Мониторинг и кадастр природных ресурсов на территории Смоленской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:23, реферат

Краткое описание

Классификация видов мониторинга: 1. мониторинг источников воздействия и отходов (сбросы, выбросы, размещение и удаление отходов, использование ресурсов и готовой продукции); 2. мониторинг факторов воздействия (физические, химические, биологические факторы воздействия); 3. мониторинг состояния биосферы географический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками и озерами) и биологический мониторинг (биота).

Содержание

Теоретические положения мониторинга природных ресурсов
Основные понятия и классификация
Единая государственная система мониторинга окружающей среды
Нормативно-правовая база мониторинга окружающей среды
Органы, ведущие мониторинг природных ресурсов (земель, водный и т.д.)
Теоретические положения кадастров
Основные понятия природных ресурсов и их классификация
Понятия кадастра и его виды
Нормативно-правовая база кадастров природных ресурсов
Информатизация мониторинга и кадастров
Понятие информатизации
Способы и методы формирования информации мониторинга и кадастров
Анализ состояния земель в регионе
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

monitoring.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Ведение земельного кадастра поручено органам Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации.

Кадастр месторождений полезных ископаемых. Характеристика кадастра дается в Законе РФ о недрах (ст. 30, 32). Его ведение  поручено Комитету по геологии и использованию  недр. Кадастр включает сведения о народнохозяйственной ценности каждого месторождения полезных ископаемых, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки.

Всего выделяют 9 кадастров и реестров.

Система комплексных территориальных  кадастров природных ресурсов и объектов (далее КТКПР) формируется для обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в Российской Федерации.

КТКПР является частью территориальной  информационной системы и представляет собой государственный свод системно-организованных данных о природных ресурсах и природных объектах в границах административной территории (субъект Российской Федерации, округ, район), предназначенных для обеспечения процесса принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Комплексность информации в КТКПР  достигается путем использования  расчетных интегральных показателей, итеративных экспертных оценок на основе анализа кадастровых и других данных по учету отдельных природных ресурсов, а также данных экологического мониторинга и государственной статистики. Информация КТКПР используется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, общественными объединениями в целях:

разработки стратегии устойчивого  социально-экономического развития территорий и обеспечения экологических  приоритетов этого развития;

гармонизации природно-ресурсных  отношений между городскими и  окружающими их сельскими территориями;

выравнивания уровня социально-экономического развития районов в пределах территории субъекта Российской Федерации;

определение стратегических направлений  для государственных и частных инвестиций на территорию субъекта Российской Федерации, гарантирующих не истощаемое использование его природно-ресурсного потенциала;

в других целях, направленных на сохранение окружающей среды и природных  ресурсов.

КТКПР создается на основе современных геоинформационных и телекоммуникационных технологий, что означает включение в него систем создания и поддержания цифровых кадастровых карт и планов, баз данных по учету природных ресурсов и загрязнения природных сред, а также технических и программных средств для работы в различных режимах удаленного доступа. Таким образом, КТКПР представляет собой распределенную информационную систему, в которой, с ориентацией на конечного пользователя, можно выделить три подсистемы:

информационно-справочная подсистема;

сопровождающая подсистема;

подсистема расширения.

Назначение информационно-справочной подсистемы - обеспечение структурных  подразделений органов государственной  власти необходимой информацией  по объектам охраны природы и рационального использования природных ресурсов в интересующем их масштабе и с заданной детализацией, представляемой в виде документов установленной формы и средств наглядного представления информации (карт, схем, графиков, и т.д.).

Назначение сопровождающей подсистемы - поддержание в актуальном состоянии баз графической и семантической информации, а также математического обеспечения для работы информационно справочной подсистемы.

Система должна функционировать в  рамках региональной вычислительной сети на уровне двух первых подсистем.

Назначение подсистемы расширения - организация пополнения баз графической  и семантической информации принципиально  новыми слоями и реквизитами, подключение  новых математических моделей и  организация интерфейса для автоматизированного обеспечения новых моделей данными из ранее созданных баз, исключая дублирование информации. Следует подчеркнуть, что подсистема расширения работает на первые две и является главнейшим элементом обеспечения жизнеспособности столь крупной информационной системы как КТКПР при изменяющихся внешних условиях, начиная с нормативно-законодательной базы и кончая уровнем программных и технических средств

В состав КТКПР на первом этапе  входят автоматизированные базы кадастров, ряд из которых уже разработаны  и проходят опытную эксплуатацию:

земельных ресурсов;

водных ресурсов;

лесных ресурсов;

геоботанических ресурсов;

животного мира;

месторождений полезных ископаемых;

атмосферных загрязнений и охраны атмосферного воздуха;

промышленных и бытовых отходов.

Информация КТКПР хранится на машинных носителях и адаптирована для  пользования лицами, принимающими решения, в области:

-обеспечения управленческих решений  в эколого-ресурсной сфере на  уровне субъектов Российской  Федерации и ниже;

-проведения функционального зонирования территории для установления экологически обоснованных режимов и регламентации по ее использованию;

-организации и реорганизации  размещения производительных сил; 

-реализация инвестиционных целевых  программ развития отдельных  территорий;

-изменения структуры и базы  налогообложения в регионе; 

-ресурсосбережения, рационального  использования природных ресурсов  и охраны окружающей среды; 

-обеспечения санитарной и экологической  безопасности;

-разграничения компетенции по  распоряжению природными объектами между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;

-приватизации природных объектов.

При формировании и ведении КТКПР  используются компьютерные системы  сбора, обработки, хранения и предоставления кадастровой информации. Вопросы выбора масштабов, программного обеспечения и видов технических средств для применения в целях ведения КТКПР решаются органами государственного управления субъектов Федерации при участии заинтересованных ресурсных ведомств и Федеральной службы геодезии и картографии, исходя из необходимости обеспечения сопоставимости, сопряженности систем управления базами данных и геоинформационных систем, используемых в различных отраслевых и территориальных кадастрах и реестрах.

  1. Информатизация мониторинга и кадастров
    1. Понятие информатизации

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности  воспринять эту информацию в полной мере. Образование больших потоков информации обусловливается: чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п.; постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности; и т.д. Как результат – наступает информационный кризис. Одним из проявлений которого является: появление противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработки информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации.

Это породило весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества.

Информатизация – это процесс  создания, развития и всеобщего применения информационных средств и технологий, обеспечивающих кардинальное улучшение качества труда и условий жизни в обществе.

Информатизация тесно связана  с внедрением информационно - вычислительных систем, с повышением уровня автоматизации  организационно - экономической, технологической, административно - хозяйственной, проектно- конструкторской, научно- исследовательской и других видов деятельности.

Основные задачи информатизации:

- модернизация информационно - телекоммуникационной инфраструктуры;

- развитие информационных телекоммуникационных  технологий;

- эффективное формирование, использование информационных ресурсов и обеспечение широкого и свободного доступа к ним; информационный ресурс получает приоритет по сравнению с прочими материальными ресурсами, он служит основой создания информационного продукта;

- обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых СМИ;

- создание необходимой нормативно- правовой базы построение информационного  общества;

- привитие населению информационной  культуры, т.е. умение целенаправленно  работать с информацией и использовать её для получения, передачи, обработки и использования компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информатизация – это сложный  социальный процесс, связанный со значительными  изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Информатизация общества – это  глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

В настоящее время все страны мира в той или иной степени  осуществляют процесс информатизации. В любой стране независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества.

Цель информатизации – улучшение  качества жизни людей за счёт увеличения производительности и облегчения условий  их труда.

 

    1.  Способы и методы формирования информации мониторинга и кадастров

Методы получения  и использования информации мониторинга  земель

Для получения  необходимой информации при ведении  мониторинга земель применяются  методы дистанционного зондирования, наземных съемок и наблюдений, а  также фондовые данные.

Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки  и хранения информации в соответствующих  территориальных органах по управлению земельными ресурсами.

Полученные  результаты мониторинга земель накапливаются  в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.

Граждане, предприятия и учреждения, международные  организации, иностранные юридические  и физические лица пользуются данными  мониторинга земель в установленном  порядке. 

Земельный кадастр как составная  часть народнохозяйственного учета  страны базируется на статистических приемах получения, обработки и  анализа необходимых сведений о правовом, природном и хозяйственном состоянии земель. Получение исходной информации для изучения определенного обьекта исследования в статистике называют наблюдением. Сущность статистического наблюдения заключается в планомерном научно организованном сборе массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни, необходимых для решения каких-либо вопросов. Так, при анализе характера использования земель для экономической оценки собирают данные о распределении земель между землепользователями, составе угодий, почвенном покрове, посевных площадях, урожайности, количестве вносимых удобрений, затратах труда и средств производства и на этой основе делают соответствующие выводы о доходности, окупаемости затрат на землях различного качества и составляют шкалу оценки земель. 
 
Статистические наблюдения являются основным звеном исследований. Они дают исходные материалы для анализа того или иного явления. Поэтому вполне естественно, что от полноты и качества данных, полученных при наблюдении, зависит обоснованность выводов, сделанных в результате анализа статистических данных. Следовательно, необходимым условием статистического наблюдения являются точность и строгая достоверность собранных сведений. 
 
Статистические наблюдения проводятся по определенному плану. В плане наблюдения указываются формы, виды и способы наблюдения, а также организационные мероприятия по осуществлению наблюдения. 
 
Основными формами статистического наблюдения являются отчетность и перепись. Отчетность – это такая форма наблюдения при которой статистические органы в определенные сроки получают от соответствующих предприятий, организаций и учреждений необходимые материалы в виде установленных законом документов. 
 
Однако при всем многообразии отчетности она не дает материалов по целому ряду вопросов. Понекоторым показателям отчетность вообще не составляется. Поэтому возникает необходимость проведения специальных статистических наблюдений, к которым относится перепись. Переписью называется такая форма наблюдения, при которой статистические органы собирают материалы путем специально организуемых на определенную дату обследований. В нашей стране периодически производится перепись плодово-ягодных насаждений, мелиоративных сооружений, перепись орошаемых и осушенных земель в виде из инвентаризации и т.д. Перепись дает дополнительные сведения, которых нет в отчетности, расширяет данные отчетности, а также проверяет их достоверность. 
 
По времени проведения статистические наблюдения подразделяются на два вида: непрерывные, или текущие, наблюдения и прерывные. При текущем наблюдении изменения в состоянии обьекта исследования регистрируются систематически, по мере их наступления. Поэтому текущие наблюдения обычно называют непрерывными. К текущим наблюдениям в земельном кадастре относится государственная регистрация землепользований с отражением изменений в правовом положении земель в текстовых и планово-картографических документах. Сюда же можно отнести наблюдения за приусадебным землепользованием колхозников, рабочих и служащих. Все изменения в приусадебном землепользовании, по мере того как они происходят, отражаются в земельнокадастровой книге предпритятия, организции и учреждения. Для успешного осуществления текущего наблюдения необходимо, чтобы регистрация производилась своевременно, т.н. между моментом возникновения факта и его регистрацией не должно быть большого разрыва. Изменения в приусадебном землепользовании в порядке текущего наблюдения отражаются в земельнокадастровых документах не позднее 15 дней, после того как они фактически произошли. 
 
Прерывные наблюдения подразделяются на периодические и единовременные. Периодическое наблюдение проводится через определенные, строго установленные сроки. Как правило, оно подводит итог текущему учету и дает материал для отчетности. 
 
Единовременным называют такое наблюдение, которое проводится для изучения явления на определенный момент времени или по специальному заданию. Эти наблюдения проводятся нерегулярно, по мере необходимости. К ним относят, например, переписи многолетних насаждений, инвентаризации орошаемых и осушенных земель, почвенные, мелиоративные и геоботанические обследования, новые сьемки землепользований, которые осуществляются по мере того, как имеющийся плановый материал устарел настолько, что корректировка нецелесообразна. 
 
По степени полноты охвата единиц, входящих в обьект исследования, статистические наблюдения подразделяются на два вида: сплошные и несплошные. Сплошным называется такое наблюдение, при котором регистрируются все без исключения единицы обьекта исследования. Примером сплошного наблюдения можно считать сьемки землепользований для учета по составу угодий и их подвидов, сплошное обследование земель для учета их качественного состояния и т.п. 
 
Несплошное наблюдение охватывает часть единиц изучаемой совокупности. Оно ведется различными методами: метод основного массива, выборочный метод, анкетный метод и монографический метод. 
 
Метод основного массива заключается в том, что наблюдению подвергаются не все единицы обьекта исследования, а только основные, имеющие преобладающий удельный вес в изучаемом обьекте, а остальная часть, большая по количеству единиц, но с незначительным удельным весом, остается вне наблюдения. 
 
При выборочном наблюдении обследованию подвергается только некоторая часть единиц исследуемой совокупности, а результаты обследования этой части распространяются на всю совокупность путем прямого пересчета или с помощью коэффициентов.

Информация о работе Мониторинг и кадастр природных ресурсов на территории Смоленской области