Геополитическое развитие Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:05, реферат

Краткое описание

Теперь рассмотрим положение Японии в ООН. Япония входит в данную организацию с 1956 года и является непостоянным членом Совета Безопасности ООН. До 2010 года Япония присутствовала в СБ ООН 19 лет. С 2004 года Япония, совместно с Германией, Индией и Бразилией, добивается постоянного членства в СБ ООН. Следует отметить, что у Японии, как у одной из самых развитых стран мира, которая ежегодно вносит масштабные финансовые средства в проекты решения глобальных проблем, в реализацию различных программ ООН и других международных организаций, есть все шансы рассчитывать на одобрение мировым сообществом ее стремления стать постоянным членом СБ ООН.

Вложенные файлы: 1 файл

геополитика японии-2003.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

 

Крупные японские корпорации с неохотой идут на сотрудничество с российскими партнерами по небольшим  проектам.

 Интересы обеих стран обращены на область энергетики. Дальнево­сточные проекты предусматривают строительство объек­тов энергетической инфраструктуры. По вопросам энергетики стороны обсуждают возможности энергомоста Россия — Япония, пер­спективы других региональных проектов в области добычи нефти и газа, а также варианты сотрудничества в области ре­конструкции российских энергетических объектов в целях сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов.

Хорошие шансы  рас­ширения сотрудничества имеются  также в области создания новых  технологий, повышающих безопасность ядерных установок.

 Главным препятствием на пути открытого и полезного сотрудничества с японской стороны является вопрос о северных территориях, где живут российские люди, и острова с давних пор принадлежат России.

 На сегодняшний день приоритетными остаются два направления отношений между Россией и Японией: 1) Широкое экономическое сотрудничество; 2) Развитие культурных связей- между парламентариями, предпринимателями, учеными, журналистами, деятелями культуры, представителями отдельных регионов. Культурные обмены могут легче всего повысить интерес стран друг к другу.

 В целом можно сказать, что для строительства новых японско-российских отношений двадцать первого века необходимо делать взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран.

 Стратегическое взаимодействие Японии и США

Так сложилось, что США исторически оказались  едва ли не первым государством, оказавшим  коренное влияние на ключевые сферы  жизни японского государства, буквально  перевернув их и спровоцировав модернизационные процессы внутри Страны Восходящего Солнца. Несмотря на участие обоих государств во Второй мировой войне на противоположных рубежах, уже после войны японо-американские отношения развивались в весьма необычном русле, их можно назвать партнерско-соперническими. Особенно динамично такие отношения начали развиваться после окончания вьетнамской войны и разграничения сфер влияния в крайне важном для обеих сторон регионе АТР, причем важном в экономическом, политическом и стратегическом планах.

 Огромная часть внешнеполитических связей Японии принадлежит именно этому региону, прежде всего, в экономическом и ресурсном измерениях: именно из этого региона Японией осуществляется импорт значительного количества сырья, на рынках этих государств Япония стремится присутствовать.

 Если у Японии вполне определенная позиция касательно развития связей в своем регионе, то у одного из её главных соперников здесь – Соединенных Штатов Америки – всё намного сложнее. С одной стороны, США всегда и повсеместно применяют стратегию расширения своего присутствия и влияния, тем более в стратегически важном для них «соседнем» регионе. Но, с другой стороны, так как постоянно поддерживать подобный контроль над столь большими пространствами чрезвычайно затруднительно, Америка стремится создать в каждом отдельном регионе своих «партнеров», проводящих её особые интересы и получающих в обмен на это определенные выгоды. Так произошло и с Японией. Усиление её зависимости от «старшего тихоокеанского брата» проявляется в поощрении со стороны США развития в Японии обычных вооружений4, при этом за Америкой сохраняется контроль в области ядерного сдерживания, актуального, например, в свете непосредственного соседства Японии с Россией, Северной Кореей, Китаем. Недаром введен даже такой красноречивый эпитет по отношению к США – «ядерный зонтик»5 Японии. Её прикрытие таким «зонтиком» со стороны более мощного и авторитетного в мире игрока также актуально в связи с увеличением военного потенциала, что до сих пор остается болезненной темой для японской дипломатии из-за не забытых до конца уроков Второй мировой войны и опасений потенциальных союзников Японии в АТР ремилитаризации этого государства. Однако на данный момент Национальные силы самообороны Японии, несмотря на наличие поправки в Конституции страны, запрещающей ей иметь полноценную армию, наращивают свой потенциал во многом опираясь на протекторат США.

 Сухопутные войска (151,8 тыс. человек) – крупнейшие в японской армии6. В их состав входят пехота, бронетанковые войска, ракетные части, артиллерия, зенитные ракетные войска, воздушно-десантные войска и т.д. Наращивание  мощи сухопутных войск планируется осуществить в том числе за счет обновления танкового парка7.

 

Между тем, правительство  США активно использует японские территории, которых и так немного, для расширения своего военного влияния в АТР. Даже несмотря на усиливавшееся во второй половине 20 века экономическое соперничество, США шли на значительные экономические уступки для Японии, прежде всего, по закупкам новых видов вооружений и технологий8. То есть Америка усиливала Японию в одной сфере и сдерживала в другой, значительно более важной для неё. Получалась такая компенсаторная модель отношений, пусть и гарантировавшая относительную безопасность Японии, но резко понижающая её статус на международной арене. Юридической основой двустороннего союза в сфере безопасности явились соглашения, подписанные между Токио и Вашингтоном в пятидесятые годы. Так, в 1951 г. были подписаны Сан-Францисский мирный договор и Договор безопасности, а в 1952 г. — Административное соглашение9. Основой японо-американского Договора безопасности явилась статья I , в соответствии с которой «Япония предоставляла право США размещать свои наземные, воздушные и морские силы на своей территории и вблизи нее»10.

 Таким образом, в соответствии с этими документами Соединенные Штаты могли размещать войска на территории своего военного «партнера» и получили в бессрочное пользование огромное количество баз и объектов на территории Японии. Можно сказать, что эти соглашения поставили «партнера» США по военному союзу в подчиненное положение. Страна Восходящего Солнца была вовлечена в агрессивные планы Соединенных Штатов и превратилась в плацдарм для борьбы с коммунистическими странами Азии и Советским Союзом. Примечательно, что военные базы превратились в «государство в государстве», американские военнослужащие подчинялись законам только своей страны. Это создало дополнительную финансовую нагрузку на японскую экономику, вызвало волну возмущений и протестов по всей стране.

 В конце 1995 г. возник острый политический конфликт между военным командованием США и японской общественностью11. Причиной этому послужило надругательство над двенадцатилетней школьницей с Окинавы со стороны военнослужащих, расквартированных на базах США на острове. Преступление солдат Соединенных Штатов явилось поводом для небывалой волны выступлений протеста со стороны японской миролюбивой общественности против американского военного присутствия на Окинаве. Это движение охватило всю страну и даже впоследствии вышло за её пределы. Самое крупное выступление протеста против американских баз на Окинаве прошло в середине октября 1995 г. на юге острова, в парке Гинован. В манифестации приняли участие более 80 000 человек.

Несмотря на все акции протеста против военного присутствия Соединенных Штатов, токийское правительство не оказало решительной поддержки требованиям манифестантов пересмотреть японо-американский Договор безопасности. В результате переговоров в апреле 1996 г. представители Соединенных Штатов согласились лишь на незначительные уступки, чтобы снять напряженность ситуации. Была достигнута договоренность о пересмотре Соглашения о статусе вооруженных сил. Все военнослужащие, совершившие преступление на территории Японии, теперь выдаваются властям до предъявления официального обвинения.

 Итак, правительство Японии, не желая портить отношения с Вашингтоном, обошло молчанием вопрос о радикальном пересмотре Договора безопасности, затрагивающего национальное достоинство японцев.

 В середине апреля 1996 г. Японию посетил Билл Клинтон. В результате встречи на высшем уровне и переговоров между президентом Соединенных Штатов и премьер-министром Японии Хасимото Рютаро, сменившем Мураяму на этом посту, была подписана «Японо-американская декларация безопасности. Сотрудничество в двадцать первом веке»12. В документе говорилось о дальнейшем продолжении сотрудничества в военной сфере между двумя странами и о сохранении сорокасемитысячного корпуса США на японских островах. В ходе встречи в обмен на подписание этого договора американцы пошли на некоторые уступки в вопросе присутствия войск Пентагона на Окинаве. В частности, руководители США изъявили готовность передать острову 20% земли, использовавшейся под объекты США, и вернуть префектуре около десяти американских баз и полигонов, включая базу Футенма и полигон Гимбару в центральной Окинаве. Кроме того, Вашингтон согласился сократить количество ночных полетов и ограничить артиллерийские учения на острове.

 Военные базы США в Японии являются причиной экономической отсталости, роста преступности на Окинаве и поводом для протеста со стороны общественности в целом. Кроме того, присутствие солдат иностранного государства в Японии, которая претендует по развитию на одно из первых мест в мире, принижает позиции официального Токио в глазах международной общественности.

 В документе 1997 года стороны отказались от чисто оборонительного характера военного союза. «Основные направления 1997 года»13 обязывали сотрудничать Японию и США в случае «чрезвычайных обстоятельств в прилегающих к Японии районах».

 Таким образом,  соглашение предоставило вооруженным  силам двух стран достаточно  широкие полномочия в случае  возникновения конфликтов, суть  которых четко не обозначена  в документе. В конце 90-х  годов были прецеденты, когда  ВВС США, расквартированные в Японии, использовались для ведения боевых действий в том числе за пределами страны.

 На протяжении последних 15 лет США помогали Японии построить систему противоракетной обороны. В 1994 г. американская компания «Локхид» и японский концерн «Мицубиси» заключили соглашение о взаимодействии при создании систем заатмосферного перехвата THAAD14.

 9 января 2007 г. Управлению национальной обороны Японии был присвоен статус министерства. В своей речи по этому случаю премьер Синдзо Абэ отметил15, что пришло время уйти от послевоенного режима и вернуть армии должное уважение. Отказ от принципов мирной политики страны и возрождение «военного духа нации» должны способствовать вхождению Японии в клуб полноценных мировых держав.

 На протяжении последних двух лет японские политики неоднократно говорили о необходимости «потенциала сдерживания» КНДР.

 В геополитических планах США на ХХI век Японии отводится весьма почетная миссия. Она – не только важнейший, но и, что не менее значимо, надежный союзник супердержавы. Япония разрешает войскам США использовать свои гражданские аэродромы и морские порты. Позволяет инспектировать иностранные гражданские суда, следующие курсом вдоль ее берегов с грузом в период экономических санкций. На территории Японии расположено американское ядерное оружие.

В 2004 году впервые  контингент японских сухопутных войск, включающий бронетехнику, был переброшен для поддержки американской оккупации  Ирака.

Итак, в начале ХХI века Япония по-прежнему нужна США  для укрепления позиций последних  в регионе, ибо во многих стратегически важных регионах планеты политика США терпит неудачу (Ближний Восток, «похолодание» отношений между США и Европой, проявление самостоятельных тенденций в политике Латинской Америки).

 

Геополитическое развитие Японии в 21 веке.

Два десятилетия  назад мир с изумлением смотрел  на казалось бы неизбежное становление  Японии как мировой сверхдержавы  в области экономики знаний и  постиндустриального развития общества. Даже американские экономисты и политики готовы были признать приоритет Японии в  экономике высоких технологий и как центра мировой «IT империи», своего рода "японский мир"(Pax Nipponica).

 В 80-90х гг.  инновации  экономики Японии  способствовали  эффективному преобразованию интеллектуальных  продуктов в нематериальные активы чрезвычайно высокой стоимости — с дальнейшей их конвертацией в акционерный и финансовый капитал.

 При реальном объеме товарной массы, производимой Японией в те годы, в 3% от общемирового ВВП, суммарный капитал страны составлял более 40% совокупного мирового капитала.

С 60-х годов, Япония стала скупать в развитых странах интеллектуальные продукты — НИОКРы, НИРы, патенты, ноу-хау, рацпредложения и т.д. и поставила на баланс корпораций в качестве нематериальных активов  уже по  увеличенной стоимости.

 Это позволяло практически неограниченно увеличивать балансовую стоимость корпораций, в результате чего в Японии впервые в мире стоимость нематериальных активов корпораций превысила стоимость материальных, причем, в большинстве случаях — многократно.

 Произошло чрезвычайно интенсивное капиталообразование, и к 90-м стоимость акций оборачивавшихся на токийской бирже достигли астрономических по тем временам цифры — 5,2 триллиона доллара.

 Это стало флагом мировой геополитической экспансии Японии конца XX века.

 Но эмитированные  финансовые ресурсы должны иметь  свое материальное вложение. Причем  именно в развитие реальных  активов жизнеобеспечения общества.…        

 Глобальная виртуализация НМА интеллектуальной экономики, скорее всего сознательно проведенная США в 90-х годах, практически уничтожила японские геополитические амбиции в этом направлении. Это еще раз показало  до какой степени Япония была и  остается  уязвимой  страной, как и любая страна без материальных ресурсов. Она  уязвима  перед  малейшими отклонениями в  мировом  движении  ресурсов   и  торговли  и, прежде всего, от США.

Геополитические проблемы

Геополитический статус Японии, ее политическая роль в  мире совершенно не соответствуют достигнутой  экономической мощи. Политические условия, навязанные Японии США после поражения в войне 1941--1945 гг., существенно ограничивают ее свободу в выработке собственной внутренней и внешней политики, в выборе геополитического пути. Это касается и геостратегических отношений с ее ближайшими соседями.

Информация о работе Геополитическое развитие Японии