Мониторинг и кадастр природных ресурсов на территории Смоленской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:23, реферат

Краткое описание

Классификация видов мониторинга: 1. мониторинг источников воздействия и отходов (сбросы, выбросы, размещение и удаление отходов, использование ресурсов и готовой продукции); 2. мониторинг факторов воздействия (физические, химические, биологические факторы воздействия); 3. мониторинг состояния биосферы географический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками и озерами) и биологический мониторинг (биота).

Содержание

Теоретические положения мониторинга природных ресурсов
Основные понятия и классификация
Единая государственная система мониторинга окружающей среды
Нормативно-правовая база мониторинга окружающей среды
Органы, ведущие мониторинг природных ресурсов (земель, водный и т.д.)
Теоретические положения кадастров
Основные понятия природных ресурсов и их классификация
Понятия кадастра и его виды
Нормативно-правовая база кадастров природных ресурсов
Информатизация мониторинга и кадастров
Понятие информатизации
Способы и методы формирования информации мониторинга и кадастров
Анализ состояния земель в регионе
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

monitoring.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрогеологическими, гидрогеохимическими, санитарно - химическими, микробиологическими, паразитологическими, радиологическими и токсикологическими показателями их состояния, сбор, обработку и передачу полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, оценки и прогнозирования их развития, выработку рекомендаций по предотвращению вредных последствий и определению степени эффективности осуществляемых водохозяйственных мероприятий.

Мониторинг недр представляет собой систему наблюдений за состоянием недр для обеспечения рационального использования государственного фонда недр и своевременного выявления их изменений, оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Данные мониторинга недр обобщаются в Государственном кадастре недр.

Мониторинг особо охраняемых природных  территорий - система наблюдений для  изучения естественного течения  природных процессов и влияния  изменений состояния окружающей среды на экологические системы  особо охраняемых природных территорий. Данные мониторинга особо охраняемых природных территорий обобщаются в Государственном кадастре особо охраняемых природных территорий.

Мониторинг горных экосистем и  опустынивания - наблюдение за опустыниванием и его последствиями и состоянием горных экосистем.

Мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства  лесов, пользования лесным фондом, сохранения биологического разнообразия и экологических функций лесов. Данные мониторинга лесов обобщаются в Государственном лесном кадастре.

Мониторинг животного мира представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики объектов животного мира в целях государственного управления в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и сохранения биологического разнообразия. Данные мониторинга животного мира обобщаются в Государственном кадастре животного мира.

Мониторинг растительного мира представляет собой систему наблюдений оценки состояния объектов растительного мира в целях их изучения, охраны, воспроизводства и устойчивого использования.

Единая государственная система  мониторинга окружающей среды и  природных ресурсов - многоцелевая информационная система, включающая наблюдение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также анализ данных об их фактическом состоянии для принятия управленческих и хозяйственных решений в целях обеспечения экологической безопасности, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также санитарно - эпидемиологического благополучия населения.

Единая государственная система  мониторинга окружающей среды и  природных ресурсов организуется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды совместно со специально уполномоченными государственными органами.

Принципами Единой государственной  системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов являются:

  1. функционирование на основе единого организационного, методологического, метрологического и информационного подхода;
  2. максимальное использование возможностей существующих государственных и иных систем мониторинга.

Задачами Единой государственной  системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов являются:

  1. получение достоверной и сопоставимой информации о состоянии окружающей среды, биоразнообразия и экосистем, об источниках антропогенного воздействия, факторах среды обитания, влияющих на состояние здоровья населения;
  2. оценка и прогноз состояния окружающей среды, уровней антропогенного воздействия, показателей состояния биосферы, функциональной целостности экосистем;
  3. обеспечение данными для проведения анализа эффективности принимаемых управленческих решений и проводимых мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

Единая государственная система  мониторинга окружающей среды и  природных ресурсов формируется  на базе действующих в систем и  подсистем мониторинга, охватывающих прямо или косвенно вопросы охраны окружающей среды, включая среду обитания и здоровье населения.

Специально уполномоченные государственные  органы в соответствии с их компетенцией обязаны проводить изучение природных  объектов и организовывать виды (подсистемы) мониторинга.

  1. Теоретические положения кадастров
    1. Основные понятия природных ресурсов и их классификация

            Природные ресурсы -  элементы природы, часть совокупности природных условий и важнейшие компоненты природной среды, которые используются (либо могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства.

Природные ресурсы являются главным  объектом природопользования, в процессе которого они подвергаются эксплуатации и последующей переработке. Природные  ресурсы, лишенные природных связей в результате воздействия труда, переходят в разряд природного сырья.

Запасы представляют собой ту оцененную часть сырья, которую человек в состоянии использовать на базе достигнутых технологических,  экономических и социальных условий в соответствии с очередностью их промышленной эксплуатации.

В системе экономики природопользования существует несколько подходов к классификации природных ресурсов. В наиболее общем виде под классификацией природных ресурсов понимается их разделение на группы по определенным признакам.

С учетом природного происхождения  ресурсов, а также их огромного  экономического значения разработаны  следующие классификации природных  ресурсов.

1. Природная (генетическая) классификация — классификация по природным группам: минеральные (полезные ископаемые), водные, земельные (в том числе почвенные), растительные (том числе лесные), климатические ресурсы животного мира, энергии,  природных процессов (солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, энергия ветра и т.п.). Часто ресурсы растительного и животного мира объединяют в понятие «биологические ресурсы».

2. Экологическая классификация  природных ресурсов основана на признаках исчерпаемости и возобновимости их запасов.

По данному признаку выделяют ресурсы: неисчерпаемые, исчерпаемые невозобновимые, исчерпаемые возобновимые.

3. В зависимости от  характера использования вся совокупность природных ресурсов может быть условно разделена на две основные группы:

средства труда и предметы потребления.

4. В зависимости от возможности замены одних ресурсов другими, все виды природных ресурсов подразделяются на заменимые и незаменимые.

5. По техническим возможностям эксплуатации выделяют

реальные природные  ресурсы, которые используются при данном уровне развития производительных сил и потенциальные (прогнозные) ресурсы.

6. По степени разведанности запасы полезных ископаемых подразделяются на четыре категории А, В, С1, С2, характеризующиеся различной степенью изученности.

Категория А - это вполне изученные, разведанные  и подготовленные к добыче запасы. Запасы категория В и С1 — разведаны с относительно меньшей детальностью. Категория С2 — запасы оценены предварительно.         

 Кроме того, выделяются прогнозные  запасы для оценки новых месторождений,  бассейнов и перспективных  территорий.

    1. Понятия кадастра и его виды

Кадастры – это систематизированная система сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими.

Порядок ведения кадастров  устанавливается в основном или федеральным законом, или постановлениями Правительства.

На сегодняшний день в РФ существуют следующие виды кадастров, имеющих статус государственных и формируемых в зависимости от объекта учета – природного ресурса:

1) земельный кадастр – это систематизированный свод получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Документы земельного кадастра делятся:

– на основные – Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты;

– вспомогательные – книги учета документов, выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети;

– производные – документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, ее субъектов, муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры и иные справочные аналитические документы. Для надлежащего учета земель и ведения кадастра Указом Президента РФ была создана Федеральная служба земельного кадастра РФ, в результате административной реформы 2004 г. преобразованная в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

2) лесной кадастр – свод сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов РФ, в том числе о составе древесных пород, возрастном составе леса, групп и категорий защитности, экономической оценке и др.;

3) кадастр животного мира – систематизированные сведения о географическом распространении, численности, составе, хозяйственном использовании, мерах охраны, о среде обитания объектов животного мира;

4) водный кадастр – это систематизированный свод данных о водных объектах и их водных ресурсах, их использовании, категориях пользователей;

5) кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно залегающих ископаемых, условиях их разработки, геоэкономической оценке;

6) кадастр особо охраняемых природных территорий – свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной ценности этих территорий;

7) кадастр отходов включает сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по использованию, местах размещения и т. п.;

8) территориальные кадастры природных ресурсов и объекта содержат данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, так как отражают сведения о всех природных ресурсах на территории субъекта РФ.

    1. Нормативно-правовая база кадастров природных ресурсов

 

Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов: опыт разработки и ведения.

Несколько лет назад разговоры  о комплексном территориальном  кадастре природных ресурсов принимались  с недоумением и раздражением почти всеми федеральными ведомствами. Признавалась только компетенция федеральных служб на их создание и ведение.

1998 год уже  прошел под разговоры почти  всех ведомств о необходимости  комплексного территориального  кадастра и о роли муниципалитетов  в этом процессе. Времена меняются. Муниципальные власти в городах стали реально управлять своими территориями. Управление территорией предполагает полное владение ситуацией, что означает наличие у органа управления точных комплексных сведений о состоянии управляемого объекта.

Кадастрами  природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей. Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определяется денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природного ресурса. По общим их целям и структуре все они образуют единую экономико-правовую схему. Кадастры бывают двух видов: территориальные и отраслевые.

Территориальные кадастры - это кадастры, которые  ведутся в отдельной территории и охватывают все элементы окружающей среды в данной территории. А отраслевые кадастры ведутся уже по отдельным элементам. Примеры отраслевых кадастров:

Земельный кадастр.

По Земельному кодексу РСФСР 1991 г. (ст. 110) земельный  кадастр включает в себя систему  следующих сведений: количество земель, распределение земель по категориям, качественный состав земель, распределение земель по использованию, собственники земли, владельцы, пользователи, арендаторы. Данные кадастровой оценки земель применяют при планировании использования земель, распределении по целевому назначению, их предоставлению и изъятию, при определении платежей за землю, для оценки степени рационального использования земель.

Информация о работе Мониторинг и кадастр природных ресурсов на территории Смоленской области