Геополитика развивающихся стран в современном мире. Проблема неоколониализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 07:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является 1)рассмотрение и анализ геополитики развивающихся стран в современном мире. 2)Рассмотрение проблемы неоколониализма.
Задачи: 1)изучение Африки и Латинской Америки в новой геополитической системе.
2)изучение проблемы неоколониализма.
Объектом исследования курсовой работы является: «Геополитика развивающихся стран в современном мире и проблема неоколониализма.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работааааа.docx

— 67.18 Кб (Скачать файл)

Геополитики справедливо  считают Африку самым конфликтогенным регионом планеты. Во второй половине ХХ в. Там произошло около 100 военных переворотов, более 50войн, жертвами которых стали около 4 млн. человек. При этом 18 войн можно отнести к числу гражданских, 11 попадают под определение геноцида и массового политического террора. Одиннадцать конфликтов считаются непогашенными и время от времени вспыхивают вновь. По данным Детского фонда ООН, на континенте самая высокая детская смертность в мире, и если учесть ее, то цифры 4 млн. (погибших на полях сражений) необходимо удвоить.

ООН не может справиться с  проблемой предотвращения и урегулирования военных конфликтов в Африке: их число не сокращается, а растет, и  военнослужащие ООН все чаще оказываются  вовлеченными в боевые действия и попадают в заложники к вооруженным группировкам. Большая проблема состоит в том, что в Африке нет стержневых государств, имеющих серьезные региональные амбиции и обладающих необходимым влиянием, чтобы оказать давление на участников конфликтов. Всемирный совет церквей и Всеафриканский совет церквей – неправительственные международные организации – пытаются участвовать в мирном урегулировании. Посреднические усилия иногда предпринимают новые региональные организации, такие, как Комитет восточноафриканских стран в составе Кении, Уганды, Эфиопии, Эритреи.

В столице Танзания Дар-Эс-Саламе создан Африканский центр по урегулированию конфликтов. Но конфессиональные и этнические стереотипы и убеждения, социально-этническая религиозная психология служит неиссякаемыми источниками нестабильности на континенте. Борьба за ресурсы, власть или территорию неминуемо сопровождается кровавыми столкновениями, при этом традиционное сознание диктует бескомпромиссные, предельно жестокие формы борьбы, поэтому достижение компромиссов и налаживание сотрудничества в этих условиях становятся крайне проблематичными.

Известно, что демократические  принципы сосуществования различных  конфессиий и этнических групп законодательно закреплены во многих конституциях африканских государств, на практике они игнорируются. В рамках религиозного и племенного сознания религиозная или этническая элита может обладать «особыми преимуществами», иметь «исторические заслуги», что позволяет ей укреплять групповую сплоченность, разжигать фанатизм, находить оправдание любым действиям, включая самые жестокие, по отношению к другим группам общества.

 

Например драматична ситуация в  Республике Либерия, богатой железной рудой, каучуком и алмазами. На протяжении нескольких последних десятилетий  эта страна пережила государственный  переворот, период военной диктатуры  и две кровопролитные гражданские  войны (1989-1996, 1999-2003). Гражданские войны и конфликты, помимо Нигерии и Либерии, продолжаются в ряде африканских государств, особенно кровопролитные – в Анголе, Конго (Заире), Сомали, Мозамбике, Руанде, Сьерра-Леоне. Эксперты считают, что в настоящее время в Африке представлено практически вся палитра угроз, с которым сталкивается человечество на рубеже ХХ-ХХI вв.: межгосударственные и гражданские войны, межэтнические столкновения, голод, производство и вывоз наркотиков, эпидемии смертоносных болезней, включая СПИД (самый высокий уровень в мире), острые социально-демографические проблемы, неуправляемые потоки беженцев.

Такое необычайное переплетение всех наиболее острых проблем современности  во многом связано с тем, что после  окончания «холодной войны» здесь  образовался «вакуум силы», поскольку  не только постсоветская Россия, но и США не стали расходовать  средства на стабилизацию ситуации на континенте. В результате в течение 1990-х гг. ВВП на душу населения в странах Африки снизился на 25%, а в странах Тропической Африки – на 30%. При этом внутренние капиталовложения уменьшились на 75%, экспорт – на 30%, импорт – на 60%19.В результате сегодня около 50% населения Тропической Африки живет менее чем на 40 центов в день, что значительно ниже международного стандарта черты бедности в 1 доллар. Из 20 самых бедных стран мира 18 находятся сегодня в Африке и с каждым годом становятся все беднее. На грани национальной катастрофы находятся Эфиопия, Ангола, Заир, Мозамбик, Либерия, Судан, Сомали. В конце ХХ в. ВВП всех африканских стран южнее Сахары, где проживает 600 млн. человек, был равен по объему ВВП одной только Бельгии с населением 10 млн. человек.

Многие аналитики видят причину  углубления экономического кризиса  в Африке в изъянах монетаристской модели развития, навязанной международными финансовыми институтами. В соответствии с этими рекомендациями считается, что достижения стабилизации возможно только путем последовательной либерализации  экономики, сокращения госсектора и  развития свободных рыночных отношений. В основе монетаристской концепции  государственного регулирования лежит  утверждение о том, что главное  преимущество рыночной экономики –  конкуренция, поэтому государство  должно вмешиваться в рыночные отношения  только в том случае, если можно  констатировать антиконкурентную деятельность экономических акторов на рынке.20

Сегодня африканские страны уже  в полной мере почувствовали разрушительную силу монетаристских экспериментов. Неудивительно  поэтому, что многие африканские  политические деятели и ученые обвиняют западные страны во главе с США в крахе экономики африканских государств. Например, заирский профессор Ж. Нталажа подчеркивает: «Западные страны действуют исключительно в интересах правящей марионеточной клики, которая больше заботится о личном обогащении, чем об интересах народа».Все это позволило американскому геополитику С. Хантингтону констатировать, что в Африке начался долговременный процесс девестернизации: значимость и влияние западных стран падают, на первый план вновь выдвигается туземная культура. Сегодня даже ЮАР проводит политику подчинения англо-африканских элементов в своей культуре африканским: «В то время как Латинская Америка все больше становится похожей на Запад, Африка становится на него похожей все меньше».21

 

 

§7Африканский Союз: проблемы становления

Сегодня важную роль в развитии «черного континента» играет Африканский  Союз- региональная международная межправительственная организация, объединяющая 53 государства, включая Сахарскую Арабскую Демократическую республику(САДР)22. Согласно Учредительному акту Африканский Союз ставит перед собой весьма значимые цели: достичь единства и солидарности между странами и народами Африки; усилить политическую и социально-экономическую интеграцию континента, поощрять сотрудничество во всех сферах человеческой деятельности, чтобы поднять стандарты жизни африканских народов. Формально в Африканском Союзе созданы Панафриканский парламент и совместные вооруженные силы, но пока эти институты не имеют значимого политического влияния на всем континенте.

По данным Всемирного банка, сегодня  наиболее стабильными и успешно  развивающимися странами Африки являются: на севере- Алжир, Египет и Марокко, на юге- Ботсвана, Маврикий, Намибия и Южная Африка. На долю этих государств приходиться почти половина ВВП Африки в долларовом выражении, причем на долю ЮАР приходиться почти 40% ВВП стран Африки к югу от Сахары. Большинство этих стран богато полезными ископаемыми: газом, нефтью, золотом, алмазами, цветными металлами и другими, что привлекает к ним инвесторов из разных стран мира (в первую очередь страны ЕС и США, в последние годы на африканском рынке активно работают «новые игроки»: Китай, Индия, ряд латиноамериканских государств и стран АСЕАН).

В связи с обострением энергетических проблем в развитых странах мира растет интерес стран Запада к  сотрудничеству с африканскими государствами, богатыми нефтью и газом. С приходом к власти новой американской администрации  Барака Обамы заметно акивизировался африканский вектор американской политики. В начале июля 2009 г. Обама  посетил Гану.  Госсекретарь США Хиллари Клинтон в 2009 г. совершила поездку по семи африканским странам, причем  ее линия маршрута пролегла по основным нефтяным державам континента (Кения, Ангола, Конго, Нигерия и др.). наиболее важным пунктом этой поездки стало обеспечение стабильных поставок нефти в США из стран- производителей нефти в Африке. По прогнозам к 2015 г. импорт нефти США из Африки составит 25% всего объема нефтяного импорта, что больше общего объема импортируемой нефти из стран Персидского залива. Это естественно заставляет ЧША проводить более активную африканскую политику, однако пока действия американской администрации являются в значительной степени популистскими. По свидетельству газеты «Нью-Йорк таймс», «Обама в Африке использовал самую сильную карту США, которой не уделялось должного внимания в последние  годы не уделялось должного внимания в последние годы: «это мягкая сила»23

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Проблема неоколониализма

Проблема неоколониализма в современном мире : Опыт стран Африки и России

В истории человечества его прошлое, настоящее и будущее имеют  тесные связи. Страшно, когда мы забываем или игнорируем историю, тем более  не древнюю, а недавнюю, последствия  которой еще не совсем исчерпаны. Темой данной статьи является одно из интереснейших политических явлений - неоколониализм. Во многих международно-правовых и политологических справочниках, изданных в последнее время, просто отсутствует  сам термин "неоколониализм"24.

В этой связи стоит напомнить, что  неоколониализм - это система неравноправных экономических, политических, военных  и иных отношений, навязанных государствами  развитого капитализма развивающимся  странам, основывающаяся на экономической  отсталости и зависимости этих стран. Двуединая цель неоколониализма - удержание  развивающихся стран в рамках мирового капиталистического хозяйства  и увеличение прибылей монополистического капитала путем обеспечения условий  для использования природных, трудовых и иных хозяйственных ресурсов этих стран в воспроизводственном  процессе империалистических государств на неравноправных условиях.

В системе неоколониализма осуществляется зависимый тип развития стран  Азии, Африки и Латинской Америки (а в последнее время - и Восточной  Европы), главной характерной чертой которого является "формирование и  изменение социально-экономических, политических и иных структур одного общества как функция от потребностей и интересов правящих классов  другого общества". Чем полнее национальные хозяйства развивающихся  стран включаются в мировое капиталистическое  хозяйство, тем в большей степени происходящие в них процессы зависят от особенностей воспроизводства капитала в развитых его центрах.

Несмотря  на возросшие темпы экономического роста молодых государств, перестройку  хозяйственной структуры на базы индустриализации и проводимые социально-экономические  преобразования, их отсталость постоянно  воспроизводится, и зависимость  продолжает оставаться доминирующим фактором их участия в мировом капиталистическом  хозяйстве25.

В качестве примера неоколониализма  рассмотрим сегодняшнее положение  дел в Африке.

Африканский континент веками был под господством  Европы. В 1960-х годах большинство  африканских стран получило "независимость". Как говорил видный деятель национально-освободительного движения Африки, первый президент  Ганы Кваме Нкрума, "во время господства европейцы грабили обширные богатства континента и причиняли невообразимые страдания африканским народам. Все, чего мы хотели от них, это доброй воли, готовности исправить старые ошибки и несправедливости и предоставить африканским колониям полную независимость"26.

Вполне  естественно, что на начальной стадии своей самостоятельности новые  африканские государства не могли  не быть экономически слабыми по сравнению  со старыми, давно сформировавшимися  государствами. Тот фактор, что они  долгое время находились в зависимости  от Европы и США в финансовом и  техническом отношениях, препятствовал  накоплению местных капиталов и  технических знаний, необходимых  для освоения ресурсов континента. Страны Африки нуждались в экономической  помощи, но в поисках этой помощи извне они оказались перед  новой серьезной опасностью, которая  не только грозит уничтожить, но может  действительно уничтожить их свободу, добытую такой дорогой ценой.

Было  бы нелогично думать, что иностранная  держава, достаточно богатая, чтобы  предоставить помощь какой-нибудь африканской  стране, не потребует от нее взамен той или иной компенсации или  привилегии для себя. История показывает, что на место одной распадающейся  колониальной системы неизбежно приходит другая, приходит незаметно, поскольку она действует замаскированными колониальными методами.

Существовали  надежды, что ООН станет гарантией  независимости и территориальной  целостности любой страны - как  большой, так и малой. Однако на деле, ООН обеспечивает мир и порядок  во всем мире лишь в той степени, в какой это допускают так  называемые "великие державы". Диктат политики силы оставляет мало надежд на то, что эта международная  организация когда-нибудь станет эффективным  и справедливым инструментом мира. События вокруг Ирака, агрессия США  против Судана, агрессия НАТО против Югославии  подтверждают это еще раз.

Ясно, что африканцы сами должны найти  решения своих проблем. И это  решение - в единстве стран Африки. Когда мы разрознены - мы слабы, но, объединившись, страны Африки могут стать одной  из самых могущественных сил, действующих  для блага всего мира27.

Хотя  в большинстве своем африканцы  бедны, наш континент обладает огромными  богатствами. Богатства недр, которые  используются сейчас только в интересах  обогащения иностранных капиталистов, включают разнообразные полезные ископаемые - от золота и алмазов до урана  и нефти. Что касается энергии, этого  важнейшего фактора экономического развития, то Африка обладает 40 процентами всей мировой гидроэлектроэнергии  по сравнению с 10 процентами Европы и 13 процентами Северной Америки. Однако до сих пор наши гидроресурсы используются менее чем на три процента. Все  это служит одной из причин существующего  в Африке парадокса: нищеты среди  богатства и лишений среди  изобилия. Неоколониализм основан таким  образом, что ни одна страна, находящаяся  в неоколониальной зависимости, не может принимать ни малейших односторонних решений в пользу развития своих интересов.

Информация о работе Геополитика развивающихся стран в современном мире. Проблема неоколониализма