Геополитика Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:18, реферат

Краткое описание

Площадь — 244,1 тыс. км. Население — 59,5 млн. чел. (1998 г.)
ВВП — 1,1 трлн. долл. ВВП на душу населения — 20800 долл.
Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) — седьмая страна мира по экономичес¬кой мощи (после США, Китая, Японии, ФРГ, Индии и Фран¬ции). Великобритания имеет под контролем 14 колониальных и зависимых территорий с населением около 6 млн. чел.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Промышленное освоение газа на шельфе началось в 1967 г. Добыча его в 1998 г. достигла 66 млрд. м3, и страна занимает пятое место в мире по этому показателю после России, США, Канады и Нидерландов. Но внутренние потребности не удовлетворяются за счет собственного газа, и часть его поступает из Норвегии (около 3 млрд. м3) по морским газопроводам к магистральной линии Лондон — Ланкашир и другим центрам (газовой столицей считается Бактон на юго-восточном побережье) и разветвляется от них по всей стране.

На ТЭС, а они работают в основном на угле, было выработано 70,3% электроэнергии, на АЭС — 27,7, на ГЭС — 2. До 1970 г. страна была мировым лидером в производстве атомной энергии, но ее значение снизилось в связи с освоением запасов нефти и газа. Роль гидроэнергетики мала, имеются лишь небольшие станции в Шотландии и Северной Ирландии. Все станции входят в единую энергосистему «Супергрид»  («сверхрешетка»).

Черная металлургия - одна из старейших отраслей промышленности. Значение отрасли все последние десятилетия снижалось, хотя она и остается одной из базовых. Выплавка стали в 90-х годах составляла около 17 млн. т. Около половины ее Великобритания экспортирует, в основном в страны ЕС, оттуда же ввозит прокат. В качестве топлива используется главным образом собственный кокс, но растет и доля импортного. Месторождения железной руды в сильной степени исчерпаны, поэтому 80% ее получают по импорту из Канады, Бразилии, Швеции. Страна полностью зависит от импорта легирующих металлов.

Родиной черной металлургии  является Мидленд, где на базе собственного сырья и топлива были построены первые сталелитейные заводы в Бирмингеме, Вулверхемптоне, Корби, Сканторпе; Шеффилд длительное время считался столицей черной металлургии. С переходом на импортное сырье и топливо были созданы крупнейшие предприятия в портах: в Мидлсбро и Ньюкасле на северо-востоке страны, Порт-Толботе в Южном Уэльсе, в районе Глазго и др.

Крупнейшая государственная компания «Бритиш Стил корпорейшн» - четвёртая сталелитейная компания мира. Кислородно-конверторным способом сейчас выплавляется до 70% стали, остальное — в электропечах. Главными металлургическими районами ныне являются Южный Уэльс (Порт-Толбот) и северо-восток страны (Лакенби-Редкар).

Цветная металлургия работает на импортном сырье. В основном выплавляются вторичные металлы (первичные преобладают лишь в производстве олова, алюминия, в меньшей степени — меди). Из-за высокой зависимости от импортного сырья большая часть цветных металлов производится в портах эстуария Темзы, Южного Уэльса, Ланкашира и др. Производство алюминия ведется у ГЭС Шотландии, но большее значение имеют центры около атомных станций Линмут на северо-востоке и Холихед на о. Англси. Производителями вторичных цветных металлов являются крупные машиностроительные центры. Спрос на цветные металлы сохраняется в связи с развитием новейших отраслей.

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности, его доля в стоимости промышленной продукции составляет 42%, оно обеспечивает 45% экспорта страны. По уровню производства страна находится на пятом месте в мире после США, Японии, ФРГ и Франции, а по сложности отраслевой структуры в Европе уступает только ФРГ. Качество продукции обеспечивается высококвалифицированной рабочей силой. Великобритания специализируется на выпуске нестандартной, дорогой продукции.

По стоимости продукции и числу занятых выделяется общее машиностроение, которое специализируется на производстве дорожной техники, энергетического оборудования (турбоагрегаты, паровые котлы, оборудование для АЭС), сельскохозяйственной техники, медицинского оборудования и т. д. Великобритания — одна из ведущих стран мира в тракторостроении. Все большее развитие получает станкостроение, особенно производство станков с числовым программным управлением.

Транспортное  машиностроение долгое время было лидирующей отраслью, но значение его в последние десятилетия снизилось. Ведущей отраслью остается автомобилестроение, где, как ни в какой другой развитой стране, сильны позиции иностранного капитала. Созданы филиалы крупнейших автомобильных корпораций мира: «Ровер» (филиал «БМВ», ФРГ), «Форд» (включая «Ягуар», США), «Воксхолл» (филиал «Дженерал Моторс», США), «Талбот» (Франция), «Хонда», «Ниссан» и «Тойота» (Япония). Среди английских автокомпаний ведущее положение занимают «Роллс-Ройс» и «Бритиш Лейленд» (хотя и здесь наблюдается проникновение иностранного капитала). Основные заводы располагаются в крупнейших агломерациях: Большом Лондоне (Лутон), Бирмингеме, Ковентри, Дерби, Бристоле, Ливерпуле, Оксфорде.

В судостроении старейшей отрасли страны, Великобритания оставалась мировым лидером до 1965 г., а сейчас она оттеснена во вторую десятку. Освоение нефтяных и газовых месторождений на шельфе: начали строиться специализированные суда и буровые платформы, а также оборудование для них. Около половины судов производится в Клайдсайде (Дамбартон, Гринок), где выпускают в основном пассажирские суда; вторым крупным центром (до 40% судов) является Тайнсайд (Сандерленд и Саут-Шилдс), главная специализация его — грузовые суда; среди других центров можно назвать Беркенхед,  Барроу, Портсмут,  Плимут,  Белфаст.

Ведущим   производителем   ЭВМ   является   компания «Интернешнл компьютерс лимитед» («Ай-Си-Эл»). В 90-е годы страна стала лидером в Европе по уровню насыщенности экономики. В начале 90-х годов парк промышленных роботов составлял более 10 тыс. (собственное производство — 50%). Великобритания заняла второе место в Европе после ФРГ по разработкам и выпуску полупроводниковых приборов для различных целей. Значительное внимание уделяется производству радиоэлектронного оборудования, основным потребителем которого является компания «Бритиш телеком», представившая свое новое изделие — видеофон. Создана самая мощная в Западной Европе автоматизированная система информационного поиска и самая совершенная система связи между учреждениями — «Джанет». Как и в других странах, развитие новейших технологий шло с созданием ряда научно-технологических парков (НТП), одним из ведущих является НТП на базе Кембриджского университета.

Великобритания занимает сильные позиции и в области аэрокосмической промышленности. Из 20 крупнейших компаний мира по производству продукции военно-промышленного комплекса три английские: «Бритиш аэроспейс», «Дженерал электрик» и «Роллс-Ройс» (в США — 10, во Франции — 5, в Германии — 1, Японии — 1). Они специализируются на производстве авиационных двигателей, самолетов, авиаракетной техники.

Производство электронной продукции, изделий новейших технологий сосредоточено в Большом Лондоне, авиаракетная промышленность сформировалась на юге (Бристоль, Лондон) и в центре (Дерби).

Химическая  промышленность занимает второе место после электроники по объему НИОКР. Полностью изменилась ее сырьевая база, основу которой прежде составляли продукты коксохимии; в настоящее время главными видами сырья стали продукты нефтепереработки. По масштабам химического производства страна находится на третьем месте в Европе (после ФРГ и Франции). В отраслевой структуре преобладает химия органического синтеза. Главной химической корпорацией страны является «Империал Кемикэл Индастриз» (ИКИ), занимающая шестое место среди ведущих химических корпораций мира и дающая половину химической продукции Великобритании. Роль основной химии сохраняется: в последние годы расширилось производство минеральных удобрений, хотя кроме собственного сырья используются и импортные фосфориты. Значительны масштабы производства соды, кислот, хлора и др.

Для новейших отраслей химии  характерно тяготение к портовым городам с развитой нефтепереработкой. Крупнейшим районом производства химикатов является юго-восток страны, где лидирующее положение принадлежит Большому Лондону (отрасли тонкой химии, особенно фармацевтика) и Фоли (химия органического синтеза). Район производства продукции основной химии в сочетании с нефтехимией сформировался в Ланкашире и Чешире. На северо-востоке работает комплекс производств — в центрах Билленгем, Уилтон, Тиспорт, где основу составляет нефтехимия. В Шотландии в Грейнджмуте на базе нефтепереработки недавно возник центр нефтехимической промышленности; одним из новейших районов производства стал Иммингем в Хамберсайде.

Текстильная промышленность сыграла исключительную роль в промышленном развитии страны, это одна из самых старых отраслей. До 1920 г. она занимала лидирующее положение в экономике страны и внеконкурентное — в мире. Ослабление связей с бывшими колониями, а также сдвиг этой отрасли в страны с дешевой рабочей силой привели к ее падению в метрополии. Однако до сих пор она остается заметной в международной специализации Великобритании. Главными районами являются Северо-Западная Англия (Ланкашир дает 23% всего производства), Западный Йоркшир (главным образом, шерстяная промышленность), Восточный Мидленд (трикотажное производство), Шотландия и Северная Ирландия. Наряду с хлопчатобумажными и шерстяными возрастает производство синтетических тканей.  Крупнейшими центрами являются Манчестер,Лестер, Лондон, Престон, Болтон. Глазго является «ковровой» столицей страны, льняное производство распространено в Северной Ирландии. Значительная часть тканей экспортируется, главным образом в страны ЕС.

Сельское хозяйство

Великобритании одно из самых продуктивных и механизированных в мире. Своеобразие аграрных отношений состояло в том, что крупные землевладельцы лендлорды сдавали землю в аренду. В настоящее время 2/3 сельскохозяйственных угодий выкуплены и являются собственностью фермеров. Доля сельскохозяйственной продукции ВНП составляет 1,4%.

Обрабатываемая  площадь занимает 1,3 млн. га, под пастбищами и лугами занято 5,8 млн. га, целом  в сельском хозяйстве используется 77% территории страны, хотя сейчас эти площади сокращаются.

В стране имеется 244 тыс. фермерских хозяйств, средний размер их (около 70 га) заметно выше, чем в других странах «Западной Европы, но меньше, чем в США и Канаде.

Самообеспеченность сельскохозяйственной продукцией составляет около 80% (до войны - лишь 30%).

Сельское хозяйство  характеризуется резким преобладанием животноводства над растениеводством. Насчитывается около 12 млн.  голов крупного рогатого скота, преобладает молочное и мясомолочное направление. Кроме этого хорошо  развиты овцеводство мясного и шерстного направления  (43  млн.  голов),  свиноводство  (около  8  млн.  голов)  и птицеводство.  Для животноводства в  стране самые благоприятные   природные   условия:   обширные   пастбища  и  луга,   их площадь превышает половину всех сельскохозяйственных угодий. Главными районами скотоводства и овцеводства являются Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия, а также Северная и Юго-Западная  Англия,   где возможен   круглогодичный  выпас скота.   Свиноводство  и птицеводство  развиваются в основном на промышленной основе на юго-востоке и юго-западе страны.

 В   растениеводстве  ведущее положение занимает  зерновое хозяйство.  По  посевной площади на первом месте находится пшеница (60%),  ячмень  — на втором (37%),  остальная площадь занята овсом. Валовой сбор пшеницы в 1997 г. составил 16  млн.   т,  урожайность  —  одна из самых  высоких  в  мире (72,7   ц/га).   Ежегодный  экспорт  составляет  около 3 млн.т., главным образом в страны ЕС, но для полного удовлетворения кормами ввозится кукуруза (1,5 млн. т). Выращиваются также картофель, сахарная свекла, овощи, фрукты. Основные районы растениеводства располагаются вдоль всего восточного побережья, но при этом главной житницей является Восточная и Юго-Восточная Англия.

Транспорт

Великобритания имеет  высокоразвитую транспортную систему, а с вводом «Евротуннеля» она стала составлять единое целое со всей сетью дорог ЕС. Значительные изменения в транспортной системе произошли в середине 70-х годов, когда была создана развитая система трубопроводов (большая часть — под водой).

Островное положение  страны определяет лидирующую роль морского транспорта, который обслуживает 98% всех внешнеторговых перевозок. Для флота характерно преобладание грузового транспорта над пассажирским (танкеры, рефрижераторы, лесовозы,  рудовозы и др.).  Всего называется 36 портов (Лондонский, включая аванпорт Мэдуэй, Ливерпульский, Глазго).

Страна располагает  реками и судоходными каналами. Внутренние  водные  пути используются главным образом, в рекреационных целях. Во внутренних перевозках ведущее место принадлежит автомобильному транспорту. Общая протяженность автомобильных дорог составляет около 400 тыс. км. В настоящее время идет сокращение железнодорожных путей и снижение роли этого  вида транспорта из-за конкуренции автомобильного.

Роль воздушного транспорта велика в международных пассажирских перевозках: Лондонский аэропорт Хитроу — один из крупнейших в мире. Во всей транспортной системе особенно выделяется «коридор», сформировавшийся вдоль главной промышленной зоны Лондон-Ливерпуль.

Внешнеэкономические связи

Главная роль принадлежит торговле. Внешнеторговый оборот страны составляет около 470 млрд. долл. После вступления в ЕС основными торговыми партнерами ее стали европейские страны: в экспорте на долю ЕС приходится 53%, Северной Америки — 14, ведущими странами являются ФРГ (13,2%), США (12,6), Франция (10,2), Нидерланды (7,3). В структуре экспорта преобладает готовая продукция, главным образом, машиностроения, в последние годы возрастает доля наукоемкой продукции, а также химикатов. Главным изменением с 1970-х годов стало превращение Великобритании в экспортера нефти, а с недавнего  времени страна экспортирует и зерновые.

В импорте на долю ЕС приходится 51%, на Северную Америку — 13, ведущими импортерами являются ФРГ (15,2%), США (11,9), Франция (10,5), Нидерланды (6,8), Япония (6,0). В структуре импорта также преобладает готовая продукция, доля сырья и топлива не превышает 20%.

Ныне, несмотря на снижение потока импортного сырья, из стран Содружества продолжают поступать чай из Индии и Шри-Ланки (Великобритания занимает первое место в мире по потреблению чая на душу населения), хлопок и джут из Пакистана, олово из Малайзии, нефть из Кувейта (50% импорта). Торговля с Россией и восточно-европейскими странами незначительна.

Великобритания остается одним  из главных экспортеров капитала, хотя и сама служит крупным объектом приложения иностранного, особенно американского, капитала, доля которого в некоторых отраслях доходит до 50% (например, в автомобилестроении). Великобритания продолжает играть видную роль как финансовый центр мира: из 20 крупнейших банков мира два английских: «ХСБК Холдинге» и «Вестминстер Бэнк»,  занимающих 7-е и  17-е места соответственно.

Информация о работе Геополитика Великобритании