Геополитика развивающихся стран в современном мире. Проблема неоколониализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 07:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является 1)рассмотрение и анализ геополитики развивающихся стран в современном мире. 2)Рассмотрение проблемы неоколониализма.
Задачи: 1)изучение Африки и Латинской Америки в новой геополитической системе.
2)изучение проблемы неоколониализма.
Объектом исследования курсовой работы является: «Геополитика развивающихся стран в современном мире и проблема неоколониализма.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работааааа.docx

— 67.18 Кб (Скачать файл)

С середины прошлого века регион становиться  одной из арен противоборства двух сверхдержав -  США и Советского Союза, причем в самом центре глобального  противостояния оказалась Куба. Исчезновение СССР ослабило «левую»часть латиноамериканского политического спектра, по континенту прокатилась волна демократизации, которую использовали силы неоконсервативного и неолиберального  толка. Запущенные ими реформы обеспечили на первом этапе макроэкономическую стабилизацию и определенный экономический рост. Но во второй половине 1990-х гг. неолиберальная волна начала «захлебываться».7

Сегодня европейские политики с  тревогой отмечают, что в Латинской  Америке к власти пришло новое  поколение политиков, которое уже  не имеет ничего общего с ценностями, ментальностью и политической щепетильностью Европы. В частности, план мирного  урегулирования в Колумбии был выработан  латиноамериканцами с помощью США  без каких-либо консультаций с Европой, и это серьезно задело самолюбие  европейцев.8

Дело в том, что последние  годы США стали достаточно высоко оценивать позитивные  отношения  с Латинской Америкой как в экономическом, так и в политическом плане. Если в первой половине 20 века преобладали откровенно политическое давление и даже военные интервенции США в регионе( в Мексике, на Гаити, в Доминиканской Республике),то сегодня преобладает более мягкое геоэкономическое давление под демократическими лозунгами гуманитарной помощи и развития партнерских отношений. Стремления американцев направлены на то, чтобы латиноамериканские политические и экономические структуры приобретали все большее сходство с Западом и были полностью подконтрольны. Прием латиноамериканских стран в НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле) во многом направлен на то, чтобы создать противовес расширению «внутренних» латиноамериканских торгово-экономических союзов.

В Латинской Америке традиционно  армия и военные играют значительную роль в политической жизни. Даже в  прошлом веке политические партии и  их лидеры редко получали власть, достаточную  для противостояния активному вмешательству  военных в осуществление политики. В Аргентине, Бразилии, Чили, Уругвае, Парагвае периодически  происходили  военные перевороты, в 1970-х годах  там были смещены законно избранные  гражданские правительства и  достаточно долго существовали военные  диктатуры. Военные сложили власть сравнительно недавно: в 1983 г. – в  Аргентине, в 1985 г.- в Бразилии и Уругвае, в 1990 г.- в Чили. Вместе  с тем, добровольно  отказавшись от власти, военные сохранили  за собой должности в кабинетах  министров, на государственной службе, продолжая контролировать внутреннюю и внешнюю политику.

Международные наблюдатели отмечают, что демократизация политической жизни  в начале 21 столетия в странах  Латинской Америки имеет поверхностный  характер. Несмотря на расширение гражданских  свобод, социальный плюрализм, конкурентные выборы, участие масс в политике, в этих странах в политической жизни продолжают доминировать элиты. Избранные президенты обладают слабым контролем над военными и полицией. Ключевые экономические решения  в странах Латинской Америки  в последние годы принимаются  с помощью советников из университетов  и частных научно-исследовательских  институтов  по согласованию с экспертами ВМФ, Всемирного банка, Федерального казначейства США и транснациональных корпораций.

§3 Кризис либерализма и победное шествие революций на континенте.

Политика интеграции в мировую  экономику, которую проводили в  последние годы некоторые латиноамериканские страны под эгидой США, только на первый взгляд принесла определенные выгоды: на первых порах быстро рос торговый оборот, экспорт увеличивался в три  раза, импорт – в четыре раза, приток иностранного капитала составил почти 330 млрд. долл. США.9  Однако в действительности использование монетаристских рецептов модернизации , связанных с сокращением государственного регулирования и социальных программ, широкой приватизацией и переходом к «свободному рынку», усилило социальную нестабильность, привело к волне кризисов в регионе, что способствовало приходу к власти левых партий.

В конце прошлого века , когда появилось понятие «новые индустриальные страны», большинство международных экспортеров называли в качестве наиболее заметных примеров новых региональных лидеров Мексику и Бразилию. Однако уже в 21 столетии все заговорили о возвышении Юго-Восточной Азии и волне кризисов в Латинской Америке. Основная причина падения темпов роста латиноамериканских стран- монетаристский курс либерализации экономики по рецептам МВФ, тогда как страны Юго-Восточной Азии пошли по пути протекционизма и защиты национальной экономики.10

Темпы роста ВВП в Латинской  Америке в начале нынешнего  века снизились в два раза и сегодня  составляют 2,7%  в год (против 5,4% в 1979-х годах). Резкое увеличение импорта  привело к банкротству национальных компаний, усилило безработицу и  инфляцию. Половина предприятий легкой промышленности прекратила существование, не выдержав конкуренции с дешевыми товарами мирового рынка. Бразилия, Колумбия, Перу, Доминиканская Республика имеют  сегодня значительный дефицит внешней  торговли. Во многих латиноамериканских странах начался процесс деиндустриализации и структурной перестройки экономики: под воздействием мирового рынка страны Латинской Америки все больше ориентируются на добычу и первичную переработку минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

 

§4 Новые геополитические векторы  Латинской Америки.

Среди новых геополитических тенденций  в Латинской Америке необходимо отметить рост китайского влияния , оживление российского присутствия в регионе, а так же стремление лидирующих стран континента к геоэкономическому союзу с ведущими странами Евразии (группа БРИК) и Азиатско-Тихоокеанского региона (форум АТЭС).

Отношения между Россией и латиноамериканскими  странами в последние годы развивается  быстрыми темпами. Это объясняется  целым рядом причин, таких как  общие позиции  России и ведущих  стран Латинской Америки по ключевым международным проблемам, заинтересованность латиноамериканских производителей в  доступе на российский рынок, рост интереса российских корпораций к зарубежным инвестициям, расширение военно-технического и космического сотрудничества, в  частности масштабные космические  проекты совместно с Бразилией. Отношения с Бразилией планируется  вывести на уровень стратегического  партнерства. В 2007 году торговый оборот Российской Федерации со странами региона  превысил 7 млрд. долл. 
США (ведущий партнер – Бразилия: почти 4 млрд.долл.),при сохранении существующих тенденций российские эксперты прогнозируют к 2017 г. уровень 20-25 млрд.долл.11

Особенно активно в последние  годы развиваются отношения с  Венесуэлой, причем не только в экономической, но и в военно-политической области. Летом 2009 г.российский президент совершил турне по Латинской Америке. Д.А. Медведев встретился с  Уго Чавесом в Каракасе, где было заключено несколько соглашений об энергетическом, экономическом и военном сотрудничестве, в том числе о помощи Москвы в развитии атомной энергетики в Венесуэле. Д.А. Медведев побывал также в Перу, Бразилии и на Кубе, были заключены важные соглашения о развитии сотрудничества с этими странами. Проведенные в 2009г. Венесуэлой совместно с ВМС РФ военные учения наглядно свидетельствуют о расширении контактов между двумя странами в военной области. Известно, что в составе российской эскадры, прибывшей в Венесуэлу, был атомный крейсер. Британская газета «The Guardian» расценила  это событие как «первую демонстрацию военно-морской мощи Москвы в регионе со времен “холодной войны”».

Россия может экспортировать в  Латинскую Америку высокие технологии, продукцию военно-промышленного  комплекса. Бразилия, Перу, Колумбия проявляют  большой интерес к покупке  российского оружия и военных  технологий, поскольку армии этих государств технически переоснащаются. Традиционно Россия поддерживает дружественные  отношения с Кубой, хотя в последние  годы они носят все более прагматический характер.

Активно развиваются сегодня контакты стран Латинской Америки с  Китаем. Лидер Венесуэлы Уго Чавес в 2009 г. побывал в Пекине и договорился о поставке 24 военных самолетов К-8. В ходе  этого визита Венесуэла и Китай достигли согласия относительно расширения сотрудничества в энергетической сфере. Сегодня Венесуэла поставляет Пекину по 500 тыс. баррелей нефти в сутки, и ожидается, что к 2012 г. эта цифра возрастет до 1 млн. баррелей. На саммите стран АТЭС глава КНР Ху Цзиньтао завил: «Китай и Южная Америка уже стали чрезвычайно близкими друзьями и партнерами». Он так же нанес визит на Кубу, где подписал ряд экономических соглашений, встретился с Раулем и Фиделем Кастро, делал заявления о дружбе между кубинским и китайским народами. Сегодня Китай является вторым по значению(после Венесуэлы) торговым  партнером Кубы, а его общий товарооборот со странами Латинской Америки с 2000-2007 г. вырос с 10 до 103 млрд. долл. США.

Помимо этого в Венесуэле  усиливается рост влияния Ирана. Чавес называет эту страну «стратегическим партнером», что вызывает особое недовольство у США. В 2009 г. венесуэльский государственный телеканал заявил, что Тегеран и Каракас начинают разворачивать в венесуэльском Боливарианском университете совместную программу для обучения студентов основам «социализма 21 века» (как Чавес именует свою политическую платформу).

В последние годы весьма активно  развиваются контакты группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). При этом интересам  не только Бразилии, но и других латиноамериканских стран вполне отвечает превращение  структуры БРИК в альтернативу «большой восьмерки», которая могла бы стать  весомым не западным центром многополярного мира. Сейчас успехи группы БРИК очевидны: за период с 2000 по2008 г. суммарная доля стран БРИК в мировом ВВП увеличилась  с 8 до 12%.12 По оценкам международных экспертов, Россия, Бразилия, Китай и Индия входят в число наиболее динамично развивающихся стран мира.13

Все больший интерес у латиноамериканских стран вызывает АТЭС- Азиатско-Тихоакеанский форум экономического сотрудничества, где представлен целый ряд стран Латинской Америки. Эта международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана, сегодня объединяет экономики 21 страны мира.14  Хотя АТЭС – достаточно молодой интеграционный блок, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. Экономическая зона АТЭС является самой динамично развивающейся в масштабах планеты, ей предсказывают роль главного лидера мировой экономики нынешнего века.

В ноябре 2008 г. состоялся очередной  саммит АТЭС в Лиме (Перу). Лидеры стран-членов форума приняли итоговую декларацию саммита, отметив приоритетные направления деятельности АТЭС: стимулирование региональной экономической интеграции, структурные изменения роли государств в инвестициях и торговле, обеспечение продовольственной безопасности и защита от высоких колебаний цен на продукты питания, повышение социальной ответственности корпораций, борьба с коррупцией, терроризмом, а также совместное противостояние природным катаклизмам, глобальному потеплению и мировому экономическому кризису.15

Таким образом, страны Латинской  Америки сегодня пытаются выстроить новые экономические и политические отношения с Китаем, Россией, Индией, странами АТЭС, пытаясь тем самым найти противовес давлению США в регионе.

 

 

§5Геополитические центры современной  Африки

 

Пестрый Африканский континент  лишь условно может быть назван единым геополитическим ареалом. Большинство геополитиков не признают существования единой африканской цивилизации, за исключением С. Хантингтона, но и сам он все время оговаривается и перед категорией «африканская цивилизация» в скобках добавляет: возможно»16. Дело в том, что север и восток Африканского континента относятся к исламскому миру, Эфиопия исторически сама по себе составляла особую цивилизацию, а в Южную Африку переселенцы из Европы (преимущественно из Голландии, Франции, Англии) принесли европейскую культуру, распространив христианство. Таким образом, здесь постепенно формируется два крупных геополитических ареала: субсахарская Африка (ниже Сахары) с возможным центром в ЮАР и северо-восточная Африка, тяготеющая к мусульманскому миру. Этот цивилизационный и геополитический раскол привел к тому, что исламские группировки фундаменталистской ориентации в 1990-е гг. откровенно встали на путь экстримизма, объявив «священную войну» против светских государств региона – Алжира, Египта, Судана.

Однако конфликтогенность африканской геополитики отнюдь не исчерпывается обозначенным расколом: гораздо опаснее сложные межэтнические отношения на континенте. В Африке проживает около 50 наций и народностей, около 3 тыс. племен. При этом государственные границы до сих пор весьма условны и часто не имеют ничего общего с историческими ареалами проживания населения. Непрерывные межэтнические войны и столкновения усиливают миграционные потоки. Весьма приблизительные данные ООН свидетельствуют о том, что общая численность беженцев на континенте в конце ХХ в. (в связи с войнами в Судане, Руанде и Буруни) составляла 7 млн. человек17. Региональные потоки рабочих-мигрантов направляются в основном в Нигерию, ЮАР, Габон и Берег Слоновой Кости.18

В политическом плане в современной  Африке развиваются преимущественно  авторитарные режимы, они господствуют в 38 из 45 государств Тропической Африки. Причины выбора авторитарного пути развития в основном состоят в племенной культуре (диктаторы – это, как правило, вожди племен), низком уровне экономической жизни, отсутствии элементов гражданского общества, в сильных межэтнических противоречиях, обуздание которых требует «сильной руки».

§6Африка самый конфликтогенный регион планеты

Информация о работе Геополитика развивающихся стран в современном мире. Проблема неоколониализма