Биография Ф. Фукуямы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:30, реферат

Краткое описание

Фрэнсис Фукуяма родился в 1952 году в Чикаго в семье ученых-обществоведов.[1] По своему происхождению Ф. Фукуяма является японцем (родители – японские иммигранты), однако, родившись в Америке, он воспитывался в семье, которая полностью приняла американский образ жизни, что не могло не наложить серьезный отпечаток на формирование мировоззрения ученого и его научной будущей научной позиции.
С 1970 года Ф. Фукуяма изучал классическую литературу в Корнельском университете, а в 1974 году получил степень бакалавра в области политической философии. Далее он продолжил обучение в Йельском университете. В 1977 году Ф. Фукуяма защитил докторскую диссертацию по советской внешней политике на Ближнем Востоке. Таким образом, мы видим, что ученый получил самое разностороннее образование.

Содержание

1. Биография Фрэнсиса Фукуямы……………………………………..3
2. «Конец истории»?...............................................................................5
3. Создание нового врага …………………………..……………….....7
Литература……………………………………………………….…….10

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ФУКУЯМА.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)


10

 

Содержание

 

1.     Биография Фрэнсиса Фукуямы……………………………………..3

2.     «Конец истории»?...............................................................................5

3.     Создание нового врага …………………………..……………….....7

          Литература……………………………………………………….…….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Биография Фрэнсиса Фукуямы

Фрэнсис Фукуяма родился в 1952 году в Чикаго в семье ученых-обществоведов.[1] По своему происхождению Ф. Фукуяма является японцем (родители – японские иммигранты), однако, родившись в Америке, он воспитывался в семье, которая полностью приняла американский образ жизни, что не могло не наложить серьезный отпечаток на формирование мировоззрения ученого и его научной будущей научной позиции.

С 1970 года Ф. Фукуяма изучал классическую литературу в Корнельском университете, а в 1974 году получил степень бакалавра в области политической философии. Далее он продолжил обучение в Йельском университете. В 1977 году Ф. Фукуяма защитил докторскую диссертацию по советской внешней политике на Ближнем Востоке. Таким образом, мы видим, что ученый получил самое разностороннее образование.

В начале карьеры Ф. Фукуяма в большей степени считал себя не академическим ученым, а политическим исследователем - практиком, занимаясь аналитической работой в области внешней и внутренней политики страны. В 1979 году он начал работать в корпорации RAND - созданным ВВС США исследовательском институте по проблемам безопасности (до конца 1990-х годов)

В 1981 году Ф. Фукуяма начал работать в госдепартамент США (работал при Р. Рейгане и Дж. Буше-старшем). В начале 1980-х годов он участвовал в египетско - израильских переговорах по вопросам палестинской автономии.

Широкую известность Ф. Фукуяме принесли его геополитические взгляды на мироустройство в начале 90-х годов. Он спрогнозировал воссоединение Германии и необходимость роспуска Организации Варшавского договора.

В 1992 году Ф. Фукуяма издал книгу «Конец истории и последний человек (1992)», в основу которой была положена статья «Конец истории?» (1989 год, журнал «Национальный интерес»). И книга, и статья вызвали широкий общественный резонанс не только в США, но и за пределами страны.[2]

1990-е годы - важный этап в жизни ученого - Ф. Фукуяма стал более склоняться к деятельности в области академической науке. Несмотря на это, он остается активным политическим деятелем, проявляющим самое активное внимание к судьбе страны. Именно в это время он представляет мировой общественности свои произведения: «Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния» (1995), «Великий разрыв. Человеческая природа и воспроизводство социального порядка» (1999), «Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции» (2002), «Государственное строительство: управление и мировой порядок в 21 веке» (2004)

С 1996 по 2001 годы Ф. Фукуяма занимал должность профессора государственной политики в школе государственной политики в университете Джорджа Мэйсона, а с 2001 года является профессором международной политической экономии в школе перспективных международных исследований при университете Джонса Хопкинса.

Ф. Фукуяма является признаваемым в мире, авторитетным ученым. Он является членом Президентского Совета по Этике биологических исследований, редакционной коллегии журнала The Journal of Democracy, американской Ассоциации политической науки, Совета по международным отношениям, Тихоокеанского Совета по международной Политике и организации «Глобальная Деловая Сеть»

 

 

2.«Конец истории»?

В 1992 году Ф. Фукуяма издал книгу «Конец истории и последний человек », в основу которой была положена статья «Конец истории?» (1989 год).

Оба произведения вызвали самый широкий общественный резонанс, как в кругу обществоведов, так и в самых широких кругах. Интересным является тот факт, что в конце статьи Ф. Фукуяма ставит знак вопроса, таким образом, ставя под возможное сомнение оппонентов мысль о том, есть ли точка, к которой в развитии пришла современная цивилизация, ее неким концом. Он доказывает, что «у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив» , что «либеральная демократия может представлять собой «конечный пункт идеологической эволюции человечества» и «окончательную форму  правления  в человеческом  обществе», являясь тем самым «концом истории»».

Ф. Фукуяма стремится получить ответ на вопрос: «действительно ли в конце двадцатого столетия имеет смысл опять говорить о логически последовательной и направленной Истории человечества, которая, в конечном счете, приведет большую часть человечества к  либеральной демократии?». Таким образом, Ф. Фукуяма делает вывод, что «конец истории» вовсе не означает, что «исторические события больше не происходят, но история, понимаемая как эволюция человеческих обществ через различные формы правления, достигла своей кульминации в современной либеральной демократии и рыночном капитализме». Выдвигается тезис об установлении господства демократии и либерализма как основных формальных ценностей западной культуры. Но если посмотреть глубже, то мы увидим, что за этим тезисом скрывается ряд геополитических особенностей. Следовательно, выделив принципиальные моменты в работе Ф. Фукуямы, важно обратится к геополитическому настоящему и будущему мироустройства.

А.Г. Дугин выделяет ряд особенностей: «Труд фиксирован, ликвиден. Труд - созидание ценностей, восхождение (этимологически «восток»), Капитал - эксплуатация, отчуждение, грехопадение вещей (этимологически «запад»). Морская цивилизация - цивилизация либерализма. Сухопутная цивилизация - цивилизация социализма. Евразия, Суша, Восток, Труд, социализм - синонимический ряд. Атлантизм, Море, Запад, Капитал, либерализм, рынок - тоже синонимический ряд»». Таким образом, подводится вывод в геополитических терминах, что, по сути, «конец истории» означает «конец суши, Востока».[3]

Здесь проявляется важнейшая линия геополитического противостояния цивилизации суши и цивилизации моря, sea power и land power, Востока и Запада. Какую мы видим расстановку сил, кто выходит победителем из этого противостояния? Sea power и Запад. «Падение СССР знаменует собой падение последнего бастиона «иррационализма». С этим связано окончание Истории и начало особого планетарного существования, которое будет проходить под знаком Рынка и Демократии, которые объединят мир в слаженную рационально функционирующую машину», - подчеркивает А.Г. Дугин.

По сути, рассуждая в русле идей Ф. Фукуямы, мы можем говорить о победе и установлении господства атлантизма, моря, запада, либерализма. Именно о таком мироустройстве говорит Ф. Фукуяма. Победа морского могущества и установление западных ценностей.

Можно утверждать, что Ф. Фукуяма создает свою геополитическую стратегию и тактику развития США, особо подчеркивая роль страны как мирового гегемона, что «Соединенные Штаты попросту слишком далеко вырвались вперед по сравнению с любой другой страной по всем направлениям, определяющим державное могущество»

 

3.Создание нового врага

Победа Запада в «холодной войне» концептуально означает окончание биполярного и начало однополярного мира, при этом если чистые атлантисты (Хантингтон) предполагают, что эта однополярность будет относительной - выигравший Запад (The West) будет вынужден постоянно улаживать нарастающие межцивилизационные конфликты со «всем остальным миром» (The Rest) - то мондиалисты (Фукуяма, Аттали) видят беспроблемную доминацию Запада надо всей планетой как нечто уже случившееся.[4]

Победа Запада (во всем его объеме) может быть осознана двояко. Оптимисты либералы утверждают, что она окончательна, и что «история успешно завершена». Более осторожные говорят, что это лишь временный этап, и поверженный гигант сможет подняться при определенных обстоятельствах. Тем более, что победитель сталкивается с новой и совершенно непривычной для него ситуацией - ситуацией отсутствия врага, дуэль с которым составляла содержание его исторического бытия. Следовательно, актуальный субъект истории, оставшийся единственным, должен решать проблему пост-истории, что ставит перед ним новый вызов - останется ли он в этой пост-истории субъектом, или трансформируется в нечто иное?

Ф. Фукуяма говорит о том, что сегодня «существуют основания для того, чтобы считать, что западные ценности и институты в значительной мере приемлемы для многих, если не для большинства, не-западных народов», это сближение будет происходить в области культуры, политики и экономики, что свидетельствует об утверждении геополитической модели атлантизма, морского могущества. Однако Ф. Фукуяма подчеркивает тот факт, что в мире остаются силы, способные оказывать сопротивление этому могуществу.

Долгое время сопротивление оказывалось СССР и странами Варшавского договора. Однако распад блока (ранее предсказанный ученым) вывел сильнейшего игрока в противостоянии морского и сухопутного могущества из геополитической игры. Таким образом, на сегодняшний день, что особо подчеркивает Ф. Фукуяма, ислам является единственной основной мировой культурой, которая, возможно, сопротивляется модернити на глубинном уровне.

Соединенным Штатам необходимо создать центральный орган, укомплектованный постоянным штатом, для управления текущей и предстоящей деятельностью в области национально-государственного строительства; этот координирующий орган должен быть облечен достаточными полномочиями, чтобы в случае кризиса удержать под контролем конфликтующие правительственные ведомства; любая постоянно действующая организация, занятая национально-государственным строительством, должна поддерживать связи с подобными агентствами в других странах; работа по восстановлению должна оставаться исключительно под гражданским контролем - с начала перехода от стадии стабилизации в регионе к построению самостоятельных институтов, которые в конечном итоге дадут Соединенным Штатам возможность «уйти красиво».

Таким образом, «великая миссия» США видится Ф. Фукуямой в «обучении других наций искусству самостоятельного управления», что, по сути, на наш взгляд, может означать формальную попытку установления однополярного мира в рамках современной цивилизации, попытка полностью свести до минимума геополитическое противостояния могуществ, заменив его некой фикцией.

В определенном смысле американская республика с самого момента своего основания, сразу же после принятия Декларации о Независимости, вступила на путь революции, полагая, что созданные ею институты будут иметь смысл не только в самих США, но и во всем остальном мире. Именно отсюда берет начало идеалистическая составляющая американской внешней политики, именно в этом и заключается объяснение того факта, что американцы путают свои интересы с интересами международного сообщества, и с таким скептицизмом относятся к многонациональным организациям. В дальнейшем рассуждении Ф. Фукуяма все-таки идет на небольшие уступки, подчеркивая, что эта модель не является совсем правильной, «для поддержания миропорядка должно быть создано большое число международных организаций, способных и упорядочивать положение в мире, и быть источником правосудия». Но будут ли эти организации иметь реальное влияние на расстановку мировых сил? США, испытав на себе атаку со стороны международного терроризма, утверждает ученый, «станет и более обыкновенной страной - страной с более конкретными интересами и своими слабыми местами, а не державой, полагающей, что может единолично определять, каким быть миру, в котором она существует». Однако с позиции сегодняшнего дня и, оглядываясь, назад сложно поверить в эти слова и не подвергнуть их критическому переосмыслению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Биография и основные труды Дугина А. Г. www. dugin.ru

2. Новое Большое Пространство: мондиализм или Империя? www.novsu.ru

3. Онлайн-энциклопедия «Кругосвет» – Ф. Фукуяма www.krugosvet.ru

4. Экономика, построенная культурой – Отрывки из книги Ф. Фукуямы «Доверие» www. 1september.ru

 



[1] Экономика, построенная культурой – Отрывки из книги Ф. Фукуямы «Доверие» www. 1september.ru

 

[2] Онлайн-энциклопедия «Кругосвет» – Ф. Фукуяма www.krugosvet.ru

 

[3] Биография и основные труды Дугина А. Г. www. dugin.ru

 

[4] Новое Большое Пространство: мондиализм или Империя? www.novsu.ru

 


Информация о работе Биография Ф. Фукуямы