Армения между двумя союзами: Европейским и Евразийским

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности положения Республики Армения по отношению к Европейскому и Евразийскому союзам.
Задачи работы – определить место и роль Армении в мировом сообществе, рассмотреть тенденции развития экономики Армении на современном этапе, изучить возникшие проблемы и перспективы развития интеграции в рамках ЕС, дать понятие определению Еврозона, рассмотреть ее сущность, определить перспективы расширения ЕС, изучить развитие экономического сотрудничества между ЕС и Арменией: проблемы и перспективы углубления отношений стран-участников в Евразийском союзе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1. ЕС и Армения: Восточное партнерство……………………………….6
1.1. Политическое взаимодействие…………………………………………….6
1.2. Экономическое сотрудничество…………………………………………14
1.3. Упрощение визового режима…………………………………………….20
Выводы по главе 1……………………………………………………………….21
Глава 2. Перспективы вступления Армении в Евразийский Союз..22
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Армения и ЕС_курсовая.docx

— 53.76 Кб (Скачать файл)

Реферат: Армения  между двумя союзами: Европейским  и Евразийским 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3 
Глава1. ЕС и Армения: Восточное партнерство……………………………….6

    1. Политическое взаимодействие…………………………………………….6
    2. Экономическое сотрудничество…………………………………………14
    3. Упрощение визового режима…………………………………………….20

Выводы по главе 1……………………………………………………………….21

Глава 2. Перспективы вступления Армении в Евразийский Союз..22 
Заключение………………………………………………………………………26 
Список литературы……………………………………………………………..28

 

Введение

 

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств [10]. Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.[3]

ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность),[3] однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

В Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия,Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.[3]

В настоящий момент 6 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция, Хорватия и Черногория, при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения.[10] 

30 июня 2011 года Хорватия завершила переговоры о вступлении. Присоединение к Евросоюзу должно совершиться 1 июля 2013 года, при этом государство станет 28 участником организации. Договор о вступлении был подписан 9 декабря 2011 года. После подписания договора его должны ратифицировать как Хорватия, так и страны — участницы Евросоюза[10].

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. [10] Карликовые государства Европы: Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

Армения оказалась в центре внимания ЕС относительно поздно по сравнению  с другими странами Восточной  Европы преимущественно из-за нехватки энергоресурсов. Дипломатические усилия ЕС в регионе Южного Кавказа в основном были сосредоточены на революционной Грузии и на богатом энергоресурсами Азербайджане. Однако в соответствии с всеобъемлющим подходом ЕС Армения также стала рассматриваться ЕС, а в 2004 году вместе с Грузией и Азербайджаном была включена в «Европейскую политику соседства» (ЕПС). 

Евразийский Союз (ЕАС), полное название Евразийский Экономический Союз — проект союза суверенных государств с единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством, предполагаемого к созданию на базе союза России, Казахстана и Беларуси и соответствующих отраслевых тесных интеграционных структур СНГ —ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, Таможенного союза. В настоящий момент декларацию о создании Евразийского Союза подписали три страны – Россия, Казахстан, Белоруссия; страны-кандидаты – Киргизия, Таджикистан [2].

Цель курсовой работы – рассмотреть  особенности положения Республики Армения по отношению к Европейскому и Евразийскому союзам.

Задачи работы – определить место  и роль Армении в мировом сообществе, рассмотреть тенденции развития экономики Армении на современном  этапе, изучить возникшие проблемы и перспективы развития интеграции в рамках ЕС, дать понятие определению  Еврозона, рассмотреть ее сущность, определить перспективы расширения ЕС, изучить развитие экономического сотрудничества между ЕС и Арменией: проблемы и перспективы углубления отношений стран-участников в Евразийском  союзе.

Объектом исследования является интеграция Армении в Европейский и Евразийский Союзы.

Предметом исследования является геополитический  эффект от интеграции Армении в Европейский  и Евразийский Союзы.

Данная тема плохо освещена в  учебной литературе, поэтому в  исследовании были использованы данные из нормативных документов (Соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве между Республикой Армения и Европейским Сообществом и странами членами, подписанное 22 апреля 1996г.,  вступило в силу 1 июля 1999г.; Соглашение о Некоторых Аспектах воздушного сообщения между Республикой Армения и Европейским Сообществом, подписанное 9 декабря 2008г., вступило в силу 12 ноября 2009г.); из официальных публикаций первых лиц государств - официальный сайт Министерства Иностранных Дел Республики Армения// URL-источник http://www.mfa.am/ru/; публикации выступлений Президента РФ; а также из публикаций политологов и экспертов. Использовалась учебная литература: Введение в право Европейского Союза: учебник, под ред. С.Ю. Кашкина, а также Современный экономический словарь, под ред. Б. А. Райзберга.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. ЕС и Армения: Восточное партнерство

    1. Политическое взаимодействие

 

«Восточное  партнерство» (ВП) – это программа  открытого сотрудничества Европейского союза с 6 странами: Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной. Создателями программы были Польша и Швеция. «Восточное партнерство» было создано с целью сближения  и углубления сотрудничества государств Восточной Европы и Южного Кавказа с Европейским союзом. Основными задачами ВП являются установление политического сообщества, создание углубленных и укрепленных зон свободной торговли, а также стремление к отмене визового режима. ВП представляет собой новое качество отношений между ЕС и государствами, охваченными программой интеграции, участие в нем может удовлетворять государства, заинтересованные только сотрудничеством с ЕС, или те, которые стремятся к полной европейской интеграции.[10]

Программа «Восточное партнерство» была запущена 7 мая 2009 года на саммите Европейского союза в Праге. Корни программы  можно, однако, искать уже в мае 2008 г., когда Польша и Швеция предложили углубить отношения с восточными соседями, охваченными Европейской  политикой соседства (ЕПС).

"Восточное партнерство” является  дополнением к «Северному измерению»  и «Средиземноморскому союзу» [10] и является площадкой для переговоров по визовым соглашениям, соглашениям о свободной торговле и стратегическому партнерству с государствами — восточными соседями, заменяя переговоры о расширении Евросоюза и вступления туда этих государств. В программе участвуют Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина и Белоруссия. Поскольку Восточное партнерство не имеет собственного секретариата, оно будет контролироваться непосредственно Европейской Комиссией.

Изначально нужно понять, что эта программа отнюдь не гарантирует странам-участницам полноценное членство в ЕС. Об этом также неоднократно завяли высокопоставленные лица ЕС. Так как изначально программа не преследовала такую цель, она представляет собой некое измерение и площадку для диалога между странами-участницами программы и ЕС, для интеграции последних с Европой.

Стремления к ЕС Армении не были столь же откровенными, как у ее западных соседей (Грузия, Молдова и  Украина). Конфликт с Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха, закрытая граница с Турцией и отрицательный экономический эффект от конфликтов в Грузии поставили Армению в сложную геополитическую ситуацию. Эти факторы способствовали формированию ее русско-ориентированной внешней политики и политики безопасности. О роли Москвы как гаранта безопасности свидетельствует факт членства Армении в ОДКБ [5].

Тем не менее, заинтересованность Армении  в ЕС возросла с момента запуска  «Восточного партнерства» (ВП) в 2009 году. В отличие от правительств других стран ВП Армения была более  оптимистична настроена относительно потенциала «Восточного партнерства», способного дать существенные выгоды для страны. 

Правительство Армении рассматривает интеграцию в ЕС, как источник экономических возможностей с точки зрения торговли, инвестиций и помощи, а также с позиции улучшения положения  Армении в регионе. Однако, несмотря на народную поддержку интеграции с ЕС, правительство осторожно избегает разговоров о членстве таким образом, чтобы защитить свои отношения со своим стратегическим партнером Россией. 

Внешняя политика Армении основана на принципе «взаимодополняемости», что влечет за собой укрепление позитивных отношений со всеми государствами в регионе, а также с региональными интересами. Армения весьма дипломатична и старается не использовать разногласия между Россией и Западом.

Стратегия национальной безопасности 2007 года содержит в себе план развития отношений Армении с европейскими структурами и ЕС в качестве приоритета во внешней политике [8]. Участие Армении в процессе европейской интеграции, наряду с другими постсоветскими государствами, находится в центре внимания международной составляющей внешней стратегии безопасности страны. В рамках этого, европейская интеграция и ЕС упоминаются в нескольких контекстах: принятие европейской модели развития, участие в региональных транспортных и энергетических программах сотрудничества при поддержке ЕС, реформа системы образования и применение опыта реформ в странах Восточной Европы.

Сотрудничество с Европейским  союзом декларируется как одно из ключевых направлений внешней политики Армении, что подтверждается на официальном  сайте Министерства Иностранных  дел Республики Армения [8]. Политический диалог между Арменией и ЕС находится  на высоком уровне, чему свидетельствуют  многочисленные визиты высокопоставленных лиц.[8]

В июне 2004 Армения была включена в Европейскую Политику Соседства. План действий ЕПС был подписан в  ноябре 2006 года. Пятилетним Планом действий ЕПС, который вступил в силу 1 января 2007 года, Армения взяла обязательство  сотрудничать и достичь продвижения  в 8 приоритетных областях – правосудие, права человека, экономика, улучшение  инвестиционного климата, административные реформы и законодательная апроксимация, энергетический сектор, регионального сотрудничество и способствовать решению Нагорно-Карабахской проблемы. Для наиболее эффективного регулирования процесса имплементации Плана действий ЕПС, указом Президента была учреждена Межведомственная Комиссия по координации сотрудничества с европейскими структурами. Председатель Совета Национальной Безопасности был назначен главой Комиссии. В апреле 2012г. утвержден комплекс мероприятий на 2012-2013гг. для обеспечения выполнения плана действий политики европейского соседства РА – ЕС.

Саммит глав государств и  правительств 27 стран членов ЕС и 6 Восточных  партнеров в Праге, 7-ого мая 2009, ознаменовал начало Восточного партнерства. Делегацию Республики Армения возглавлял Президент Серж Саргсян. Совместная декларация Восточного партнерства, подписанная во время саммита, служит основой для более тесного сотрудничества и новых инициатив. Целью Восточного партнерства является расширение сотрудничества между 27 странами-членами ЕС и Арменией, Грузией , Азербайджаном, Беларусью, Молдовой и Украиной.

Значительная часть повестки Восточного партнерства определяется в двустороннем измерении. Всем восточным  партнерам предлагается подписать  Соглашения об ассоциации, которые  будут отличаться в зависимости  от амбиций сотрудничества и требований данной страны. Соглашения об ассоциации регулируют апроксимацию с правом ЕС и гармонизацию в различных сферах.

Для многостороннего сотрудничества в рамках ВП сформированы четыре тематические платформы: 1. Демократия, эффективное  управление и стабильность, 2. Экономическая  интеграция и конвергенция с политикой  ЕС, 3. Энергетическая безопасность,4. Гуманитарные контакты.

29-30 сентября 2011г. в Варшаве  состоялся второй саммит Восточного  партнерства, в котором принимал  участие Президент РА Серж  Саргсян. По итогам саммита главами (представителями) государств и правительств стран-членов ЕС и пяти восточных стран-партнеров была принята совместная декларация. Декларацией предусматривается придать новый импульс Восточному партнерству, уделяя внимание следующим направлениям:

  • Более тесное взаимное сотрудничество: политическая ассоциация, социально-экономическая интеграция и мобильность;
  • Расширенное отраслевое сотрудничество;
  • Участие стран-партнеров в программах и агентствах ЕС;
  • Укрепление многостороннего сотрудничества.[8]

Информация о работе Армения между двумя союзами: Европейским и Евразийским