китай сможет сохранить экономический динамизм;

что предъявит  Япония своим союзникам (партнерам) для активизации своей внешней  политики

какую ориентацию выберет Индия;

как поведут  себя страны АСЕАН.

Сценарии геополитики  Японии

Исходя из этого  круга вопросов, можно построить  несколько вариантов развития геополитической игры Японии.

 Сценарий 1. США, уставшие от имиджевых  локальных конфликтов, и внутренних  экономических проблемам, решают  сжать расходы на сферы влияния.  Китай усиливается и расширяет  сферу своих национальных интересов. США создают иные альянсы в Азии и идут на раздел сфер влияния. В этом случае Япония может попасть в китайскую сферу влияния. 

Сценарий 2. США, сохраняют свои притязания на определяющую позицию в регионе. Они развивают  отношения с Китаем, но при этом создают систему сдерживания с помощью своих союзников и партнеров. Япония играет ключевую роль в этом процессе. Индия также, не вступая в открытое соперничество с Китаем, служит балансом для роста китайского влияния в Азии.

Сценарий 3. Многостороннее азиатско-тихоокеанское сотрудничество  отвечает  интересам  Японии17.  Такое сотрудничество  со временем может иметь три  положительных  последствия:

- оно может  помочь  воздействовать  на  Китай  (а также осторожно сдерживать  его);

- может  помочь  Америке  остаться  в  Азии,   даже  несмотря  на  постепенное ослабление  ее господства; - может помочь  увеличить влияние Японии в Азии как экономического партнера.

В рамках азиатской  интеграции Япония может занять лидирующие позиции как страна, обладающая высоким научно-техническим потенциалом и громадным НМА ресурсом, которой есть что предложить партнерам.

Сценарий 4. Сценарий основан на создании союзов (типа ЕС) государств, имеющих разные ресурсы  жизнеобеспечения.

Основой экономической  базы является энергетика: вопреки распространенному (на Западе) мнению, постиндустриальная экономика неизмеримо больше нуждается в энергии, нежели экономика промышленная, и развитие сберегающих технологий здесь не поможет: оно снижает удельную, а не интегральную энергоемкость производства. Следовательно, превалирующими ресурсами развития общества будущих 3-4 десятилетий  остаются привычные энергетические ценности, как нефть, газ, уран, коксующийся уголь.

2. Вторым важнейшим  ресурсом общества является инфраструктурная  связность18: транспортные линии и коммуникационные. Понятно, что инфраструктурные ресурсы, сколько бы их ни было, являются недостаточными для постиндустриального (когнитивного) развития.   

Транспортный  ресурс позволит сохранить "нормы" промышленной эпохи.

Коммуникационный ресурс позволит расширить рамки инфраструктурной связности,  создавать виртуальные государства на мультикультурной основе и без синдрома национальных несовместимостей, т.к. позволит осуществить торговлю не материальной продукцией,  а технологиями её производства.

Это исключительно  сильная геополитическая позиция  Японии для стан Азии в противостоянии Китаю.

3. Третьим значимым  ресурсом являются технологии  создания высококачественных активов  жизнеобеспечения общества.

Страна, не имеющая  технологии развития общества, обречена на «конечную» страну. Борьба за этот ресурс будет носить особенно ожесточенный характер, но необходимо иметь в виду, что ключевые позиции здесь уже захватили США и Япония. Ситуация резко изменится, кода появятся технологии "обогащения" человеческого знания. Можно лишь предположить, сколь ожесточенными будут конфликты из-за этого обладающего иррациональностью, сознанием и субъектностью когнитивного ресурса. Эти технологии резко обеспечит ресурсную наполненность некоторых стран и, прежде всего, государств, где еще сохранились школы фундаментального образования.

Поэтому объединение  государств с разными видами ресурсов  (создание своего рода виртуального государства) является на наш взгляд самой мощной инновационной  идеей  нового миропорядка 21 века.  Необходимо технологическое объединение, но уже на уровне государств, объединение не только экономическое, но и цивилизационное (разделяемые ценности, мотивация развития, образование).

Учитывая высочайшую инновационную школу и большой  массив НМА мирового уровня,  Япония способна повторить фантастический фондовый успех, но уже в качестве государства-корпорации.

На сегодняшний  просматривается создание  альянсов:

По транспортному  ресурсу:  Япония + США  (через передачу прибрежной Аляски в общую межгосударственную собственность) в части портового и иного инфраструктурного обеспечения (сети хабов) торговых путей Арктики.

По энергетическому  индустриальному ресурсу: Япония + Туркмения (через передачу в технологическое  управление газовых месторождений) в части  глубокой переработки и создания продукции 21 века.

По энергетическому  ресурсу будущего: Япония + Индия (через  передачу предгорных территорий ториевых песков  в общую межгосударственную собственность) в части создания ториевой энергетики будущего под патронажем США.

По коммуникационному  ресурсу технологического трансферта: Япония + Австралия (через передачу прибрежной  части в общую межгосударственную собственность) в части инфраструктурного  обеспечения роботоиндустрии.

Выводы

Прежде всего  Японии необходимо укрепление связей с такими странами “разделяющими общественные ценности” как Австралия и Индия. Эти страны должны рассматриваться Японией в качестве потенциального стратегического партнера по Азии как территориального экономического расширения.

Япония, обладая  технологическим и идеологическим ресурсом, должна инициировать действия по приобретению классических ресурсов(энергетический и инфраструктурный)  В этом отношении  исключительным приоритетом Японии в геополитических проектах будущего должны выступать государства, имеющие данные ресурсы, но абсолютно не имеющие высокие технологии их переработки.

Обладая громадным  ресурсом в области высоких технологий, Япония может предложить своим азиатским  партнерам (включая Центральную  Азию) инновационную экономику будущего.

Реализация  данного Проекта позволит Японии стать  центром если не мировой "IT империи", то азиатской точно.

  В этом  ключе, борьба за Азию (например, газовый ресурс Туркмении, ториевые  пески Индии, безлюдные побережья  Австралии)  является для Японии  очень перспективной геополитической игрой 21 века.  

Для ЕС и США  это политический ресурс против РФ и КНР.

 

 

Список литературы.

Бжезинский З. Великая  шахматная доска. М.: 2008.

Гейтс Р. США продолжат  предоставлять Японии "ядерный  зонтик".

Левчук А.Н. Военное присутствие США в Японии. Проблема американских баз на Окинаве.

Современные международные  отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2009.

Устинова Т.Н. Политика США  и Японии в АТР и проблемы безопасности. Сборник «Проблемы безопасности в Азии», М. 2008 

Фененко А.В. Япония – страна со своей ПРО. Токио де-факто выходит  за ограничения Конституции\\ Независимая  газета, 20.04.2009

Япония: армия, которой не должно было быть. Статья с сайта www.pravda.ru, 2009г.


Информация о работе Геополитическое развитие Японии