Геополитика и национальная безопасность России в конце ХХ в. и в XXI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 09:13, курсовая работа

Краткое описание

Геополитика является одним из влиятельнейших интеллектуальных направлений ХХ века, определяющих характер исследований в таких областях, как внешнеполитическая и военная стратегия государств, национальные интересы, национальная безопасность, на анализ и прогнозирование локальных и глобальных международных конфликтов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Геополитическое положение России на современном этапе…6
1.1 Россия в постсоветском пространстве………………………………………6
Глава 2. Концепция национальной безопасности: проблемы
формирования и реализации…………………………………….11
2.1 Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты………………………………………………………….11
2.2 Национальные интересы России во внешней политике…….13
2.3 Национальные интересы России в обеспечении безопасности……14
2.4 Национальные интересы России во внутренней политике……………..16
Глава 3. Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления…..17
Заключение……………………………………………..33
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Шарапов переделанная.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

     В широкий оборот термин «национальная  безопасность» был введен в 1904 г. Т.Рузвельтом для обоснования значимости Панамского канала для интересов  США.

     Национальная безопасность — совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

       Национальная безопасность —  способность нации удовлетворять  потребности, необходимые для  ее самосохранения, самовоспроизведения  и самосовершенствования с минимальным  риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния.

       По определению российского политолога  Н. А. Косолапова, национальная  безопасность — это стабильность, которая может поддерживаться  на протяжении длительного времени,  состояние достаточно разумной  динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации.

     Проблема  национальной безопасности не решаема  в рамках одной страны и предполагает нахождение ответа на вызовы и угрозы современного мира. Таким образом, к потенциалу страны можно отнести и реагирование на существующие угрозы, и выработку долговременной стратегии. Безусловно, существует не только теоретической решение проблем безопасности, предполагается и практический сценарий по нейтрализации угроз. Национальная безопасность ориентирована на взаимосвязь внешней и внутренней ее сторон.

     В связи с крушением СССР и глобальными  переменами Россия стала огромной зоной нестабильности, которая имеет факторы внешней угрозы. Геополитические аспекты безопасности имеют внешние параметры. По мнению К.С.Раджиева: «Россия, по меньшей мере, тремя фасадами выходит на внешний мир: западным, обращенным к евро-американскому миру; южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру; восточным – к Азии и АТР».

     Россия  является центром стран постсоветского пространства, потенциально образует геополитическую ось новой группировки  стран и народов. Безопасность России связана с развитием отношений с Украиной, Белоруссией, Казахстаном. Административные границы со странами СНГ не оформлены как государственные. Это границы России с Беларусью, Украиной, Казахстаном и Азербайджаном. Россия охраняет границы по периметру бывшего СССР. Потенциально Россия в рамках СНГ способна решить проблемы как экономической интеграции, так и единого военно-политического пространства. Но возникают следующие вопросы:

     1. Неопределенность статуса Каспийского  моря, на которое претендуют Россия, Азербайджан, Иран, Туркменистан и Казахстан.

     2. Проблема прокладки через территорию  Азербайджана и Грузии евразийского  транспортного коридора, соединяющего  Центральную Азию с Европой.  Возникновение альтернативных транспортных  коммуникаций.

     3. Необходимость укрепления позиций  России в Азербайджане, богатом нефтью.

     В создавшихся условиях Россия должна идти на сотрудничество и создание системы дружественных государств в рамках СНГ. Как утверждает К.С. Раджиев: «Одна из главных целей, стоящих в настоящее время перед Россией, - подтвердить свой статус великой державы (или супердержавы) в иерархии стран и народов в современном мировом сообществе по важнейшим экономическим, социальным, политическим, культурным, технологическим и иным параметрам».

     Внешнеэкономическая стратегия России должна быть ориентирована не на конфронтацию, а на сотрудничество. Должны быть пресечены все попытки военно-силового давления на Федерацию. В настоящее время, кроме пяти официально признанных ядерных держав, в мире насчитывается еще примерно 10 стран, которые находятся на пороге его создания и способны превратиться из потенциальных в реальных обладателей ядерного оружия. Причем это в основном страны с нестабильным военно-политическим климатом, расположенные в непосредственной близости от России.

     В настоящее время, по существующим данным, военные бюджеты Германии, Франции, Великобритании и Китая (не говоря о  США) на национальную оборону превосходят  аналогичные расходы Российской Федерации соответственно в 1,5; 2,1; 1,7; 7,6 раз (это притом, что по своей численности вооруженные силы России уступают только численности вооруженных сил Китая). Очевидно, что при таком положении ядерный щит играет более важную роль, чем раньше, в обеспечении обороноспособности страны. Именно ядерные силы являются ключевыми при определении статуса России как великой военно-политической державы. В данном контексте вполне оправданным представляется то, что в своей военной доктрине Россия не подтвердила декларированное ранее Советским Союзом обязательство не применять первым ядерное оружие, поскольку такое обязательство противоречило бы главной установке, согласно которой это оружие рассматривается не как средство ведения войны, а как средство сдерживания возможного агрессора. Таким образом, к механизмам современной геополитики можно отнести:

     1) силовое сдерживание агрессии (ядерное  сдерживание);

     2) концепцию войны с нулевыми  безвозвратными потерями.

     Примером  может являться уничтожение военного потенциала Ирака;

     3) информационную войну, то есть  комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны с целью принятия нужного решения;

     4) структурную перестройку экономической  системы.

     Внутренние  угрозы в России увеличились многократно:

     1) это несопоставимое с ее промышленным  потенциалом падение промышленного производства;

     2) резкое социальное разделение, миграционная  неустойчивость;

     3) финансовая нестабильность, переход  экономики в разряд колониально-сырьевой;

     4) региональный сепаратизм;

     5) рост преступности, наркомании.

     Изменение геополитического положения России наложило отпечаток на понимание  вопросов безопасности. В современный  период интересы самосохранения и устойчивого  развития, безусловно, являются геополитическими факторами. Концепция самосохранения должны быть направлена на выработку национальной идеи, ориентированной на статус России как великой державы.

     Национальную безопасность можно рассматривать в качестве системы, порождающей стабильность, в противовес системам, несущим в себе нестабильность.

     Источники нестабильности можно разделить  на внешние и внутренние.

     Среди внутренних факторов обеспечения национальной безопасности следует выделить:

     - экономические;

     - политические;

     - национальные;

     - экологические;

     - информационные.

     Модель  безопасности должна строиться от защиты к защите изнутри. Внутренняя национальная безопасность предполагает:

     1) стабильность;

     2) экономическое преуспевание;

     3) оптимальное существование;

     4) моральное здоровье общества.

     Обеспечение национальной безопасности предполагает учет возможных сценариев развития ситуации в России и противодействия  следующим угрозам:

     1. Угроза распада общества (расслоение  по экономическим, политическим, религиозным характеристикам). Распад общественных связей (создание агрессивных полюсов).

     2. Сценарий внутренней угрозы –  уничтожения интеллекта общества, биологического вымирания.

     3. Угрозы этнических факторов.

     4. Угрозы усиленной регионализации. Слабость центральной власти, экономический коллапс вызывает попытку сохранить управляемость в отдельном регионе. Вариант ограниченной стабильности на семейном, региональном уровне.

     В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам, особенно исполнительной власти.

     Геополитическая ситуация в мире в начале XXI века бурно изменяется и характеризуется постоянными столкновениями политических, экономических и военных интересов стран и коалиций государств. В этой обстановке многих волнует вопрос: «Существует ли непосредственная угроза безопасности России, откуда она исходит, каков ее характер, каковы должны быть меры защиты?».

     Какие процессы происходят сегодня по периметру  наших государственных границ?

     На  севере отношения России и Норвегии осложнены неурегулированностью вопроса границы континентального шельфа и между экономическими зонами.

     Настораживает и постепенный отход от традиционного  нейтралитета Финляндии и Швеции. Тем более что ряд политических кругов Финляндии уже предъявили территориальные претензии к  России (на часть Карелии), а определенные круги Финляндии стремятся к объединению с близкими по языку карелами, саамами, коми и венсами.

     На  западе источниками напряженности  могут стать, во-первых, выдвигаемые  в Литве, Польше и ФРГ требования демилитаризировать Калининградскую область. Одним из вариантов возможного развития ситуации в регионе является установление контроля над Калининградской областью со стороны международных организаций под предлогом оказания ей всесторонней помощи с последующим приданием статуса свободной экономической зоны. При этом не исключается вариант ее полного отделения в будущем от России с дальнейшей переориентаций на Германию или Литву. В данном контексте России отводится роль второстепенного партнера при решении этого вопроса и в дальнейшем предполагается вытеснение ее из пространства Балтийского моря.

     Во-вторых, дальнейшее продвижение блока НАТО на восток. На состоявшейся в Праге  в ноябре 2002 года саммит НАТО получили приглашения очередные семь стран  – Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Словения, Болгария, Румыния, которые стали членами альянса летом 2004 года. Руководство блока в свою очередь, не дожидаясь свершения этого факта, оказывает им всестороннюю военную помощь и формирует новые группировки. Так, например, начато объединение балтийских ВМС, в состав которых должны войти корабли Германии, Дании, Польши, Латвии, Литвы и Эстонии.

     В-третьих, территориальные притязания Литвы  на отдельные районы, в частности, на Куршскую косу, местность в районе озера Выштитие, могут встретить  поддержку среди части высших политических кругов Запада. В связи с этим обострение региональных конфликтов (например, по территориальным проблемам) может привести к резкому ухудшению отношений стран Балтии, НАТО и России.

     В-четвертых, неблагоприятное для России положение на этом стратегическом направлении усугубляется активным вовлечением стран Восточной Европы и Балтии в сферу военного влияния НАТО через программу «Партнерство во имя мира».

     На  юго-западе беспокоит, прежде всего, усиление сепаратизма и исламского экстремизма. Наличие постоянно тлеющих и готовых в любой момент разгореться вновь очагов конфликтных ситуаций в Чеченской Республике, между Грузией и Абхазией, Арменией и Азербайджаном, возрастание происламских настроений в Закавказье и среднеазиатских республиках СНГ создают опасные предпосылки для реализации идей «истинного ислама» на базе воинствующего национализма.  

     Конфликтная ситуация, чреватая серьезными осложнениями, складывается также вокруг нефтегазодобычи  на континентальном шельфе Каспийского моря и транспортировки добытого сырья.

     На  юге характерной чертой обстановки является стремление ослабить позиции  России в регионе на фоне доминирования  тенденции обострения межгосударственных и внутригосударственных противоречий этнического, религиозного и межкланового характера. Это проявляется в поддержке извне антироссийских действий как через приграничные с нами государства СГ, так и через антифедеральные силы на территории России. Уже сегодня действия международных экстремистских исламских организаций в Центральной Азии оказывают свое влияние на Приволжский и Уральский регионы России. Причинами возникновения конфликтной ситуации здесь служат межгосударственные и внутригосударственные противоречия в Таджикистане и Афганистане. Турция при поддержке международных монополий, и прежде всего американских, а также некоторых закавказских государств, кроме того, препятствует российскому проекту, предусматривающему доставку нефти и газа в Европу из Средней Азии и Закавказья через порт Новороссийск, пытаясь реализовать свой, в соответствии с которым нефтегазопроводы пройдут через ее территорию с выходом в Средиземное море.

     На  востоке национальным интересам  России противоречат претензии со стороны  Японии, Китая и США на раздел сфер влияния и захват лидирующей роли в регионе, территориальные притязания указанных стран к нашему государству, хищническое разграбление морских богатств в российской экономической зоне.

Информация о работе Геополитика и национальная безопасность России в конце ХХ в. и в XXI в