Геополитика и национальная безопасность России в конце ХХ в. и в XXI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 09:13, курсовая работа

Краткое описание

Геополитика является одним из влиятельнейших интеллектуальных направлений ХХ века, определяющих характер исследований в таких областях, как внешнеполитическая и военная стратегия государств, национальные интересы, национальная безопасность, на анализ и прогнозирование локальных и глобальных международных конфликтов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Геополитическое положение России на современном этапе…6
1.1 Россия в постсоветском пространстве………………………………………6
Глава 2. Концепция национальной безопасности: проблемы
формирования и реализации…………………………………….11
2.1 Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты………………………………………………………….11
2.2 Национальные интересы России во внешней политике…….13
2.3 Национальные интересы России в обеспечении безопасности……14
2.4 Национальные интересы России во внутренней политике……………..16
Глава 3. Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления…..17
Заключение……………………………………………..33
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Шарапов переделанная.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

     Во  внешней политике Японии четко прослеживается тенденция использования экономических  и политических рычагов в целях благоприятного для Японии решения территориальной проблемы. Она, как известно, считает своими, принадлежащие России, острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабоман и спорными называет остальные Курильские острова и Южный Сахалин.

     Серьезную опасность таит в себе развитие отношений между корейскими государствами. Военный конфликт между Северной и Южной Кореей может привести к столкновению интересов США, Китая и России.

     Огромная  часть российской границы от Казахстана до Японского моря разделяет и  соединяет нас с самой могущественной в геополитическом и военном отношении страной Азиатско-Тихоокеанского региона – Китаем. Поэтому отдельно необходимо проанализировать позицию Китая, который продолжает укреплять свою роль в мире, регионе и наращивать военно-экономический потенциал. Бурное развитие этого региона требует от России осознания своих геополитических интересов. Можно предположить становление в долгосрочной перспективе Китая как сверхдержавы второго ранга. К сожалению после развала СССР политика Москвы не обрела в АТР стратегической целеустремленности, тактической четкости и гибкости. В ней по-прежнему преобладают евроцентризм и ориентация на решение сиюминутных азиатских проблем, хотя в конце ХХ в. наметился позитивный сдвиг; он заключается в более тесном экономическом, стратегическом сотрудничестве с гигантом АТР. Эти шаги российского правительства позволяют надеяться на исторический поворот в геополитике страны. Последние события в Югославии и Афганистане вынудили Китай более тесно координировать с Россией свои усилия по противодействию идеям однополюсного мира и попыткам США их реализовать. Однако в отношениях с Россией Пекин стремится к получению односторонних выгод и преимуществ. С геополитической, военной, экономической точек зрения самой уязвимой частью РФ является граница с Китаем. Китай быстро набирает экономическую и военную силу. Вместе с тем он отягощен проблемами быстрорастущего перенаселения и недостатка природных ресурсов. Сегодня более чем миллиардное население Китая (25% населения мира) растет на 1,1 процента в год, тогда как экономика растет еще быстрее – более чем на 10 процентов в год. В силу этих причин в некоторых приграничных районах Приморья китайцев стало в 1,5-2 раза больше, чем русскоязычного населения. Несмотря на заключенные с Россией соглашения, Китай продолжает выдвигать притязания на целый ряд российских территорий (часть территории Читинской и Амурской областей, Хабаровского и Приморского краев). Огромная российская территория – это запустение, заброшенность гигантских регионов Сибири и Дальнего Востока, богатых практически всеми видами сырья и энергоресурсов, огромными массивами тайги, полей, лугов и т.д. На Сибирь и Дальний Восток приходится ½ мировых запасов угля и почти 1/3 – нефти и газа.1

     Всего же на территории от Урала до Дальнего Востока залегает почти 80% всех разведанных запасов угля, 7,1 млрд. т железных руд, 98,5 млн.т марганцевых руд, а запасы древесины (в том числе наиболее ценных хвойных пород) превышают 40 млрд.м3. Численность же населения от Байкала до Владивостока – всего около двух десятков миллионов, тогда как в Китае – более 1,2 млрд.человек.2 Заселенность региона – очаговая при рыхлой инфраструктуре. Кроме того, большинство территорий от Казахстана до Владивостока представляют собой зону рискованного земледелия, а в конце ХХ в. они стали настоящими очагами экономического и экологического бедствия.

     В силу названных и других причин, предопределяющих жизнь этого региона, следует особо подчеркнуть, что  развитие громадных богатейших территорий нельзя доверять только рынку. Государство обязано планировать развитие его производительных сил. Без решения данной проблемы Россия не сможет конкурировать с другими мировыми державами. Для этого необходима хорошо продуманная научная стратегия развития региона, поддержанная выверенной внешней политикой. Такая строго научная программа позволит России вовремя включиться в процесс геополитической и геоэкономической революции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай подает нам пример. Он реально претендует на роль супердержавы, мирового лидера первой половины XXI в.

     Необходима  программа стратегического развития политических, экономических, культурных отношений со странами АТР и прежде всего с Китаем. Внутреннюю и внешнюю  политику России следует выстроить  в единую логическую непротиворечивую систему с четко сбалансированными взаимосвязями и обозначенными целями. Эта программа должна предусмотреть совместные действия двух великих государств-соседей в создании баланса противодействия геополитическим устремлениям США как супердержавы, желающей построить новый порядок в монополюсном варианте.

     Необходимо  видеть российско-китайские отношения  как равноправное доверительное  партнерство с целью стратегического  взаимодействия в XXI в., как долговременные международные связи нового типа, не направленные против третьих стран и полностью отвечающие коренными интересам наших народов, способствующие миру и безопасности в АТР и во всем мире.3

     Вышеперечисленные и другие события и процессы, которые  сегодня наблюдаются в мировом  сообществе и вблизи границ России, позволяют сделать некоторые выводы, характеризующие состояние ее национальной безопасности и основные направления военной политики в начале XXI века.

     Во-первых, в современной международной  обстановке происходят динамичные, подчас радикальные изменения. На обломках биполярного мира, основанного на конфронтации двух сверхдержав, формируются новые структуры международных отношений. Создаются реальные материальны и духовные предпосылки для мотивированного вмешательства (в том числе нельзя исключать и военного) США, Турции и других стран в районы, находящиеся в непосредственной близости к России.

     Во-вторых, в целом международная обстановка в мире остается сложной. Строительство  нового мирового порядка сопровождается обострением борьбы за сферы влияния, источники сырья рынки сбыта, что может привести к возникновению новых очагов напряженности и конфликтов, непосредственно затрагивающих национальные интересы России и влияющих на стабильность в стране.

     В-третьих, наиболее реальными угрозами безопасности России являются: приближение военной инфраструктуры НАТО к границам России, возможная эскалация вооруженных конфликтов в Закавказье и Центральной Азии, территориальные притязания к России со стороны ярда государств. А любой конфликт вблизи больших запасов нефти и транспортных магистралей может быть использован для военного вторжения на территорию России.

     В-четвертых, Россия не «вписывается» в нынешнюю модель глобализации на условиях Запада. В этой ситуации не стоит забывать, что приоритеты использования военной силы для решения спорных проблем остается существенным признаком современной действительности. В США и ряде стран НАТО есть определенные круги политиков и военных, которые делают ставку не на мирный переговорный процесс, а на грубую военную силу, что наглядно продемонстрировано в Югославии весной 1999 года.

     В-пятых, в период до 2010 года основную угрозу для России будут представлять военные  конфликты в ближнем зарубежье. Здесь возможна эскалация вооруженных  конфликтов на Кавказе с их интернационализацией за счет вмешательства стран НАТО, а также на Украине, в Белоруссии и в Приднестровье, где нестабильность внутриполитической ситуации (при их общей военной слабости) создает благоприятные условия для военного вмешательства во внутренние дела этих государств или иных стран под видом миротворческой деятельности.

     Таким образом, исходя из сложившейся обстановки и того, что высшим приоритетом  государственной политики России является защита интересов личности, общества и государства, необходимо обозначить основные цели военной политики России на современном этапе.

     1) Обеспечение надежной безопасности  страны, сохранение и укрепление  ее суверенитета и территориальной  целостности, прочных и авторитетных  позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере  отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельны центров современного мира, и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала.

     2) Воздействие на общемировые процессы  в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права включая, прежде всего, цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами.

     3) Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, спешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

     4) Формирование пояса стабильности по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах.

     5) Поиск согласия и совпадающих  интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач безопасности мира, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия.

     Одной из основополагающих целей пограничной  политики РФ является защита национальных интересов страны и обеспечение  безопасности личности, общества и  государства на государственной  границе и в прилегающим к  ней пограничном пространстве, то есть обеспечение пограничной безопасности России.

     Главная цель пограничной безопасности –  укрепление суверенитета и территориальной  целостности России, достижение стабильной обстановки на ее государственной границе  и в пограничных пространствах, строительство адекватной существующим и потенциальным угрозам системы обеспечения пограничной безопасности, создание благоприятных условий в пограничной сфере для реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства.

      

     В настоящее время угрозы безопасности России, исходящие из-за границы, носят преимущественно невоенный характер (международный терроризм, наркотрафик, незаконная миграция, расхищение природных ресурсов, контрабанда товаров и грузов) и показывают все более негативное влияние на внутриполитическую обстановку, экономику, социальную сферу и развитие криминогенной ситуации в стране.

     Борьба  с противоправной деятельностью  через границу на сегодня и  в обозримом будущем составляет главное содержание деятельности Пограничной службы ФСБ России. Совершенно очевидно, что основу системы мер в этой борьбе должны составлять не военные, а оперативные (разведывательные контрразведывательные и оперативно-розыскные) формы и методы решения задач, а также специальные действия войсковых сил на различных участках государственной границы.

     На  Северо-Кавказском участке государственной  границы.

     Обеспечение пресечения деятельности незаконных вооруженных  формирований и экстремистских групп  на границе, а также преступных группировок, занятых в сфере контрабанды и незаконной миграции; охрана морских биологических ресурсов Азовского, Черного, Каспийского морей; участие в создании необходимой пограничной инфраструктуры на не обустроенных участках границы; организация контроля совместно с Государственной Пограничной службой Украины за проходом иностранных судов в Азовском море и Керченском проливе.

     На  Юго-Восточном участке государственной  границы.

     Обеспечение контроля за соблюдением режима границы; пограничный контроль и пропуск  лиц, транспортных средств и грузов, следующих через границу в пунктах пропуска; войсковое и оперативное прикрытие участков границы, прилегающих к пунктам пропуска; выявление и пресечение каналов незаконного пересечения границы лицами, причастными к деятельности международных террористов, незаконных вооруженных формирований и экстремистских групп, а также каналов незаконной миграции и контрабанды.

     На  Забайкальском участке государственной  границы.

     Обеспечение выявления и пресечения каналов  незаконной миграции в РФ, деятельности преступных групп и лиц, специализирующихся на разбойных вооруженных нападениях с кражей скота, контрабандой, браконьерской или иной противоправной деятельности на границе; действенной работы с местным населением, правоохранительными органами по недопущению нарушений режима границы и пограничного режима; предупреждение возможных конфликтных ситуаций на границе.

     На  Дальневосточном участке государственной  границы.

     Обеспечение недопущения противоправного изменения  прохождения границы; соблюдение режима границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска; пресечение неправомерных действий китайских рыбаков, а также контрабандной деятельности граждан России и Китая на границе; контроль за китайскими судами при проходе ими мимо города Хабаровска из реки Амур в реку Уссури и обратно.

Информация о работе Геополитика и национальная безопасность России в конце ХХ в. и в XXI в